?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Страшная пропаганда в детских журналах.



Так, друзья — сегодня будет очередной пост про советскую пропаганду в детстких книгах и журналах. Мне кажется я разгадал главную тайну всех фанатов СССР — их любовь ко всему советскому тянется из далёкого детства, когда человек познаёт мир и читает книги. Книги и журналы в те годы были разные — кому-то родители покупали хорошую переводную литературу, а другие дети довольствовались исключительно пропагандистскими журналами вроде "Искорки".

Детский журнал "Искорка" был создан по всем классическим канонам пропаганды — в нём не было никакого плюрализма мнений, статьи давили на жалость или на страх, а в описании "политических противников" использовались только негативные эпитеты, подкрепленные карикатурами. Если ребёнок читал исключительно "Искорку", то в итоге он становился обладателем странного искривленного мировоззрения, в котором есть Великая и Прекрасная Советская Страна, полная спортивных достижений и космических покорений, а снаружи к ней подбираются хтонические чудища, посылаемые загнивающим Западом.

Что интересно — фактически, весь просовковый курс некоторых нынешних правителей словно вышел из "Искорки" — они её явно читали в детстве, в тех самых "питерских подворотнях" ("Искорка" издавалась и продавалась в основном в Ленинграде), полностью впитали её культурный код и не хотят смотреть на мир другими глазами.

Итак, в сегодняшнем посте мы разберём, как была устроена советская пропаганда в детских журналах. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)





О чём было это чтиво.

Для начала немного истории. Журнал "Искорка" появился в 1957 году как приложение к газете "Ленинские искры", первоначально продавался только в Ленинграде и ставил себе задачу "чтобы дети смогли прочитать интересный рассказ, стихи, познакомиться с героями наших дней, узнать историю комсомольской и пионерской организаций, а в часы досуга посидеть над разгадыванием кроссвордов, шарад, головоломок."

Шарад и головоломок в "Искорке" было немного — процентов 70 журнала занимала откровенная советская пропаганда, сдобренная скабрезными политическими карикатурами и воспоминаниями псевдо-очевидцев. Что интересно — большинство выпусков имело яркую и запоминающуюся обложку, которая абсолютно не гармонировала с дальшейшим содержанием — сразу за обложкой начинались серые газетные страницы, наполненные мрачными черными рисунками. Рисунки были выполнены тушью, чаще всего в небрежной технике — черные плямы изображали бегущих с ружьями солдат, какие-то серые курные хаты, голодающих людей и т.д. В общем — журнал был очень мрачным.

Оставшиеся от пропаганды 30 процентов занимала страничка с какими-нибудь банальными загадками, рассказы о природе и полезные советы о выживании в Великой Стране — как починить бабушкины очки с помощью обломка вязальной спицы и синей изоленты, как самому себе сделать игрушки из спичек и желудей и как сшить кимоно для самбо из драного, но ещё хорошего мешка из-под картошки.

А теперь немного подробнее о том, какое мировоззрение формировала "Искорка".




Культ Вождя.




Практически в каждом выпуске "Искорки" детям ездили по ушам историями о Ленине — о том как он устроил Октябрьскую революцию и о том, какой он вообще хороший молодец, а все остальные — плохие. Брился, мол, Владимир Ильич, и случайно полоснул бритвой себя по щеке, а мог бы и соседского Витьку — по шее. Из "Искорки" советский ребенок мог узнать, например, тот важный факт, что в СССР существует уже тысячи памятников Ленину и их количество продолжает множиться, а придумал такой хитрый план ещё сам Ленин, выдвинув в годы "Гражданской войны" целый план монументальной пропаганды:




Часто попадались и стишки о Ленине, сочинённые местными поэтами а-ля "Неприступной крепостью казался броневик, было сразу видно, то что Ленин — гриб".




Иногда даже встречались произведения а-ля хокку. Камень слаб перед временем, теряют блеск алмазы, но Ленин-то жив! И даже не сильно подпорчен, можете пойти посмотреть сами в мавзолее.




