?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Тарковский. Развенчание мифа.

80.jpg

Так, друзья — сегодня будет пост, который возможно не понравится тем читателям блога, кто увлекается киноискусством и ценит так называемый "советский артхаус". Такие кинолюбители говорят так — "да, искусство в СССР было посредственным и вторичным — но вот артхаус был самым настоящим!" И считают при этом Тарковского чуть ли не контркультурным гением и нон-конформистом — ах, он посмел пойти против советской системы, против соцреализма!

Друзья — на самом деле Тарковский был таким же плодом советской системы, как и остальные режиссёры. Скажу на первый взгляд парадоксальную вещь — Тарковский был даже большим совком, чем Рязанов и Гайдай — те как могли троллили совок (и за это мы до сих пор любим их фильмы), а Тарковский просто стоял себе в стороне да снимал свои нудные и затянутые фильмы. Подумайте над этим, и вы поймёте, что я прав.

Итак, в сегодняшнем посте — разбиаремся с Тарковским и развенчиваем миф о нём как о "гениальном режиссёре". Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)






Голый король советского постмодернизма.



Начну сразу с главного — лично для меня фильмы Тарковского представляются совершеннейшей и в большой степени случайной нудятиной, в которой отсутствует главный показатель настоящего артхауса — новый взгляд на привычные вещи. С этой точки зрения фильм "Матрица", несмотря на всю голливудскую обёртку, является намного большим артхаусом, чем любой фильм Тарковского — так как расшатывает то самое "привычное" впечатление о мире и привносит какой-то новый взгляд на вещи. Ещё более артхаусным является забытый сейчас фильм "Тёмный город", снятый в 1998 году — который создатели "Матрицы" явно пересматривали много раз и практически покадрово пересняли многие сцены оттуда.

А что мы видим у Тарковского? А видим мы типичный постмодернизм с главным и типичным признаком постмодернизма — он всегда подаётся с таким видом, словно его создатель — гений, плюс постмодернистское творчество никогда не имеет чётких критериев оценки — и поэтому автор всегда может сказать "вам не нравится мой фильм не потому, что он плохой, а потому что вы дурак!".

Давайте теперь разберём конкретные примеры того, что там наснимал Тарковский, я возьму сейчас для примера два фильма — "Солярис" и "Сталкер". В основе обоих романов, послуживших основами фильмов нашего голого короля, лежат гениальные сюжеты, не встречавшиеся доселе в мировой литературе — они говорят прежде всего о принципиальной невозможности контакта с внеземной цивилизацией. "Они" — не враги и не друзья, не зелёные человечки, которые прилетают захватить наши хрущёвки или подарить нам лазерные пистолеты — они просто другие.



В "Солярисе" Станислава Лема контакт с внеземной цивилизацией ограничивается изучением возможностей разумного океана (который и есть единственное мыслящее существо на планете) и контакты с которым невозможны в принципе. У Стругацких же в "Пикнике на обочине" (этот роман стал основой фильма "Сталкер") они лишь вообще косвенно подразумеваются — некая высокоразвитая цивилизация зачем-то останавливалась на Земле, разбросав повсюду свой мусор — который породил Зону с её аномалиями и артефактами. После чего они улетели — скорее всего, даже не поняв, что побывали на обитаемой планете и оставив нас копаться в этом мусоре. Этакий "Пикник на обочине Вселенной".

Тарковский же в обоих случаях снял какую-то невероятно слабую, затянутую сюжетно и невыносимо скучную муть, под которую в самый раз хорошо спать днём после обеда в дождливый осенний день — там нет громкой музыки и резких звуков. Давайте будем честными — чтобы снять подобные ленты, не нужно быть интеллектуальным светочем (каким были создатели обоих романов) и даже просто талантливым режиссёром — подобную ленту снимет любой студент 3-4 курса института кинематографии.

И это не только моё мнение — Сам Станислав Лем принимал участие в работе над сюжетом фильма "Солярис" и в конце-концов страшно разругался с Тарковским, сказал ему "вы дурак" и улетел к себе обратно в Краков. По рассказам Лема, Тарковский с ослиным упрямством не желал прислушиваться к доводам разума и продолжал снимать свою унылую муть, очень далёкую от блестящего романа.




Как снималась весь этот советский «артхаус».



Теперь немного подробностей о том, как снимался весь этот совдеповский "артхаус" (иначе как в кавычки я взять это слово не могу). Типичный совок прослеживается на всех этапах создания фильмов нашего доморощенного гения. Вот только несколколько примеров — затянутые планы и общий длиннющий хронометраж фильмов "гения" был таковым не только из-за гениальных задумок, но и потому, что такие фильмы имели более высокие тарифные ставки итоговой оплаты труда режиссёра и персонала съёмочной группы. Именно поэтому, кстати, в те же брежневские годы появилось столько бездарных огромных памятников в память о войне в стиле "вырублены топором из куска гранита" — чем больше был размер памятника, тем больше денег получал архитектор.

