?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Что на самом деле происходило в советских школах.



Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост про то, что на самом деле происходило в советских школах. Фанаты СССР по какой-то неизвестной мне причине считают советское образование идеальным — мол, отличые школы были в СССР, а сейчас что, сейчас "поколение ЕГЭ" даже 2+2 сложить не могут, а в СССР все учебные программы составлял чуть ли не лично великий учёный и изобретатель товарищ Сталин!

Но на самом деле такое положение вещей очень далеко от истины. Совковые школы были чуть ли не самыми отсталыми и архаичными по всей Европе, а из детей там готовили не самостоятельно мыслящие личности для жизни в свободном государстве, а персонал для работы внутри советской системы — пичкая советскими мифами и пропагандой. Далеко не в последнюю очередь в "кризисе девяностых" (о котором так любят порассуждать фанаты СССР) сыграла роль именно советская школа — она научила детей поклоняться Ленину, но не научила жить в реальном мире.

Итак, в сегдняшнем посте — самый полный и правдивый рассказ о том, что представляли собой советские школы. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)






1. Насилие над личностью.



Главный и основной принцип советской школы, которому были подчинены все остальные принципы — это насилие над личностью. Основной задачей учителей была подготовка из "необработанного материала" (детей) готовых "специалистов-винтиков" для советской системы. Что интересно — в СССР такое было не всегда, в 1920-е годы существовали некоторые эксперименты в этой области, но с приходом к власти великого агронома и языковеда всё это сошло на нет, и школа приобрела всем вам хорошо известный вид — с доминирующей ролью учителя и четкими правилами и методиками преподавания.

Если вдуматься, то советская система школьного обучения очень напоминала призывную армию — ребенка 6-7 лет отрывали от родителей, бросали в коллектив из 30 таких же, одетых в форму, закрепляли за ним строго определенное место в классе, приучали ходить строем и прививали мысль, что вот эта тётя в черном платье здесь царь, бог и воинский начальник. Точно так же, как и в армии, у учеников отсутствовало право на ошибку и право на приватность — "плохие поступки" считалось нужным и полезным обсудить и высмеять всем коллективом, и даже для того, чтобы просто выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и куда он собрался выйти.

Отчасти именно поэтому школа воспринималась многими советскими детьми как бесконечно унылое и неприятное заведение — что, кстати, отражено во многих советских фильмах про школу. Посмотрите сами — все ученики там только и ждут момента, чтобы поскорее свалить из класса (на переменку или на каникулы), и никто не говорит про школу как про какое-то приятное место.




2. Школьная дедовщина и хулиганы.

01.png

Как и в любой замкнутой среде, в которой люди оказались не по своей воле (вроде армии и тюрьмы), в советской школе появилась иерархия и дедовщина. Старшеклассники могли издеваться над младшими и третировать их — отбирая мелкие деньги на завтраки в буфете, раздавая поручения и т.д. Официально это осуждалось, но по сути учителя ничего не могли с этим поделать.

Кроме того, из-за переполненных классов с весьма разношерстным ученическим контингентом нередко возникали ситуации, когда 3-4 двоечника, прогульщика и курильщика унижали и третировали весь класс. Как правило, сидела эта банда "на галёрке" (на задних партах), мешая учителям вести уроки, а на переменах занималась троллингом отличников, хулиганством и отбиранием всяких ништяков (от денег до еды) у тех, кто слабее.

Что интересно, такой ситуации во многом способствовали переполненные классы — часто в них было по 30 и больше учеников, этого как раз было достаточно для того, чтобы в классе образовалась банда хулиганов, прослойка унижаемых (обычно 2-3 отличника и "тихони", на роль "пугала для битья" подходил также какой-нибудь "жирдяй" или "очкарик"), и молчаливое большинство, которое просто наблюдало за всем происходящим.



3. Уравниловка.



Официальная совесткая доктрина декларировала "равенство всех людей", что на практике однако выливалось в обычную уравниловку, когда сильных и умных старались уравнять со слабыми и дураками. Более-менее неплохо в советской системе образования чувствовали себя "серые мышки" (не наделенные особыми талантами, безынициативные), все остальные страдали.

К "отличникам" было хорошее отношение только в спецшколах, тогда как в обычных школах их часто высмеивали  и третировали одноклассники — "ты что, самый умный, что ли?", "из-за твоих знаний одному тебе пятерка, а всем нам четверки!", "ты что, хочешь больше всех знать?". В общем, действительно умным и успешным ученикам часто доставалось от "средненьких" одноклассников, и нужно было иметь сильный характер, чтобы выдержать эти нападки и не скатиться в серенькие "хорошисты".