А ещё время от времени в "Искорке" публиковались даже ноты, чтобы каждый советский пионер, как следует подготовившись, с движением но не торопясь мог спеть оду Вождю — "Мальчишка был по-детски откровенен, и не скрывал большого счастья он, когда сложил впервые имя ЛЕНИН — как самоё родное из имён".







Вечная Война.




Помимо Ленина, на страницах "Искорки" всегда присутствовала Война. Практически в каждом журнале были мрачные рисунки сожженных танков, убитых людей, противотанковых ежей и колючей проволоки, пленных врагов, а также рассказы о спецоперациях, допросе пленных и маленьком мальчике, что в одиночку расстрелял 50 врагов. Акцент делался не на важности мира, а на том, что мы "можем повторить", постоянно смаковались подробности войны и т.д.




Рассказ о дотах и дзотах, мотках колючей проволоки и о том, что снайперы метко стреляют в голову, между глаз и в шею. Напомню — это детский журнал.




Помимо Второй мировой, постоянно также писали про т.н. "Гражданскую войну" — страшные рассказы о "расстрелах царскими приспешниками" и прочем таком, сдобренные мрачными черными картинками такого плана:




Встречались в журнале и детские фото — в них маленькие дети обороняли какие-то песвдовоенные объекты, отбиваясь от "противника" с помощью игрушечных автоматов и подручных средств, вроде глыб снега и льда. Война в "Искорке" была тотальной, вечной и не прекращалась никогда.






Загнивающий Запад.



Ну ладно, скажете вы, детям же должны были рассказывать о чем-то ещё, помимо культа Ленина и Вечной Войны?  Да, действительно — детям, например, рассказывали о других странах, но и это делалось в специфической совковой манере. Вот, например, рассказ о Париже. Что можно рассказать о Париже — что это город модниц, мушкетеров, вина и архитектуры? Как бы не так — это город спящих под мостом нищих, к которым периодически приезжают американские дельцы, которые хотят вывезти старинные французские дворцы за океан.

"Слава богу, что я живу в Саратове, а на в Париже" — подумает советский пионер после такого рассказа.




Ещё Запад, как известно, полно врагов и шпионов, которые и на людей-то не похожи, а напоминают одинаковых биороботов в одинаковых шляпах и плащах. Мрачные рисунки тушью довершали картину:




А ещё на Западе, как известно, Обама линчует неров, периодически отправляя в прерии "карательные экспедиции":






Курс Партии.




Авторы "Искорки" четко следовали "курсу партии и правительства" и вываливали на бедные детские головы всё то мягко-липкое, в которое вляпывался СССР на международной арене. Так, к примеру, советские дети могли узнать, что в этом сезоне мы болеем за Никарагуа, поставляя туда вооружение и "ихтамнетов":




В другом сезоне мы уже болели за Кубу, и дети читали дивные стишки вроде "А это вот — янки, он Кубе грозит. Он бомбою машет большою. И каждому ясно — хоть бел он на вид— но чёрен он, чёрен душою!". При этом за "рисунки кубинских детей" выдавали всю ту же черно-белую мазню художников "Искорки".




"Как долго ты будешь убивать, кровавая бестия Пиночет?" — спрашивает детский журнал, а со снимков на детей смотрят черепа и гробы.




А вот это моё любимое. "Гватемальские партизаны в походе" с рассказами о борьбе против "американских карателей". "ЦРУ вкладывает оружие в руки гватемальских карателей и поэтому является соучастником массового убийства". Очень напоминает то, как понимают нынешние события в Украине поколение, выросшее на "Искорке".






... И животноводство.




Оставшиеся свободными от пропагандистских выкладок журнальные полосы "Искорки" занимали какие-то банальные и невыносимо тоскливые рассказы о животных, о народах Севера, о том как правильно вести дневник наблюдения за ростом фасоли и о Надежде Константиновне Крупской — старшем друге всех пионеров.




Иногда могла быть какая-нибудь статья о "настоящем советском качестве и ГОСТах", где какой-нибудь советский начетчик фразами вроде "качество — это степень удовлетворения вещью потребностей человека с помощью свойств, которыми она наделена" (ШТО?) пытался доказать, что советское качество — самое непревзойденное в мире качество.




