?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Скучные книги.

Есть такая категория авторов, которые, по меткому замечанию Анатолия Мариенгофа, вначале становятся писателями для юношества, а потом и вовсе для детей. К этому виду книг можно отнести практически всю беллетристику XIX века - Майн Рид, Артур Конан Дойл, Жюль Верн, Дюма, Гринвуд, Войнич, Гектор Мало - все эти авторы писали "взрослые" книги и в настоящий момент абсолютно все они читаются исключительно детьми (если вообще читаются).

Отчего так происходит? Думаю что ответ на этот вопрос черезвычайно прост - эти книги устарели и не могут сказать взрослому человеку ничего нового и интересного. Размеренное повествование, в котором какая-нибудь графиня может на протяжении целой главы собираться выйти из дома, патриархальное устоявшееся общество, еще не слышавшее про Фрейда и Эйнштейна, незамысловатый сюжет, способный собраться в голове читателя XIX века в единое целое - все это уже не может сказать что-то полезное человеку века XXI-го.

Даже вид и сам способ повествования в беллетристике XIX века очень точно соответствовал своему времени - разбивка на главы примерно соотвествовала объему "вечернего чтения" среднестатистического горожанина, сюжет развивался линейно, картинки были нарисованы таким образом, чтобы их можно было разглядывать достаточно долго при свете керосиновой лампы или свечки. Фактически, в каждой такой книге имплицитно содержится весь XIX век, с его темпом жизни и мировоззрением. Вместе с уходом предметной среды и проблем XIX века - книги перестали быть интересными.

А вы читаете старую беллетристику?

promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
vital_rudak June 25th, 2013
Столько словоблудия в ответе на банальный вопрос.

jamayk June 25th, 2013
Не, сучасная літаратура цікавей. :-)
Але раней вельмі моцна ўразіў "Овод" Войніч.

maxim_nm June 25th, 2013
Чым? На мой погляд - дрэнны ды слабы твор:)

jamayk June 25th, 2013
Твор у стылі рамантызм: барацьба, драматызм, кантрасты...

maxim_nm June 25th, 2013
Ну мабыць, але мне падаўся слабым:) Ну i барацьба там такая... бабра з аслом:)

Edited at 2013-06-25 06:08 pm (UTC)

sladkoezhik June 28th, 2013
"Овод" моя любимейшая вещь с детства и до сих пор, хотя многим не идет)
но я влюблена в эту историю давно и прочно, как в книгу, так и в рок-оперу Александра Колкера - одна из сильнейших музыкальный вещей на нашей сцене была

chautbenaht June 25th, 2013
у литературоведов есть специальный термин "роман с продолжением" - о произведениях, написанных специально для публикации в журнальной периодике XIX века - как раз Рид, Сю, Конан Дойл и прочих. Но те же истоки имеют романы Достоевского))
С другой стороны матёрые американцы как Эдгар По и Герман Мелвилл - формально та же беллетристика, но под сформулированное Вами отношение плохо не влезают.

maxim_nm June 25th, 2013
Да, я тоже про По вспомнил. Мне кажется, магия По в том, что он заметил в человеке что-то такое, чем потом весь двадцатый век занимались разные там психоаналитики. У него ведь, по большому счету, вся мистика и страхи построены на причудах мышления и восприятия самого человека. Это очень ценно и ново для литературы. Поэтому например По я читаю с удовольствием, а Конан Дойла - нет:)

kabierac June 25th, 2013
Не читал ничего из вышеперечисленного, сколько родители ни пытались заставить.

maxim_nm June 25th, 2013
Может и к лучшему:)

sachse June 25th, 2013
Ну я вообще за жизнь прочёл четыре книги, но скажу. В своём ответе вы в целом, мне кажется, относите индивидуальную слабость авторов на счёт эпохи. Флобер - тоже "старая беллетристика", однако как был одной из вершин, так и остаётся.

С другой стороны, в детскую перетекли совершенно особенные авторы: по меньшей мере половина из названных в посте - приключенческая литература. Ещё посмотрим, кто через 100 лет будет Лема читать. Не дети ли.

А для чего нужно слышать про Фрейда? Чтобы узнать, как сделать маленький гешефт, выдав примитивную фантазию дурного толка за научную теорию? Не знаю право, помогает ли это писать хорошие книги.

Словом, нужен для начала более тщательный анализ ситуации.

maxim_nm June 25th, 2013
Про Фрейда соглашусь, кстати, для красного словца его ввернул:) И анализ, безусловно, нужен более тщательный.

real_marsel June 25th, 2013
Сейчас читаю "Дама с камелиями".

maxim_nm June 25th, 2013
И как?

real_marsel June 25th, 2013
Мне нравится.

sladkoezhik June 28th, 2013
читаю, иногда даже перечитываю, вот тут меня накрыло, что надо бы "Три мушкетера" перечитать на взрослую голову :)))
Но вообще многое конечно морально устарело и то, что в подростковом возрасте вдохновляло своей романтикой, сейчас вызывает хмыкание. Вот и думай, то ли я зачерствела, то ли книги устарели. Хотя, учитывая, что книги столетия остаются прежними, вывод очевиден)

maxim_nm June 28th, 2013
Просто с возрастом замечаешь, что все герои в тех же "Трех мушкетерах" - абсолютно картонные:)

catavatar July 3rd, 2013
Интересная мысль.
Разглядывал собрания сочинений вышеупомянутых авторов (так долго собираемых в своё время) и ловил себя на мысли, что даже открывать книги не хочу.
Потом, когда понял что процесс пассивного разглядывания затянулся уже на много-много лет, всё погрузил в машину и отвёз на дачу...
Испытал чувство потери.
Особенно жалко Жюля Верна. В детстве-юности прочитал его всего!

medved_olympus March 14th, 2017
Нет, не читаю.

Я припоминаю Набокова, если не ошибаюсь. Он говорил о Майн Риде, отправившемся в детскую, и Жорж Санд, отравившейся на чердак. Любопытно, куда отправится Б. Акунин? В детскую или в макулатуру?

  • 1