С другой стороны обоза плелись двоечники — те, кто учиться не мог и не хотел, занимаясь вместо учебы стрельбой из рогатки по фонарям и курением в школьном туалете. Помимо того, что двоечники не учились сами, они еще не давали нормально учиться всему классу — срывая время от времени уроки и отнимая время у талантливых детей — часто такого прокуренного (а иногда и пропитого) Васю, у которого из одного кармана торчит рогатка, а из другого — пачка "Примы", "приписывали" к какому-нибудь отличнику, который в виде пионерского поручения (помимо своих уроков, факультативов и кружков) должен был заниматься ещё и с этим Васей. Вася по итогу всё равно шел в ПТУ, на завод или в армию, а вот отличник мог и не поступить в тот ВУЗ, в которых хотел, из-за нехватки свободного времени на подготовку.

Тут ещё следует добавить, что у родителей не было практически никакой возможности (за редкими исключениями) чтобы перевести своего ребенка в другой класс или школу, все дети были вынужденны учиться вот в такой уравниловке.



4. Советская пропаганда.



С первого дня в школе ребенка начинали готовить к жизни в советской системе — существовало множество обрядов иницииации (наподобие религиозных), только пройдя которые ребенок мог стать полноценным членом общества. Сперва маленького человека принимали в октябрята. Считалось, что для этого нужно обязательно быть хорошим, слушаться маму и уважать дедушку Ленина. Затем ребенка принимали в пионеры, где дети уже давали "пионерскую клятву", а к личности предъявлялись уже более высокие требования:

"Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.

Он красный галстук носит,
Ребятам всем в пример.
Он - девочка, он - мальчик,
Он - юный пионер!"


Затем должны были быть Комсомол и вступление в Компартию — система образования в СССР не допускала даже мысли о том, что в стране могут быть какие-то другие партии, какие-то другие авторитеты и какой-то другой курс развития.

Советская пропаганда сопровождала школьника на протяжении всех десяти лет обучения — многочисленные "пионерские комнаты", флаги, лозунги, песни и пляски, истории и сказки. Также ребенка с детсва приучали к мысли, что он может и должен работать бесплатно — все эти "пионерские поручения" по трате своего времени на двоечников, сборы металлолома, макулатуры и прочая бесполезная деятельность.

Помимо этого, детей постоянно втягивали во всякие грязные политические игры Совеского союза, заставляя выходить с плакатами в поддержку "детей Анголы", против "ползучей интервенции НАТО в наш советский Афганистан" и на демонстрацию 1 мая 1986 года.




5. Деградация профессии учителя, взятки и «подарки».



Одна из отличительных особенностей именно советской школы — это многолетняя постепенная деградация профессии учителя. В отличие от дореволюционных времен, когда преподавать в гимназии было почетным и неплохо оплачиваемым делом, в СССР всё скатилось к тому, что в учителя шли не самые амбициозные и умные, но зато хорошо управляемые люди. Как и в других профессиональных сферах — в сфере образования отсутствовали независимые профсоюзы, и часто директор либо завуч-самодур устраивал в школе тюремные порядки, заставляя учителей "ходить по струнке".

Зарплата учителя в СССР была крайне невысокой, в учителя шли, в основном, женщины, "прикрытые" зарплатой мужа. Отчасти именно поэтому в советской школе стала процветать система "подарков" и мелких взяток — родители нередко "заносили" учителям наборы конфет, коньяки, дефицитные колготки или просто деньги за то, чтобы Васе или Тане нарисовали хорошую отметку за четверть. Совветский учтель в большинсве своём человеком с двойной моралью — рассказывал о том, как нужно быть хорошим и правильным, но сам легко брал взятки и жил в системе "блата".

Кстати, вот эта управляемость, остутствие собственного мнения (отличного от мнения начальства) и бедность отчасти и породили ту современную ситуацию, когда именно школьные учителя, что работают на выборах, занимаются вбросами и фальсификациями. Вся эта сфера деградировала до такого состояния именно во времена СССР.



6. Низкое качество школьного образования.