Могли быть статьи с банальными фактами о хлебе — который был довольно вредной основой всей советской кухни и имел в СССР нечто вроде культа.




А закончиться выпуск мог невыносимой статьёй вроде "Твоё время — огурец!", в которой Депутат Верховного Совета СССР делился с юными читателями особенностями роста и развития однолетних травянистых растений семейства тыквенных.





Вместо эпилога.

Всё это было бы смешно, когда не было бы так грустно. Именно читатели и преданные поклонники "Искорки" сейчас правят бал, издают законы и начинают войны на постсоветском пространстве. Огромного мира с интернетом, путешествиями, развитием правового государства и отсутствием границ для них как бы и не существует — есть только Культ Вождя, Вечная Война, Загнивающий Запад и Курс Партии, а также прочий странный и ограниченный культурный код, заложенный "Искоркой".

А вы помните советскую пропаганду в детских журналах времён СССР?

Напишите в комментариях, интересно.





Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о советской пропаганде в детских журналах, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1

Re: Формат: картинка СССР + смешная подпись

maxim_nm March 12th, 13:17
На виниле в СССР выпускали всякое говно, кстати. Нормальные пластинки вроде Led Zeppelin или The Beatles были дефицитом)

Re: Формат: картинка СССР + смешная подпись

Олег Луговской March 12th, 13:32
Не, ну Битлз дефицитом не был.
По крайней мере в провинции.
АВВА, Бони М, те да. А вот Оттаван уже свободно лежал.
Даер Стрейтс, Райнбоу, этот как его, Алан Парсонс, Джетро Талл... Секрет Сервис.
Не, было много годного.
.

aleksey_vyrsky March 12th, 15:50
Если Вы считаете "всяким говном" огромное количество академической музыки, от барокко до современной (Шнитке, Денисов и т.д.), то я Вам искренне сочувствую.

lev_kuzminsky March 12th, 17:06
А речи Брежнева?

yabarmalei March 13th, 11:57
а кто их покупал?

aleksey_vyrsky March 13th, 19:39
Сейчас на ночь слушаю. Завораживает прям... И Эриха Хонекера тоже.

lev_kuzminsky March 13th, 21:40
Речи Брежнева отлично звучали на 45 оборотов!

aleksey_vyrsky March 13th, 21:43
На 78 ещё лучше. У меня граммофон есть, заряжаешь там, и плывёт: чмок-чмок, хлоп-хлоп-хлоп, чмок-чмок, хлоп-хлоп-хлоп... :-)

koshchey March 12th, 22:06
Качественная запись академической музыки практически отсутствовала.
Концерты типа, хора Красной Армии, было навалом, а вот ни одной оперы так и не записалли.

Были очень хорошие серии камерной музыки с записями и матрицами из ГДР и Венгрии.

А также полностью отсутсвовало качественное оборудование для воспроизведения.

aleksey_vyrsky March 13th, 19:28
"Качественная запись академической музыки практически отсутствовала."

У меня довольно много записей на "Мелодии" - там с начала 70-х была очень приличная студия для записи симфонического оркестра. Была студия Гостелерадио.

"а вот ни одной оперы так и не записалли."

Я не любитель оперы, но у меня довольно много хоровых произведений, и капельных.

"Были очень хорошие серии камерной музыки с записями и матрицами из ГДР и Венгрии. "

У меня и лицензии Филипс есть, и многие другие. Но полно и нашей современной музыки.

"А также полностью отсутсвовало качественное оборудование для воспроизведения."

Смотря с чем сравнивать. До уровня оборудования первого класса наши вертушки высшего в общем, дотягивались.

koshchey March 13th, 19:56
Перечислите HiFi оборудование в госпродаже, например, в 1970, 1975, 1980 ...

Единственное, что приближалось к HiFi был ленточный стерео магнитофон «Юпитер», ламповый до 1973 года.

О пластинках.
Качество матриц, типа 50-х годов.
стерео?
ню-ню.

Первая пластинка нормального качества, была красная, прозрачная Тухнанова, чешской печати. Чёрные Мелодии — голимые.

aleksey_vyrsky March 13th, 20:05
Я купил где-то году в 84-м Арктур 006. Папа мне подарил.