Другой пример совка в картинах "мастера" — это наличие в кадрах долго бегающих куда-то собак. Ценители голого короля находили в этом какие-то глубинные смыслы, но ларчик открывается гораздо проще — если в картине участвовали животные, то советский кинематограф выделял для их съемок гораздо больше дефицитной плёнки "кодак". В итоге "сверхурочную" плёнку использовали для съемки обычных актёров (чтобы сделать больше дублей), а собаку снимали с 1-2 раза и потом предъявляли цензорам и бухгалтерии — вот, видите, плёнка потрачена не зря, нам были так нужны эти кадры!



Типичным совком Тарковский был и в том, что ничего не жалел для "поставленной цели". К примеру, в "Андрее Рублёве" нужно было показать кадры бегущей в огне коровы — и по словам помощника Брежнева Самотейктина — корову действительно сожгли на съёмках заживо. Какое-то время журналистам отвечали, что это мол было какое-то там покрывало на корове, но позже в одной из бесед в 1990 году Самотейкин рассказал, что корову действительно сожгли на самом деле, и он в то время прилагал усилия, чтобы замять эту историю.

А ещё у Тарковского были кадры, когда в фильме реально убивают лошадь, рассекая ей шею ударом ножа, после чего лошадь в агонии бросается на камеру... И тот же Самотейктин рассказывал, как живых лошадей сбрасывали с колокольни — "гению" это было нужно для того, чтобы видите ли "передать колорит эпохи" — позже эти кадры включать в итоговый хронометраж Ленты Тарковскому отсоветовали.

Я думаю — очень хоршо, что Тарковскому не дали снимать фильм о репрессиях и расстрелах 1937 года или о средневековой Инквизиции — кто знает, до чего бы он додумался в плане поиска "реалистичной передачи колорита"...



Как всё было на самом деле?

80.jpg

А теперь давайте подумаем, как всё было и кому был нужен Тарковский, ведь никакие "артхаусы" в СССР не могли появиться без согласования с единственно верным курсом партии. Свой первый фильм Тарковский снимает в 1956 году — как раз в год развенчания культа личности Сталина и началом хрущёвской "оттепели" — а позже, в шестидесятые годы, практически каждые два года выпускает новый фильм — причём последущие картиры "мастера" сильно отличаются от его первых, ещё вполне соцреалистчиеских работ.

Нетрудно заметить, что эти процессы тесно связано с массовой десталинизацией, которая шла в то время в СССР — если вы обратите внимание, то стилистически 1960-е годы в СССР очень сильно отличаются от 1950-х годов — стала появляться абсолютно другая архитектура, новая (более похожая на западную) музыка, открытые кафе-"стекляшки", новые шрифты и прочее такое.  Снимались также и новые, более приближённые к западным фильмы.

Как всё было на самом деле? Скорее всего, где-то в самом начале 1960-х годов в правительственных кругах посмотрели новые европейские фильмы и решили — "СССР нельзя ни в чём оставать от Запада, нам тоже нужен свой артхаус!" Но артхаус, так сказать, контролируемый и безопасный — чтобы никто, не дай бог, не догадался, что живёт в совковой матрице, а смотрел на горящих коров и разгуливающих по помойкам собак и думал "даа, вот это что-то новое, наверное я чего-то не понимаю!". В итоге был найден молодой режиссёр, которому позволили строить артхаус в одном отдельно взятом социалистчиеском государстве.

Именно так и родился феномен Тарковского, о котором я могу сказать сегодня — вы посмотрите на него, король-то голый.

Такие дела.

А что думаете о Тарковском вы?

Напишите в комментариях, интересно.



Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

________________________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про развенчание мифа о Тарковском, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

lj_frank_bot August 27th, 12:02
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Кино.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

maxim_nm August 27th, 13:08
Именно так)

ron_coleman August 27th, 12:08
Первый!

artemjan August 27th, 12:42
Тарковский тоже хотел быть первым. Возможно даже, единственным.

ron_coleman August 27th, 12:08
Тарковского не люблю.

artemjan August 27th, 12:46
Аналогичная фигня.
Но не стоит и забывать, что некоторые его фильмы включены в списки лучших фильмов всех времён и народов.

avla August 27th, 12:10
Сжечь корову это дичайше конечно, не знаю как назвать.
И что, никого на съёмочной площадке не нашлось чтоб сказать "Что ж вы гады делаете?"?

uasemperfidelis August 27th, 12:18
да потому что на съемочной площадке на одного Тарковского 10 чекистов и 20 ментов.

susenok_22 August 27th, 12:14
Про феномен Тарковского ничего не могу сказать. Мне ,кажется, что это вы придумали феномен и сами его разоблачаете. То, что он снимал муть редкостную - полностью согласен. Он поэтому и уехал, что никому эта муть здесь была не нужна.

maxim_nm August 27th, 13:09
В фейсбуке уже целая армия защитников "нашего гения" подтянулась))

karlsonfrom August 27th, 12:14
Не... Тарковский - не главный совок. Бродский! Вот за кого надо браться! Чего мелочиться-то!...