Последний и самый важный пункт. Ну ладно — могут сказат поклонники СССР — там действительно была школьная муштра, уравниловка, пропаганда и не самые инициативные учителя. Но ведь образование-то было хорошим! Знания давали — ого-го! Нет, друзья, так не бывает. Некоторые знания по алгебре, геометрии и физике ещё не делают из вас образованного человека — ведь образование это целый комплекс мер, который направлен на то, чтобы помочь человеку стать самостоятельной личностью и реализоваться в жизни. Советская же система образования готовила человека лишь к существованию внутри советского строя, и была, по сути, абсолютно непригодной в других сферах.

Даже если разбирать преподавание отдельных предметов — то и тут тезис о "хорошей системе образования в СССР" терпит фиаско. Смотрите сами:

Математика, физика, химия. Более-менее средний уровень, не всегда достаточный для поступления в хороший ВУЗ (приходилось брать репетиторов и факультативы). В США и Европе уровень был ничуть не хуже, где выпускники школ и колледжей успешно строили космические корабли, автомобили и делали научные октытия.

Литература, искусство. Преподавание в советском ключе, возвеличивание соцреализма, игнорирование мировых тенденций развития. По сути — ноль. Советские дети штудировали "Малую Землю" и ни слова не слышали про Камю, Сартра и Бертрана Рассела. Фактически, весь XX век с его Нобелевскими лауреатами прошёл мимо, советские дети читали мёртвую макулатуру.

История. Полная антинаучная хрень, начавшаяся ещё во времена великого астронома и животновода. Истинные причинно-следственные связи событий размывались, и везде навязывалось марксистское видение истории.

Иностранные языки. Уровень преподавания — ноль. Покажите мне хоть одного советского школьника, который 10 лет учил французский, немецкий или английский язык и может бегло сказать на нём хотя бы 4-5 предложений, отличных от школьной темы "Что я знаю про Париж". Таких не существует в природе.

Социальные науки, науки об устройстве общества. Такая же антинаучная ерунда, как и в истории. Куча лженаук, которые с распадом СССР ушли в небытие.

В общем, как видите, никаким "сверхкачественным" советское школьное образование не было, а  вся эта уравниловка и остальные негативные вещи шли только во вред.





Вот такой обзор советских школ у меня получился. Буду рад, если поделитесь этим постом с друзьями)

А вы помните, как вы учились в советской школе? Чем можете дополнить рассказ?

Напишите в комментариях, интересно)



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям всю правду про школы в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

coolegga1 March 31st, 11:01
Ааа, не успел!

sergiikarelin March 31st, 11:05
успел

Дмитрий Крылов March 31st, 11:01
Сейчас очень часто можно услышать жалобные стенания различных чиновников, депутатов и общественных деятелей об ужасающей жестокости и агрессивности современной молодежи, несомненно, подвергшейся пагубному влиянию сети Интернет.
Эти господа, вероятно, врут, забыли свою юность или выращивались в оранжерее.
Потому что если пристально рассмотреть условия, в которых приходилось существовать советскому школьнику, то становится понятным, что современная молодежь уступает в плане жестокости своим советским сверстникам на порядок.
Начиналось все с первого класса, попадая туда ребенок узнавал, что теперь должен участвовать в нескольких драках не потому что существует какой–нибудь конфликт, а лишь ради того, чтобы таким способом установить некую иерархию. Тебя просто ставят перед фактом: сегодня ты будешь драться вот с ним — если тебе страшно, лень, ты пацифист или просто не видишь в этом никакого смысла, то лучше собраться и все–таки выступить, потому что несколько отказов приведут тебя в самый низ иерархии, где ты станешь объектом нескончаемых моральных и физических издевательств.
Почти каждый день на школьном дворе лилась кровь из разбитых носов под восторженные вопли болельщиков. Подобно жителям Древнего Рима советские школьники просто обалдевали от драк, сколько различных усилий тратилось чтобы драка состоялась — интриги, сплетни, провокации — все шло в ход, лишь бы заставить двух человек сцепиться друг с другом на радость окружающим.
А в самой школе, лица, находящееся на нижних ступеньках иерархии, получали от сверстников по нескольку десятков оплеух, пинков и затрещин за день. Само собой повседневные поборы, ребята постарше или посильнее заставляли ребят поменьше и послабее попрыгать, пытаясь узнать о наличии мелочи в карманах. Могли также под страхом избиения отправить попрошайничать деньги или сигареты у прохожих.
Но школа — это на самом деле безопасное место, ибо город, неизвестно кем, когда и зачем был негласно разделен на районы. Районы могли быть в дружеских отношениях, но чаще всего враждовали друг с другом. Попытайтесь представить себе: вы с друзьями пошли погулять, вас остановила группа сверстников и спрашивает: "вы с какого района?" если ответ не устраивает оппонентов, то ваши лица разбиты, а карманы очищены. Ну не дикость ли? Самое же страшное — это городской молодежи поехать отдыхать куда–нибудь на природу и встретить там молодежь сельскую.
Иногда случались и разборки между районами: собиралось вплоть до пары сотен человек, вооруженных палками, ножами, кастетами, арматурой, ракетницами и прочими аргументами и устраивали грандиозное побоище, которое приходилось разгонять всей городской милиции. В результате ножевые ранения, переломы, тяжкие телесные да и трупы иногда иногда тоже бывали. Попытайтесь себе представить, как современная дрищеватая молодежь с вейпами будет подобным образом сражаться, не обхохочитесь только.
Но больше всего доставалось бедным животным — что только с ними не делали: резали, расчленяли, скидывали с высоты, душили, сжигали заживо, забивали палками, топили, даже обливали расплавленным в консервной банке свинцом из аккумуляторов. И это не какой–то там поехавший живодер делал, а группа детей или подростков со смехом и весельем. Справедливости ради отмечу: в таких забавах участвовал не каждый, а примерно пятый–шестой, ну а свидетелями в разное время были практически все, да. Ну какой современный ребенок найдя лягушку догадается вставить ей в задницу соломинку и надуть, обрекая таким образом земноводное на мучительную смерть? А еще вспоминается случай из моего детства: в соседнем дворе вели какие–то ремонтные работы, осталось немного бетонной смеси и местная детвора замуровала в отверстии стены подрощенного котенка, оставив снаружи только голову. Пару дней голова жалобно мяукала, а потом перестала. Это все на глазах жителей дома происходило — советские граждане спокойно ходили мимо этого ужаса, не обращая никакого внимания. Представляете, какой массовый термоядерный разрыв анусов произойдет, если в наше время выложить в Сеть видео, где будет происходить нечто подобное?

