?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Мусорная школьная литература.



Так, друзья — сегодня публикую давно задуманный пост о школьной литературной программе, которая по большей части состоит из "мусорной литературы", которая абсолютно не нужна для жизни в XXI веке и является историческим балластом прошлых эпох.

Главная причина такой ситуации в том, что немалую часть (до половины и более) современной школьной программы по литературе составляли ещё во времена СССР, где перед литературой стояли вполне определённые пропагандистские задачи — доказывать, что Коммунизм это единственно верная идеология, а СССР — лучшее государство на Земле. Литературе XIX века при этом отводилась роль этакого пугала — показа "ужасов жизни" в царской России и демонстрации извечного стремления людей жить под пятой советской власти.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о мусорной школьной литературе, которую давно пора уже убрать из школьной программы. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)





Мусорная литература о «тёмном прошлом».

Колоссальная часть школьной литературной программы, доставшаяся ещё из советской эпохи, описывает "тёмное прошлое" царской России. Все эти бесконечные Толстые да Некрасовы с их ободранными крестьянскими детьми, голыми руками ловящими в полынье рыбу, все эти бесконечные курные избы, тёмная гнилая осень, вечная зима, угнетение и бедность. Я не говорю, что всего этого не было — просто произведения подобраны уж очень тенденциозные, которые дают неверное представление о жизни в те времена в целом.

Другая часть этой литературы описывает "жизнь высшего света" (в совке это подавалось как контраст литературе про крестьян, чтобы разжигать межсословную ненависть — мол смотрите, как эти жили, а вон те не так!), и по сути в XXI-м веке тоже является мусорной литературой — с этими десятистраничными описаниями балов, с подробным описанием кто и как был одет, на какой колымаге приехал и что при этом сказали хозяева дома, глядя на гостей через лорнет. Как по мне — это тоже вполне себе литературный мусор, которому нечего делать в школьной программе в XXI веке.



Мусорная литература о «советском настоящем».

Другой блок мусорной литературы тоже остался со времён СССР, все эти Симоновы да Твардовские, которые в советское время на контрасте с "тёмным и мрачным царским прошлым" должны были описывать "героическое советское настоящее". Пропагандистские сказки о войне, сочинённые советскими писателями, выдавались чуть ли не за историческую хронику, а картина жизни в СССР в целом в этих книгах представлялась сильно искажённой "в пользу партии и правительства".

По какому-то недоразумению многие книги этих авторов до сих пор остаются в школьной программе, непонятно зачем — никакой исторической и художественной ценности они не несут, чаще всего это конъюнктурные поделки, написанные в 1960-80-е годы для получения писательских гонораров и сохранения членства в Союзе писателей. Думаю, их не выкидывают отчасти потому, что "несоветской" литературы во второй половине XX века было не так и много — в основном, немногочисленные диссиденты да эмигрантские писатели.



А что взамен?

Если принять как должное тот факт, что школа должна готовить человека к жизни в будущем — то школьная программа по литературе должна быть существенно пересмотрена. Вместо "тёмных царевичей" (которые на десяти страницах описывают бальные платья) и "совков" (которые рассказывают сказки о "подвигах") нужно изучать действительно ценные произведения — например, того же Шаламова или Войновича.

Плюс намного больший упор нужно сделать на ценные произведения мировой литературы — а то по рассказам, в некоторых школьных программах от Шекспира сейчас остались только несколько коротких сонетов. Совок Твардовский им ценен, а Шекспир нет...


Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу, интересно.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

________________________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про мусорную школьную литературу, нажав на кнопочку ниже:



Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

lj_frank_bot July 13th, 13:01
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

maxim_nm July 13th, 14:04
Точно!

minskblog July 13th, 13:03
Возможно для автора это будет открытием, но "мусорную литературу" Толстого, Достоевского и Чехова изучают даже в Штатах. Они там, правда, не знают что она мусорная

14 23 July 13th, 13:07
Вообще-то Толстой, Достоевский и Чехов стали знаменитыми не при совке, а при царской России. Кстати, не будет лишним напомнить, что Толстой был дворянского происхождения, а Достоевский не жаловал революционеров, именуя их не иначе как "бесы революции".

garry_71 July 13th, 13:05
Как по мне = нечего тратить драгоценное школьное время на всякую ахинею типа художественной литературы. Мало ли кто что насочинял.

magnetoplus July 13th, 13:18
Но что-то читать надо.

nampuom_pycu July 13th, 13:07

colored_way July 13th, 13:07
Толстовские балы и десятки страниц на французском языке - у меня даже не получилось осилить эту муть в средней школе.

magnetoplus July 13th, 13:18
И главное - зачем.

nampuom_pycu July 13th, 13:10

14 23 July 13th, 13:31
Именно поэтому Ленин называл Достоевского не как-нибудь, а "архискверный Достоевский". :)) А в конечном итоге ведь Достоевский оказался прав.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
uasemperfidelis July 13th, 13:10
У меня на чердаке полным полно такого. Тысячи книг из классики советского соцреализма. Подшивки / сборники журналов, начиная с 60-х, и до 90-го (От Юного техника до Наука и жизнь и Знание - сила).
Лежить собі.

Это... такая серая твердая обложка, не знаю, и не хочу знать, кто автор . Название "Тревожный рассвет".
Какая-то хрень про предателей, что после войны поджигают в Казахстане целину (вот, нахуй им эта целина?)
Раннее утро. Рассвет. Ко мне под калитку приезжает целый эскорт машин, едем в из Киева в Измаил.
Ну, а я вечером выпил так неслабо.
Все ж друзья.
А до того, у тещи вытащил из шкафов всю ее библиотеку, лежат на веранде стопки, и этот долбанный "тревожный рассвет" сверху.
15 лет прошло - до сих пор дай им только поржать... Тревожный рассвет, сцуко.

magnetoplus July 13th, 13:18
Пора выкинуть!

nampuom_pycu July 13th, 13:13

pau_vau July 13th, 13:17
В лучших традициях кликбейта не указано ни одного автора и ни одного названия)

magnetoplus July 13th, 13:19
Не пизди.

Пара слов о стихах

14 23 July 13th, 13:17
Помнится, в школе мне всегда больше нравились стихи, которые были написаны в царские времена - стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, басни Крылова. А стихи советского времени что-то не впечатляли. Только Владимир Маяковский более-менее неплохо сочинял, но талант совкового поэта явно уступал талантам Пушкина и Лермонтова.
Но Маяковский это ещё ладно. В писанине совковых поэтов иногда встречалась такая ахинея, что её вообще даже не хотелось читать. Пример - стихотворение "Смерть пионерки", автор Багрицкий. Когда читаешь этот стишок, всерьёз создаётся впечатление, что автор стиха был психически ненормален. А стих производит мерзкое угнетающее впечатление.

Edited at 2019-07-13 01:21 pm (UTC)

Re: Пара слов о стихах

nampuom_pycu July 13th, 13:44

magnetoplus July 13th, 13:17
Не первый, но отмечусь!

maxim_nm July 13th, 14:02
Привет!

svoboda_sl July 13th, 13:37
А от Шекспира-то какая польза в двадцать первом веке? Тем более, в школе.

Edited at 2019-07-13 01:52 pm (UTC)

dart_vitmort July 13th, 13:53
Никакой. Подросткам надо давать литературу, написанную для них. И актуальную в наше время.

nampuom_pycu July 13th, 13:42

maxim_nm July 13th, 14:01
Ясно.

penetrat0r July 13th, 13:54
А почему у мусорного совка и ватной Парашки должна быть не соответствующая им литература?

maxim_nm July 13th, 14:01
Пора уже в современность смотреть.

lashevchenko July 13th, 13:56
Во загнул! Толстой, Некрасов - мусорная литература... Аффтар, пеши исчо!

maxim_nm July 13th, 14:00
Конечно. По той части, что изучают в школе.

Edited at 2019-07-13 02:01 pm (UTC)