?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

На что программировали «добрые советские фильмы».



Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост на давно задуманную тему — на что, собственно, программировали людей "добрые советские фильмы", о которых сейчас с такой ностальгией вспоминают любители СССР — "Ах какие были фильмы, сейчас уже таких нет и ключи никто под ковриком больше не оставляет!" — выступают они время от времени в комментариях к моим постам.

На самом деле советское кино (за редким исключением действительно талантливых режиссёров, которые троллили совок) выступало в роли социального проводника советских идей и формирования так сказать "советской идентичности". Это началось ещё во времена вечно живого деда — как известно, Ленин вошёл в историю своей цитатой "пока народ безграмотен — важнейшим искусством для нас является кино". В более поздние советские годы советское кино тоже вполне себе занималось пропагандой в советском ключе — о чём я вам и расскажу сегодня.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как и на что на самом деле программировали людей "добрые советские фильмы". В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)





«Добрая» советская власть и армия.



Практически во всех советских фильмах, особенно ранних, снятых до 1960-х годов — постоянно педалируется тема того, как хороша советская власть и как вольготно при ней стало жить людям — видимо, при Сталине существовала некая секретная директива, которая предписывала вставлять это советское НЛП в любой фильм. Так, например, в сцене со свиданием парня и девушки в роще пара могла выйти на берег, и парень вдруг мог неожиданно выступить с речью вроде "ты только посмотри, как похорошела наша земля при советской власти! Какие просторы открылись уму и сердцу!" — после чего камера под патетическое завывание струнной секции оркестра показывала какие-нибудь лесные пейзажи, ничем не отличающиеся от таковых в каком-нибудь мезолите.

Другой пласт советской пропаганды тех же лет — воспитание правильного отношения к советской армии — в фильмах показывали, что все юноши очень хотят служить, аж подпрыгивают чтобы попасть в армию и впадают в депрессию, если им отказывают в таковой чести. "Он недостоин служить в нашей народной Красной арьмии! (почему-то всегда с мягким знаком после "р") — вскрикивает начальник колхоза в фильме "Максим Перепелица", после чего главный герой прикладывает все усилия, чтобы оказаться в "арьмии".

Сама же армия показывается чем-то вроде санатория — красиво постриженные и сытно накормленные солдаты купаются в отеческой любви и ласке отцов-командиров и старших братьев-сержантов, время от времени делают несложные и полезные физические упражнения, всё остальное время предаваясь чтению и неустанному повышению политической подготовки ("Максим Перепелица", "Солдат Иван Бровкин"). Лично мне вдвойне горько смотреть на всю эту ложь — потому что мой родной дядя (старший брат отца) погиб в мирное время в Советской армии (в 1958 году), и его родителям по сути даже не сообщили об истинной причине смерти.



«С начальством спорить нельзя!»



Вторая мысль, которая внушается во всех советских фильмах, особенно в тех, что были сняты до 1970-х годов — начальство всегда право, особенно советское начальство (другого попросту не было). Спорить с начальством нельзя, система всегда права, а если есть какие-то отдельные нерадивые начальники, то это бюрократы и зазнайки — виноватыми в тех или иных происшествиях были всегда отдельные личности, но никак не система в целом (к примеру, фильм "Мы с вами где-то встречались" с Райкиным).

Другой пласт из этой же серии — внушение мысли, что советская милиция в целом очень порядочная организация, а все советские милиционеры — люди одновременно с военной выправкой, лицом академика и речью московского диктора. Советский милиционер всегда поможет снять котёнка с дерева, найти нужный двор или просто придёт домой чтобы по-доброму, по-отечески помочь жильцам разрешить те или иные проблемы. Собственно, как и в случае с армией — в старых фильмах никто не рассказывал, что представляла из себя реальная советская милиция и как там относились к людям.



«Мужчина всегда прав!»



Ещё один постулат, который подспудно внушался ранними советскими фильмами, особенно снятыми до 1970-80-х годов — это то, что мужчина всегда и во всём прав. Если в фильме показывалась семья — то главной всегда был мужчина, а женщина была на вторых ролях. Нередко в кино можно увидеть сцены, когда за столом пирует мужская компания, а женщина (жена главы дома) присутствует в кадре в виде бледной тени и "обслуживающего персонала" — подаёт на стол новые блюда, моет посуду в кухне и прочее. Даже если мужчина показывался инфантильным ребёнком — он всё равно должен был считатья главным.

Ещё сюда же можно отнести навязывание мысли о том, что без мужчины женщина неполноценна в принципе — стоит вспомнить хотя бы советский говнофильм "Москва слезам не верит", в котором главная героиня, в общем-то независимая и по советским меркам состоявшаяся женщина (директор фабрики с квартирой и машиной) — становится "полностью полноценной" только с обретением мужика — бомжеватого вида слесаря из коммуналки, котрому для полного счастья не хватает только стакана газировки и который со второго дня знакомства начал втирать ей постулаты "мужчина должен то, мужчина должен сё, а ты сиди ровно и молчи".