Edited at 2019-03-31 11:04 am (UTC)

Продолжение

dmitriykrilov March 31st, 11:06

Не берусь здесь анализировать — с чем именно связана подобная аномальная жестокость и дикость, просто хотел вам сказать: когда видите дядю–депутата, вещающего про падение нравов и разгул агрессии среди молодежи знайте — он ссыт вам в уши, а в своем советском детстве творил такие вещи, которые вам и в страшном сне не приснятся. Ну или вещи с ним творили, а теперь он став депутатом пытается воздать за перенесенные в детстве унижения. Но не своим конкретным обидчикам, а вообще всем, до кого может дотянуться. Так тоже бывает.

Ну и еще этот пост написал для общего развития тех, кто уже не в СССР родился. А то они ходят и думают: ах эти унылые лохи–старперы вокруг, в совке Ленина всю жизнь восхваляли и жизни совсем не знают, лол. Знают они жизнь, и в таких аспектах, что лучше бы вам с ними не связываться без серьезной причины, а то ведь как говорится "мастерство не пропьешь"

Ну и напоследок скажу, что никакого роста жестокости у молодежи конечно же не происходит, это иллюзия, вызванная массовым распространением смартфонов и видео снятых на них. Зато заметно обострилась реакция общества на ее проявления, достаточно лишь их задокументировать и запустить ролик или фото в Сеть и вот уже миллион гневных комментариев в пабликах, а полиция охраняет подъезд дома, где живет садист, от толпы представителей легиона анонимусов, желающей немедленно и навсегда перевоспитать лицо, продемонстрировавшее проблемное поведение. Вот так и победим жестокость, если конечно господа депутаты Интернет нам не отключат.

Для написания поста использован материал, воочию наблюдаемый автором, пришедшим учиться в первый класс не самой, кстати, плохой (общеобразовательное учереждение по соседству было вообще адом) советской школы в 1987 году. Если среди аудитории отыщутся те, кто учился раньше, то большая просьба отписаться в комментарии — очень интересно узнать: весь этот ужас является следствием переживаемого СССР коллапса или подобные традиции существовали там и раньше?

Источник: https://politota.d3.ru/zamalchivaemye-aspekty-zhizni-v-pozdnem-sssr-1706004/

sergiikarelin March 31st, 11:03
Да, самое лучшее в мире советское образование. А потом выросли те, кто заряжал баночки перед телевизором.

