?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Развенчание мифа о «добрых советских людях».
entry is in top1000 ratingTop 1000



Так, друзья — сегодня будет пост на давно мной задуманную и очень интересную тему — разоблачение мифа о какой-то там "особенной доброте" советских людей. Адепты этого мифа любят рассказывать сказки из серии "раньше и трава была зеленее, и вода мокрее" — якобы в СССР все были очень добрыми и отзывчивыми, хранили ключи исключительно под ковриком, постоянно улыбались а также были готовы всегда помочь друг другу. Мол, раньше были люди как люди, а теперь даже и сигарету стрельнуть не у кого.

Разумеется, всё это не более чем миф, причём миф достаточно опасный — молодое поколение слушает эти россказни и думает, что СССР был страной каких-то добрых и невероятно хороших людей, а сейчас всё сразу стало плохо, и все стали злыми. И уже только поэтому этот миф надо разоблачить — что я сегодня и сделаю.

Итак, в сегодняшнем посте — развенчание мифа об "особой доброте" советского человека. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)






Откуда взялся советский человек?

Для того, чтобы понять всю несостоятельность россказней про какую-то там особенную советскую "доброту", давайте сперва ещё раз вспомним, откуда взялся советский человек и какие черты характера стали ему свойственны. После переворота 1917 года к власти пришли большевики, которые вообразили, что они уполномочены творить будущее и то, что социум можно изменить вручную. Это в целом очень опасные идеи — с математической точки зрения в прогнозировании этих процессов учитывается очень мало переменных, и в результате получается всегда не то, что задумывалось — как это произошло и в случае СССР.

Тем не менее, большевики были охвачены этими опасными идеями, и начали перестраивать общество на свой лад. Добрый дедушка Ленин, друг детей прямо заявлял, что все носители старой культуры должны быть уничтожены, для чего большевики в 1920-е годы развернули политику "Большого террора". Великий мелиоратор и языковед продолжил политику доброго вечно живого деда — создав ГУЛАГ, а также завершив формирование системы распределения благ и подачек — отныне хорошо жили только те, кто кормился с руки у советской власти и всячески её обслуживал.

А дальше случилось то, что и должно было случиться — вместо появления "высокоморального советского человека", который воспевался всей советской пропагандой — начал формироваться совсем иной типаж типичного совка. Типичный совок был носителем двойной морали ("одни слова для кухонь, другие для улиц"), был приспособленцем, считал себя вправе обманывать других (раз уж его обманывает государство), лебезил перед власть имущими и старался обзавестись хотя бы небольшой властью над кем-то.

Происходило это кстати вовсе не потому, что проживающие на территории СССР народы были какими-то "не такими" — просто люди были вынуждены адаптироваться к выживанию в новой системе, и общество стало сильно меняться. Никакой особой "доброты" в нём не было, о чём мы подробно поговорим в других разделах поста.



Репрессии и доносы.



Начнём, пожалуй, с ранних лет СССР — в 1930-50-е годы в совке вовсю процветало доносительство. Именно сталинские десятилетия воспитали совершенно особенный типаж советского человека-доносчика — он мог мило вам улыбаться, быть тихим и вежливым соседом по коммуналке или незаметным коллегой в конторе — но он очень пристально следил за вашими словами и действиями, и чуть что — старался донести властям.

Откуда брались доносчики? Сам по себе донос был некой мерой вытеснения тотального страха, которым был пропитан сталинский СССР — "если я сегодня донесу, то власть меня примет за своего, и по крайней мере сегодня я останусь жив". Советские доносчики, поражённые Стокгольмским синдромом, даже начинали ощущать какую-то особую важность и нужность своих доносов, как бы начинали играть с властью на одном поле, примазываясь к команде хищников — "смотрите, я такой же как и вы, галантерейщик и кардинал это сила!".

Другой стороной советского доносительства было материальное вознаграждение — одно время доносчики могли претендовать на имущество того, кого увезли по доносу — по крайней мере, могли желать освобождения его комнаты в коммуналке и претендовать на эту жилплощадь. Можно только догадываться, какие страшные и гадкие вещи люди писали друг на друга в те годы, в частично рассекреченных архивах попадаются доносы вроде "Слесарь Николай С. держит в кухне сливочное масло вместо маргарина и явно живёт на нетрудовые доходы", или "Моя соседка Наталья Н. заявила, что мы тут голодаем, а Сталин сейчас наверное белые булочки кушает — чем сыграла на руку капиталистическим разведкам".