Что самое интересное — в совковом обществе всё это воспринималась как абсолютная и непреложная норма, спорить с которой было категорически запрещено.



Выученная беспомощность.



Ещё один очень вредный момент, на который программировали советские фильмы — это так называемая "выученная беспомощность". В современной психологии таким термином называют состояние апатии, когда человек не пытается улучшить свою жизнь даже тогда, когда имеет к этому все предпосылки и возможности. В совковых фильмах такое можно увидеть постоянно — герои занимают какую-то жизненную нишу (чаще всего крайне низкую) и на том успокаиваются, приговаривая: "живём бедно зато честно, не в деньгах счастье, раньше я думала что счастье в деньгах, а оно в труде на благо родины".

Если сравнить с западными фильмами тех же лет — то они наоборот всегда программировали на успех и на победы. Собственно, этим отлично демонстрируется разница двух социальных строев — если при демократии человек действительно своим трудом и талантами мог добиться всего (стать президентом, миллионером, главой компании, отправиться в кругосветное путешествие и прочее), то в совке возможности были очень ограничены, и власть была вынуждена преподносить это как норму — живите бедно зато честно, храните ключ от квартиры под ковриком и радуйтесь, что у вас нечего красть.



«Касты неполноценных».



А ещё в советских фильмах всех лет постоянно выводились определённые касты неполноценных — своих же граждан, которые властью считались какими-то "не такими" — их нужно было посадить, выгнать из страны ну или в крайнем случае "постараться перевоспитать" — чтобы весь советский народ представлял собой единую серую трудовую массу и никто не отрывался от коллективной радости труда.

В ранних совковых фильмах "кастами неполноценных" выводились кулаки, богачи, буржуи, интеллигентишки и прочие люди, которые не были похожи на Васю-алкоголика и имели за плечами чуть поболее трех классов церковно-приходской школы. "Кулака" всегда изображали в виде хитрого бородатого деда с обрезом за пазухой, который только и думает, как бы обмануть трудовую власть колхозов. "Буржуй" был обязательно толстым, много и шумно ел, плохо себя вёл на людях и замышлял планы войны. "Интеллигентишкой" был какой-нибудь тощий парень в очках и с гусиной шеей, вечно колеблющейся и не понимающий своего счастья жить по дороге к коммунизму.

Существовали "касты неполноценных" и в более поздних советских фильмах — там отрицательными героями выводились стиляги, богатеи, хорошо одетые женщины а также иностранцы. "Стилягой" в фильме представляли любого мало-мальски прилично одетого и постриженного молодого человека, который хотел выделяться из серой мышиной толпы — страшный грех в СССР. "Богатеи" были главным образом заграничные, почти как "буржуи", но более лощеные — с фальшивой улыбкой, страшными белыми зубами (у нормального советского человека таких быть не может) и преступнейшим образом начищенными ботинками.

"Хорошо одетые женщины" всегда подразумевались проститутками — живущими на нетрудовые доходы и часто в конце фильма раскивающихся и радостно идущими работать шпалоукладчицами. "Иностранцы" были подозрительны в принципе — если иностранцы не были чернокожими московскими студентами, то обязательно были шпионами.



Совок. Послесловие.

Такие дела. Как видите — "добрые советские фильмы" программировали вовсе не на хорошие вещи, а очень часто делили людей на сорта, приучали к мысли, что власть и милиция всегда права, занимались пропагандой армейской службы а также внедрением других понятий, которые в XXI веке кажется дикостью.

Именно поэтому никакого "возврата назад в СССР" быть не может — общество уже давно переросло и советские фильмы, и ту "мораль, а люди в наши дни стали намного нравственнее и честнее, чем в совковые годы.


Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.


Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, на что программировали советские фильмы, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

dmitriykrilov May 24th, 13:01
Мне очень понравился комментарий, который в вашем ЖЖ оставил пользователь politura, я бы лучше не написал. Так что просто оставлю его здесь:

Совковая пропаганда недурно потрудилась над образом "счастливого детства", штырит даже поколение, которое кроме путина ничего в жизни не видело.
Достаточно почитать на ютьюбе комментарии к какому-нибудь приторному совковому киноподелию - просто струи восторга и кипящей мочи!
Комментарии к худ фильму "Завтрак на траве", например:

Вся эта преисполненная добротой и позитивом публика, моментально ощеривается и начинает обкладывать последними хуями и проклятиями того, кто в комментариях осмеливается усомниться в счастливостти советского детства или не дай бог поставит дизлайк.
Это не люди, это говно.