Edited at 2019-03-31 11:04 am (UTC)

nizhlogger March 31st, 11:11
Такие есть всегда и везде. На Украине вон до сих пор верят в возможность выбрать себе нормального президента. Это похлеще чем "баночки у телевизора" будет.

ruso_fumador March 31st, 11:08
3. Полностью согласен.

ron_coleman March 31st, 11:21
А с комментом подождать не мог?

uasemperfidelis March 31st, 11:09
Не, ну убрать совковую пропаганду, октябрятию, пионерию, комсомолию, все те политинформации, собрания, комитеты ВЛКС и прочую поебень - все таки советские школы давали знаний больше, чем сейчас дают детям.

Сам учился в советской школе, и в этой же школе учились уже мои дети. С другими учителями, конечно, и другой системой образования.
Мне откровенно не нравится формат их обучения.

ron_coleman March 31st, 11:21
А с комментом подождать не мог?

nizhlogger March 31st, 11:09
"советская школа — она научила детей поклоняться Ленину,"

Дальше можно не читать. Как закончивший школу в советское время могу констатировать что кроме собственно самого образования там мало что поменялось. А образование поменялось не в лучшую сторону. Всё таки формально декларируемая задача создавать "человека - творца" а не потребителя кое в чём в советском образовании выполнялась.

Дмитрий Крылов March 31st, 11:14
Ага-ага, в совке, в котором на первом месте как раз декларировался "рабочий класс", а интеллигенция ссылалась в ГУЛАГ и расстеливалась, у него задача про создавать "человека-творца". Врать-то не надо.Или ты считаешь, что на вывезенном и Германии станке кнопку нажать чтобы деталь произвести -- это и есть творить?

caustic_raider March 31st, 11:10
Чёт такое помню.


ron_coleman March 31st, 11:21
А с комментом подождать не мог?

vasha_rasha2 March 31st, 11:12
у меня дети по 4 языка знают. а я один толком не осилил.

ron_coleman March 31st, 11:21
А с комментом подождать не мог?

ron_coleman March 31st, 11:19
Десятый!

maxim_nm March 31st, 11:56
Десятым успел)

rook760 March 31st, 11:23
За школьное время поменял 10 школ, первый класс начинал в Монголии, а заканчивал 11 в Германии. Единственный класс где всё было не так как в статье это последний 11 в Германии. Во всех остальных всё было более или менее как Максим описывает. Где-то менее жёстко, а где-то более.

maxim_nm March 31st, 11:56
Вот, отличная подборка) А что в Германии было не так?

dimrych March 31st, 11:27
Забыли присовокупить "отработки" или 5 трудовую четверть - рабский детский труд. В Узбекистане два месяца не учились вообще, пока хлопок весь не уберут.

Ну и, конечно, атмосферу стукачества и лицемерия.

maxim_nm March 31st, 11:56
Про отработки есть же)

chudinovandrei March 31st, 11:28
Учился в семидесятые годы в Перми. В классе было 42 человека.

maxim_nm March 31st, 11:57
Ничего себе)

valkohiisi March 31st, 11:30

Могу сказать, как выпускник советской ещё школы, всё так и было. Не согласен только с алгеброй, геометрией, физикой и химией. Возможно, повезло с учителями. При поступлении в ВУЗ, по математике и физике, получил "отлично", при довольно средненьком аттестате (т. е. учителя отметки не завышали). Хочу сказать, что в настоящее время, всё только ухудшилось, при практически всех тех перечисленных проблемах (идеологии стало поменьше, но она никуда не ушла), знания в перечисленных предметах, стали отвратительны. Говорю не со своих слов, а со слов своего институтского сопроматчика - "да, нынче студенты старательны и усидчивы, но системных знаний нету".
PS. Забыл добавить. При поступлении, прослушал только подготовительный курс, где просто, доходчиво и понятно, всё рассказали по новой. Как видите хватило:)



Edited at 2019-03-31 11:32 am (UTC)

maxim_nm March 31st, 11:57
Класс)

alla_babak March 31st, 11:31
Все так и было. Терпеть не могла школу. К слову в моем классе было 45 !!! человек, как и во всей параллели от А до Е. Классный руководитель ( с пятого по восьмой классы) кроме как "Твари, бездари, уроды " своих учеников не называла. Сейчас страшно представить что бы сделали с таким преподавателем!

maxim_nm March 31st, 11:57
45 человек — очень переполненный класс.

"и ни слова не слышали про Камю, Сартра и Бертрана Рассела".

Сейчас прям дети зачитываются Сартром и Камю. Бугога.

maxim_nm March 31st, 11:58
Ну сейчас зарубежная литература намного лучше преподаётся.