Брина до кучи с его совковым Гуглом! Цукера с тоталитарным Фейсбуком. Прабушкины рабские гены-то торчат, торчат...

maxim_nm August 27th, 13:11
Бродского перестал читать после его стихотворения об Украине.

andreybar August 27th, 12:17
Смотреть действительно очень нудно. Но два-три раза картинка была красивой. Затянутой, но если сжать до 10 секунд пойдет на современный coub.

ron_coleman August 27th, 12:26
Нудятина как есть!

goodfill August 27th, 12:27
Так уж вышло, что пока не посмотрел ни одного фильма Тарковского. Надо будет как-нибудь все-таки выделить время и посмотреть, а потом уж сделать собственные выводы. Пока вершиной советского артхауса для меня остаются "Фонтан" и "Духов день", хотя в полной мере советскими эти фильмы уже и не назовешь.

ron_coleman August 27th, 12:38
И не надо смотреть.

tanyanemirovsky August 27th, 12:27
Кстати на съемках фильма Апокалипсис сегодня убили быка. А вообще соглашусь. Мы посмотрели недавно восстановленного Сталкера - меня злила претенциозность, нагнетание без концепции, и бросание цитататами из Апокалипсиса (это же так необычно, никто в Совке не знает про Апокалипсис), которое выглядит дешево. В этом отношении вышеупомянутый Апокалипсис сегодня - совсем не смотрится нафталином, напротив, я считаю этот фильм лучшим из всех, что я посмотрела (ух ты, ни разу не видела столько упоминаний слова Апокалипсис в одном абзаце).

maxim_nm August 27th, 12:33
Ахах)

Leo Mao August 27th, 12:30
Согласна. Очень нудные фильмы он снимал.

maxim_nm August 27th, 12:32
Спасибо за поддержку)

penetrat0r August 27th, 12:34
К счастью, я не люблю синематограф :)

ron_coleman August 27th, 12:39
Фильмы смотрят одни миллениалы.

shad_tkhom August 27th, 12:35
А мне он нравился. И нравится. И то, что планы длинные.
Кстати, в "Пикнике на обочине" Зон было упомянуто шесть, но рассказывали про одну. Вполне пойдёт для сериала. И "чужие" не прилетали на Землю - они "выстрелили" в планету мусором. В "Сталкере" от "Пикника" мало осталось.

ron_coleman August 27th, 12:53
Ужасно нудный!

omgosdep August 27th, 12:39
не смотрел его фильмы, но чисто логически - полагаю всему свое время, и скорей всего для тех лет он был на "уровне" или около того. Это как сейчас(!) сравнивать дисковый проводной телефон и айфон. Но на фоне лаптей, говна и керосинки.. Типа в то время дисковый телефон был очень желанной вещью.

Кто-то сделал в ссср что-то лучше? много фантастики было? Мне кажется нет. Я не смотрел его фильмы и скорей всего не буду (на хорошие то времени нет). Но правда не понимаю. И вот получается заочно оправдываю. Ну этот хоть что-то сделал. Хотя бы попробовал. С коровой и конями это жесть.. точно не буду смотреть.

avla August 27th, 12:46
Так ведь в том-то и облом, бессовестный обман:
я помнится хотел посмотреть ФАНТАСТИКУ, а тут какая-то тоска совковая.

Причём показывают то, на что я более чем достаточно насмотрелся живя в Купчино 70-80хх:
строительный мусор, ржавый хлам и подобную унылую муть

godsmvck August 27th, 12:39
Если в фильме Сталкер убрать звук, то это будет фильм про трех мужиков, гуляющих по природе и лазящих по заброшкам.

maxim_nm August 27th, 13:15
Ахах, так там со звуком то же самое))

colored_way August 27th, 12:40
Ничего страшного в том, чтобы критиковать режиссера, ведь и ему не нравились многие фильмы мирового значения http://distantlight.tv/index.php/ru/zritel-dnya/item/44-hate_movie_list_tarkovsky.html
А Солярис мне не понравился тоже.

ded_vasilij August 27th, 13:02
“Нету у ваф мефодоф протиф Кофти Сапрыкина Станислава Лема!”

Да и Steven Sodeberg тоже в 2002 фурора не сделал. Хоть Клуни и несравненно лучше Баниониса.