В общем, никакой "особой доброты" у советских людей в те годы не наблюдалось. Это было серое и бедное общество, пронизанное доносительством и взаимным недоверием. Да, можно вспоминать какие-то отдельные хорошие истории, но в целом общество было именно таким — выживали те, кто доносил, а не те, на кого доносили. Напоминаю также, что весь персонал ГУЛАГа, все загрядотряды и НКВД тоже не прилетели с Марса, а были набраны из тех самых "добрых советских людей".



Зависть, квартиры и меховые шапки.



Так, теперь давайте посмотрим, что у нас с советской добротой произошло в более поздние времена. Может быть, с кончиной Сталина всё стало резко лучше? Особенной "доброты" тоже как-то не наблюдалось — с ростом благосостояния росла и зависть людей друг к другу. Это кстати ещё один миф, что советские люди якобы никому не завидовали — завидовали, ещё как. У Васи трехкомнатная квартира, а у нас двухкомнатная — зависть. Валера купил пылесос, а я не купил — зависть. Валька "достала" путёвку в Болгарию, откуда привезла красивые сапоги, а я не достала и не привезла — зависть, зависть, зависть.

Для получения тех или иных благ "добрые" советские люди не брезговали идти по головам — да, друг на друга уже не писали доносы в НКВД — были другие времена, но "капнуть" на того или иного человека в какое-нибудь местное партийное отделение считалось вполне нормальным. "Обойти" того или иного человека в гонке за жизненными благами считалось даже чем-то достойным и успешным — мол, я понял, как выживать в системе, а Иванов не понял, не "подсуетился", не "достал" — ну и поделом ему.

Именно зависть была зачастую основным двигателем какого-то внутреннего развития — мол, я тоже хочу жить как Петров, который работает в торговле и ездит на "Волге", я тоже хочу сделать партийную карьеру, как Сидоров, и жить в пятикомнатной квартире в ведомственном доме. При этом каждый думал в основном о себе — сделал карьеру и ладно, "не болтай лишнего, а то посадят". Никакой добротой в этом обществе и не пахло.



Страна запрещённых улыбок. Вместо эпилога.



В последнем разделе поста хочется сказать ещё о чисто коммуникационных аспектах советской жизни — из-за тотальной бедности, неустроенности и ограниченности ресурсов большинство советских людей не было не то что добрыми — они часто были попросту озлобленными. Драки и ругань в магазинах, толкотня и хамство в переполненном общественном транспорте, очереди в поликлиниках — всё это никак не способствовало какой-то там "доброте", а способствовало тому, что люди становились озлобленными и агрессивными. Даже на фото советские люди улыбаются крайне редко — обратите в следующий раз на это внимание, когда будете пересматривать подборки советских фото.

В общем, все россказни о какой-то там "особой доброте" советских людей — не более чем миф. По-моему — в наше время люди намного более добрые, отзывчивые и менее агрессивные.

А как считаете вы? Люди были добрее в СССР или добрее сейчас?

Напишите в комментариях, интересно.





Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про миф о "добрых советских людях",  нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

sergiikarelin November 10th, 13:01
Первый?

coolegga_2 November 10th, 13:01
Ага

coolegga_2 November 10th, 13:01
Второй, увы
Где-то целое исследование было про улыбчивость советских и русских.

Edited at 2019-11-10 01:03 pm (UTC)

ron_coleman November 10th, 13:09
И что написали там?

lj_frank_bot November 10th, 13:02
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

ron_coleman November 10th, 13:33
Козлик, ты сегодня опоздал!

penetrat0r November 10th, 13:03
Ну в общем одним из главных впечатлений после эвакуации из Рашеньки было именно гораздо большее дружелюбие людей вокруг и готовность помочь, если что.

ron_coleman November 10th, 13:09
А куда эвакуировался-то?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
turbinist_t3 November 10th, 13:07
Единая общность.

