?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Мусорная школьная литература.



Так, друзья — сегодня публикую давно задуманный пост о школьной литературной программе, которая по большей части состоит из "мусорной литературы", которая абсолютно не нужна для жизни в XXI веке и является историческим балластом прошлых эпох.

Главная причина такой ситуации в том, что немалую часть (до половины и более) современной школьной программы по литературе составляли ещё во времена СССР, где перед литературой стояли вполне определённые пропагандистские задачи — доказывать, что Коммунизм это единственно верная идеология, а СССР — лучшее государство на Земле. Литературе XIX века при этом отводилась роль этакого пугала — показа "ужасов жизни" в царской России и демонстрации извечного стремления людей жить под пятой советской власти.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о мусорной школьной литературе, которую давно пора уже убрать из школьной программы. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)





Мусорная литература о «тёмном прошлом».

Колоссальная часть школьной литературной программы, доставшаяся ещё из советской эпохи, описывает "тёмное прошлое" царской России. Все эти бесконечные Толстые да Некрасовы с их ободранными крестьянскими детьми, голыми руками ловящими в полынье рыбу, все эти бесконечные курные избы, тёмная гнилая осень, вечная зима, угнетение и бедность. Я не говорю, что всего этого не было — просто произведения подобраны уж очень тенденциозные, которые дают неверное представление о жизни в те времена в целом.

Другая часть этой литературы описывает "жизнь высшего света" (в совке это подавалось как контраст литературе про крестьян, чтобы разжигать межсословную ненависть — мол смотрите, как эти жили, а вон те не так!), и по сути в XXI-м веке тоже является мусорной литературой — с этими десятистраничными описаниями балов, с подробным описанием кто и как был одет, на какой колымаге приехал и что при этом сказали хозяева дома, глядя на гостей через лорнет. Как по мне — это тоже вполне себе литературный мусор, которому нечего делать в школьной программе в XXI веке.



Мусорная литература о «советском настоящем».

Другой блок мусорной литературы тоже остался со времён СССР, все эти Симоновы да Твардовские, которые в советское время на контрасте с "тёмным и мрачным царским прошлым" должны были описывать "героическое советское настоящее". Пропагандистские сказки о войне, сочинённые советскими писателями, выдавались чуть ли не за историческую хронику, а картина жизни в СССР в целом в этих книгах представлялась сильно искажённой "в пользу партии и правительства".

По какому-то недоразумению многие книги этих авторов до сих пор остаются в школьной программе, непонятно зачем — никакой исторической и художественной ценности они не несут, чаще всего это конъюнктурные поделки, написанные в 1960-80-е годы для получения писательских гонораров и сохранения членства в Союзе писателей. Думаю, их не выкидывают отчасти потому, что "несоветской" литературы во второй половине XX века было не так и много — в основном, немногочисленные диссиденты да эмигрантские писатели.



А что взамен?

Если принять как должное тот факт, что школа должна готовить человека к жизни в будущем — то школьная программа по литературе должна быть существенно пересмотрена. Вместо "тёмных царевичей" (которые на десяти страницах описывают бальные платья) и "совков" (которые рассказывают сказки о "подвигах") нужно изучать действительно ценные произведения — например, того же Шаламова или Войновича.

Плюс намного больший упор нужно сделать на ценные произведения мировой литературы — а то по рассказам, в некоторых школьных программах от Шекспира сейчас остались только несколько коротких сонетов. Совок Твардовский им ценен, а Шекспир нет...


Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу, интересно.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

________________________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про мусорную школьную литературу, нажав на кнопочку ниже:



Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
swordfish_77 July 16th, 7:27
Должен быть баланс между знаниями, которые они получат в специальных учебных заведениях, и знаниями, преподаваемыми в средней школе. Не стоит перегружать детей информацией, которая будет востребована единицами, особенно точные науки.

Юр.и фин. грамотность как раз необходима, так как многие из них будут продавать/покупать жилье или станут ЧПшниками. Ин.яз. сейчас необходим почти всем, даже чтобы понимать зарубежную музыку. География - чтобы не перепутать Египет и Турцию. История - понятно, стержни и идеология.

Что можно убрать.
1. Из геометрии - зубрежку доказательств теорем, достаточно применять сами теоремы. Из алгебры вполне можно убрать интегральное счисление.
2. Из астрономии - все задачи (расчет светимости и пр.).
3. Физика и химия - упростить программу, хватит готовить трудовые ресурсы под потребности СССР периода индустриализации. Потом выучат в вузе. Добавить действительно то, что будет интересно - ту же историю науки, которой там с гулькин нос.
4. Биология и анатомия - добавить основы медицинской грамотности и оказание первой помощи. Девчатам - уход за ребенком.
5. Труды - убрать бестолковое елозение напильником, научить основам работы с электрооборудованием и сантехникой.
6. Музыка и искусство - прекратить горланить песенки и малевать разный бред, вместо этого - история искусства, развитие стилей, знакомство с шедеврами музыки и живописи.

Чтобы еще добавил - методы пропаганды и информационного воздействия, чтобы знали, когда ими манипулируют СМИ и политики.




Edited at 2019-07-16 07:29 am (UTC)

svoboda_sl July 16th, 7:38
"Юр.и фин. грамотность как раз необходима, так как многие из них будут продавать/покупать жилье или станут ЧПшниками. ... Ин.яз. сейчас необходим почти всем..".

swordfish_77, о чём и речь)

"Что можно убрать" и "Что бы добавил" - плюсую)



  • 1