Ну, в скриншоте сами видите -- те кто жил в СССР заявляют, что это пропаганда и неправда, зато на СССР надрачивают 16-летние дебилы, этого СССР никогда не видавшие. Недаром есть поговорка -- чем моложе человек, тем больше он любит СССР.

Edited at 2019-05-24 01:12 pm (UTC)

magnetoplus May 24th, 13:23
Вот это коммент по делу!

vadfred May 24th, 13:01
на пушечное мясо..

maxim_nm May 24th, 13:52
На это тоже, да.

coolegga1 May 24th, 13:02
Третий? Ну и ладно.

Edited at 2019-05-24 01:03 pm (UTC)

maxim_nm May 24th, 13:52
Привет)

minskblog May 24th, 13:03
>Если в фильме показывалась семья — то главной всегда был мужчина, а женщина была на вторых ролях

Мирович, что ты несешь?)) В Иронии судьбы главный герой живет с мамой. В 35 лет. С мамой, блять. А когда его бухого отправляют в другой город, он клеит такую же пожеванную блядь и она сливает старого любовника.

То же самое в Москва слезам не верит, главная героиня - директор завода, Гоша - слесарь-алкаш.

Добрые советские фильмы провоцировали на:


maxim_nm May 24th, 13:51
А с чего это Надя была "пожеванной блядью", я не понял)

"Так, друзья — сегодня будет большой и ИНТЕРЕСНЫЙ пост..."
Без комменариев.

big_brotheruss May 24th, 13:12
Хохлов программируют на игру хуем на рояле.
Ахах)))

maxim_nm May 24th, 13:51
Это вы о чём?

nazareth_stv May 24th, 13:14
Распространитель американской лотереи рассказывает о плохих советских фильмах...

real_marsel May 24th, 13:15
В детстве я уже подозревал, что СССР это зло, и его кино - тоже зло.

magnetoplus May 24th, 13:23
+1000

nadia_76 May 24th, 13:17
Ну да, внушалось, что почетно быть неотесанным колхозным мужланом (интеллигенты презирались, как слабаки) и героически сдохнуть во имя дела партии или исправляя чей-то эпический проеб.

maxim_nm May 24th, 13:50
В точку))

(Deleted comment)
digitype May 24th, 13:18
"начальство всегда право" - это аукается и сейчас. Совковый генофонд хорошо выстроили не ходить на митинги и не добиваться своих прав у начальства. Сейчас их путем идут и потомки совков - ватники.

lashevchenko May 24th, 13:26
Только про генофонд не надо. Это вообще из другой оперы.

Екатерина Ли May 24th, 13:21
особое отвращение вызывало сюсюканье настеньки из экранизации "морозко"

maxim_nm May 24th, 13:50
Хаха, надо пересмотреть)

magnetoplus May 24th, 13:22
Первый!

big_brotheruss May 24th, 13:25
Ты даже из ботов только третий. Ахах

evgeny_032014 May 24th, 13:24
Вот и ещё несколько гвоздей вбито в гроб Советского Союза.
(почти тридцать лет назад уложенного в этот самый гроб)
Кстати, по справедливости.

Но, вот вопрос, на который я так и не нашёл для себя ответа.
Было почти 10 лет в истории России с 1991 года и до 1999 года.
Десять лучших её лет - по мнению некоторых.
Полная свобода. Уже нет Советского Союза, но ещё нет Путина.

Какие шедевры в области кино в это время появились?
Иные люди уверяют, что кроме чернухи и порнухи не появилось ничего.

Может какие-то шедевры в области кино дали миру (ну или хотя бы самим себе) страны Балтии, Беларусь, Украина и все остальные в радости от свободной жизни разбежавшиеся в стороны от гроба с Советским Союзом?

Кому-то и что-то известно об этом?
Поделитесь?

diamonddogs1971 May 24th, 13:35
Да, кстати, как там обстоят дела с кино в прогрессивной демократической Беларуси. Какие-нибудь фильмы можете назвать?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
magnetoplus May 24th, 13:24
Слушай а что за первая картинка такая прикольная, откуда.

nik11111 May 24th, 13:30
сказка о потеряном времени

nik11111 May 24th, 13:25
Про милицию не правильно , до конца 70х она действительно помогала многим.
Кулаки , или " кулаки" и были дедами, пожившими и научившимися , защищали своё, обманывая колхозы.
Колхоз это ограбление селянина.

maxim_nm May 24th, 13:48
Так в совковых фильмах "кулаков" отрицательными резко выводили. Даже слово само "кулак" придумали какое-то гадкое, хотя по сути это просто работящие люди были, не алкаши и не лентяи.