dmitriykrilov November 10th, 13:14
Да, скотское отношение людей друг к другу -- отличительная особенность СССР

ron_coleman November 10th, 13:08
Первый!

maxim_nm November 10th, 14:10
Нет.

anatoligreen November 10th, 13:09
Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?
Ничего подобного. Их написали простые ДОБРЫЕ советские люди.
(Сергей Довлатов)

ron_coleman November 10th, 13:10
+!1000

(Deleted comment)
nazareth_stv November 10th, 13:18
Мирович прав...А добрые советские прибалты и добрые советские украинцы целый голодомор устроили...А про добрых советских латышей как говорили??"Не ищи палача - ищи латыша".. А про добрую советскую Землячку по национальности белоруска легенды ходили..Как она вместе с добрым венгром Бела Кун "злых" русских белогвардейцев уничтожали...
Как тут смеяться???

maxim_nm November 10th, 14:10
Опять Украина?

kat_koshechkina November 10th, 13:24
Да стоит посмотреть добрые советские фильмы - «гараж», «чучело» и тыды, чтобы вдохновиться добротой совеццких и шириной их душ.

maxim_nm November 10th, 14:10
Точно!

sergiikarelin November 10th, 13:26
Я бы даже сказал, ненависть специально разжигали, чтобы ненавидели друг друга, а не того, кого и надо ненавидеть, - коммуняк.

anatoligreen November 10th, 13:35
Однажды я спросил у беженца из Таджикистана.
- Что тебе дало изучение английского в школе?
- Да... наверное ничего.
- Ошибаешься, изучение английского в школе тебе дало глубочайшее отвращение к изучению языков вообще...
- Да... Пожалуй да...

Этот разговор был в контексте беседы о том, почему он беженец и почему не знает таджикского...

markela November 10th, 13:32
Люди всегда одинаковы, просто хорошие условия жизни способствуют добродушию, а когда ты живешь в коммуналке, на кухне ругается десяток женщин, в магазинах пусто, а сапоги уже просят каши, то поневоле начнешь звереть.
И на последней фотографии Жариков? Может это кадр из какого-то фильма.

ron_coleman November 10th, 13:35
Только совок делал людей такими озлобленными.

Иван Помидоров November 10th, 13:36
Друзья, не слушайте Мировича- русофоба подлого, который всё советское ненавидит.
Советские люди были самые прекрасные. Но когда к власти пришёл алкаш - Ельцин (кстати, советские люди не пили), в Россию тайно забросили несколько миллионов американских диверсантов.
Все эти бандиты, гопники, быдлота, ворьё - всё американцы. Русский человек не такой.

maxim_nm November 10th, 14:03
Заслали десант.

ron_coleman November 10th, 13:38
nazareth_stv, ты трусливый пидар.

maracubik November 10th, 14:23
А что он сделал?

matsam November 10th, 13:39
Безусловно были добрее, жестокости было меньше, я сколько например вожу машину ,причем начинал пацаном еще в советское время, ни разу до начала девяностых не видел конфликтов между водителями с рукоприкладством, не говоря уже о холодном и огнестрельном оружие или бейсбольных битах, вот не было такого, да пешеходов не пропускали на переходах, не принято было, но даже в случае аварии водители не выясняли так отношения. как сейчас. В магазинах говорите конфликтовали в очередях, было дело на уровне мужчина вас здесь не стояло , за водкой в очереди попихаться могли ( уже в начале девяностых) , но то что я видел в наши дни на распродажах или на открытиях наших магазинов в регионах, когда реальные скидки... Витрины разбивали, охрану сметали и драки такие... А по головам пройдут и сейчас, легко, только не в фигуральном смысле, а предварительно отрезав, почитайте новости... Так что народ и партия едины, а стучать надо чаще, как говоривал Ваш лидер, Александр Григорьевич.

maxim_nm November 10th, 14:03
Так водителей-то толком и не было в СССР.

(Deleted comment)
nazareth_stv November 10th, 13:46
Завыйли хохлы завыли!!!!! Пидарасы так это вы суки первые меня банили))))Охуеть вы животные))) anatoligreen слышь животное расскажи как ты меня забанил))))))) Биомусор хуев

Edited at 2019-11-10 01:47 pm (UTC)

maxim_nm November 10th, 14:03
Опять Украина?