"стерео? ню-ню. "

Я вот сравниваю с современным толстым винилом. Конечно, проигрывают. Но - всё-таки и стерео, и слушать таки можно.
Да, и у Мелодии было несколько заводов. Я старался покупать Московский завод Опыт, не Апрелевку (когда выбор был).

glavbuhdudin March 13th, 8:53
Я вообще не помню чтобы подобное было в продаже. Кобзон, Зыкина, большая удача - Вадим Мулерман, а уж Хулио Иглесиас только из-под полы за 10 р. Это же застрелиться за такие деньги.
Вы в каком-то другом СССР жили. Ха, ну конечно же Москва, как я сразу не догадался, в ваш СССР все окрестные города не то что за винилом, а и за колбасой ездили.

aleksey_vyrsky March 13th, 19:22
Изволите шутить? У меня приличная виниловая коллекция современной музыки (от Шонберга и Бел Бартока до Шнитке и Денисова) где-то в 120-130 пластов, ещё штук 60 Чайковский-Бах-Шуберт, и ещё сотня - современная музыка (от Битлз до WhiteSnake, но это уже после 88-го года покупал).
Да, я ни одной пластинки не купил из-под полы, винил с академической музыкой стоил от 90 копеек до 1р45 коп за пласт. Я их собирал лет с 10, каждый день заходил по дороге из школы в магазин "Рапсодия" на ул. Кирова (ныне и ранее - Мясницкая). Не думайте только, что каждый день покупал что-то, чаще всего просто смотрел.

"...а и за колбасой ездили..."

В Днепропетровске, в который я ездил летом (отец Южмаш в министерстве представлял), снабжение было гораздо лучше, чем в Москве.

Днепропетровск и другое

Alexei Shalaginov March 14th, 8:22
Ну, сравнили, с Днепропетровском... :-) это ж режимный город был, там танки делали. Конечно, там и снабжение было ничего так (раз танки), как и везде на Украине и в Белоруссии было лучше. Чем ближе к западу, тем и лучше. Съездили бы бы на Урал, в Уфу например, где я прожил полжизни... посмотрели бы...

Относительно прочих здесь каментов, мол "жили в другом СССР"... Пишут в основном люди под 40, у которых СССР ассоциируется с музыкой "Спокойной ночи малыши" и холодильником, полным продуктов, которые их родители доставали в очередях. Или везли из Москвы. Я и сам из командировок возил на Урал полный рюкзак сосисок и колбасы. Помню, году в 89, приезжаю из московской командировки, говорю: "Я привез сосиски". 4-х летний сын спрашивает: "А что такое сосиски"...

Кто-то тут дописался, что первый диск Тухманова был красный и напечатан в Чехословакии. Если автору попался красный - ОК, наверное были и такие. У меня был черный, купил в 1973 году. По качеству был - да, неотличим от His MAster's Voice. Но это тогда для Мелодии купили импортную линию, и первым диском запустили на ней Тухманова. Помню ту бешеную популярность, которой он пользовался... потом как отрезало... но это же единичный случай. А так да - кроме классики и народной музыки купить было нечего, кроме редких "лицензий". Помню, в Вашей любимой "Рапсодии" стоял в очереди (хвост на улицу со второго этажа) за Даяной Росс в 1983-м... доходило до нас, как свет далёкой звезды...

А по поводу основного топика, почему сейчас по Совейскому Союзу так ностальгируют, так виной тут не "пропаганда", как пишет автор (хотя и она тоже), а именно "Спокойной ночи малыши" и "полный холодильник" "достаевских" продуктов у родителей... вот и кажется 40-летним, что в СССР было всё замечательно - и Битлз выпускали, и сосиски можно было купить. Да, можно было купить и Битлз (в паршивом мелодиевском издании), и сосиски, но только в пределах Садового Кольца, где Вы, видимо, и жили, судя по описанию Вашего маршрута из школы... так что, извините, Алексей, без обид, но у Вас взгляд сформировался под воздействием радиуса Садового Кольца... анекдот помните: "Коммунизм в СССР существует в пределах Кремля, а развитой социализм - в пределах Садового Кольца".

  • 1