?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Блокада Ленинграда. Неудобные вопросы.



Ровно 75 лет назад, в последних числах января 1944 года была снята блокада Ленинграда — немецкие войска были отброшены на 60-100 километров от города, а в самом Ленинграде был в эту честь дан салют. Закончилась страшная страница истории, продолжавшаяся 872 дня — на протяжении всего этого времени в Ленинграде от голода, холода и болезней гибли люди — число потерь от блокады и по разным источникам составляет от 600 тысяч до 2 миллионов человек.

Тётка моей мамы по имени Галя после войны переехала в Ленинград — я часто слышал в её пересказе истории бывших блокадников, а также описания "блокадных квартир", которые ещё застала тётка в конце 1940-х годов — дома стояли с выбитыми окнами, паркета на полу не было (его весь сожгли в печах), а комнаты до самого потолка были чёрными от копоти — электричества в городе толком не было, и люди освещали квартиры самодельными "коптилками", сделанными из консервных банок.

В общем, это очень страшная история. Изучая материалы о блокаде, я всегда думал — а нельзя ли было хоть как-то уменьшить количество жертв, сделать что-то иначе, как-то помочь людям? И чем больше я изучал эту тему, тем больше неудобных вопросов у меня собиралось.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о блокаде Ленинграда и несколько неудобных вопросов по этой теме. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)





Официальная советская версия о блокаде Ленинграда.



Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. На момент сентября 1941 года в окружённом городе оставалось 2 миллиона 887 тысяч жителей. Далее официальная советская историография утверждает, что в ходе эвакуации 1941-43 годов из города было вывезено до 1 миллиона человек — тогда непонятно, откуда берётся цифра в 2 миллиона погибших в ходе блокады, которую называют некоторые исследователи.

Для минимального снабжения города припасами существовала единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, под названием "дорога жизни". В летнее время снабжение проходило по воде, зимой — автомобильным и гужевым способом. По "дороге жизни" в город доставлялось минимальное количество продовольствия, которого всё равно не хватало на всех жителей города — "блокадный" карточный паёк составлял всего 125 грамм хлеба в день.

Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города.

27 января 1944 года в ходе военной операции блокада была снята. Собственно, вот это в кратком пересказе и есть вся история блокады Ленинграда, о которой рассказывалось в советских книжках. А теперь я напишу несколько неудобных вопросов, которые возникают после прочтения официальной версии.



Почему не эвакуировали тех, кто не был занят на производстве?



Первый и главный вопрос, который у меня возникает — а почему, собственно, не эвакуировали тех, кто не был занят на военных производствах? Ну ладно, я могу ещё понять, что функционирование военных заводов в Ленинграде было необходимостью — но почему не вывезли полностью всех остальных горожан, вроде музыкантов, конторских работников и прочих подобных категорий граждан? Помню, как на уроках музыки нам рассказывали о героическом оркестре, который в блокадном Ленинграде исполнял Седьмую симфонию Шостаковича, а какая-то бабушка отдала последнюю картошку, чтобы дирижёр смог накрахмалить воротничок.

У меня возникает вопрос — а что все эти люди, включая бабушку, оркестр и дирижера, вообще делали в осаждённом городе? Официально по "блокадным нормам" этим людям выдавали паёк в три раза ниже, чем тем, кто был занят на производстве — а это значит, что фактически обрекали их на голодную смерть.

Напомню вам, что блокада продолжалась не месяц и не два, а более двух лет — неужели за это время нельзя было эвакуировать всех, кто не занимался в городе чем-то жизненно важным для военного дела? Можно возразить, что пропускной способности "дороги жизни" не хватило бы на всех желающих покинуть город — но тогда каким образом пределы осаждённого Ленинграда покидали сотни единиц произведённой военной техники и миллионы снарядов? Впрочем, об этом ниже.



Почему в «спецстоловых» было всё?



Второй и тоже очень важный вопрос, который меня беспокоит — а почему в блокадном городе, который согласно советской версии, был полностью отрезан от снабжения и получал только немного муки и других простейших продуктов по "дороге жизни", так неплохо питались и ни в чём себе не отказывали партийные чиновники? Историк Никта Ломагин написал книгу "Неизвестная блокада", в которой приводит цитаты из дневника инструктора отдела кадров горкома ВКПб Николая Рибковского, сделанную 9 декабря 1941 года:

"С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак — макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой."

Петербургский историк Игорь Богданов в своей энциклопедии "Ленинградская блокада от А до Я" в главе "Спецснабжение" приводит следующие сведения — в архивных документах о блокаде нет ни одного факта голодной смерти среди представителей райкомов, горкомов, обкома ВКПб.  А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам. То есть, в блокадом Ленинграде функционировал ресторан.

В пищеблок Смольного входило несколько столовых и буфетов, которые и во времена блокады снабжались более чем неплохо. Столовые были разного уровня — в том числе была правительственная столовая "высшего разряда обслуживания", в которой было абсолютно всё, как в Кремле — фрукты, овощи, икра, пирожные, молоко и молочные продукты, торты, батоны, булочки и шоколад. А ещё в Смольном в блокаду круглые сутки было электричество, функционировала канализация, была вода и даже работал парикмахер и мастер по маникюру.

Что же получается? В осаждённом и отрезанном от всех источников пропитания городе для "высшего сословия" было всё? А откуда это всё бралось, если город был "отрезан"? Может быть, были ещё какие-то каналы поставки продовольствия, по которым везли икру и пирожные для партийных чиновников, о которых мы не знаем?



Откуда получали сырьё для военной продукции и как её отправляли?



Третий вопрос — собственно, каким образом из полностью блокированного города вывозилась продукция ленинградских военных заводов, а также по каким каналам в город поступало сырьё для её производства? Ну ладно, с сырьём понятно — тут можно сказать, что его запасы были собраны в гроде ещё до начала блокады. Но вот как продукцию вывозили?

Хочу напомнить, что только за второе полугодие 1941 года из Ленинграда на фронт ушли 713 танков, более 3000 полковых и противотанковых орудий, почти 500 броневиков, более 10 тысяч миномётов и даже 58 (!) бронепоездов. Также за этот период фрнот получили из Ленинграда более 3 миллионов снарядов и мин, 40 тысяч реактивных снарядов, а также и другую боевую технику. В разгар битвы за Москву из блокированного Ленинграда было отправленр более 400 полковых пушек, около 400 миномётов и почти 40 тысяч бронебойных снарядов. Жуков прислал в Ленинград телеграмму: "Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами".

Собственно, вопрос — а каким образом всё это покидало город? И почему в таком случае из него нельзя было эвакуировать тех, кто не был занят на производствах? В общем, сплошные вопросы...



Вместо эпилога.

Вместо эпилога хочется сказать вот что — полной правды о той войне мы не знаем, и узнаем ещё очень не скоро — в России все военные архивы засекречены до 2040 года. Почему их засекречивают? Думаю, если полностью изучить все эти архивы, то война и её трагические события, вроде блокады Ленинграда или гибели людей в Сталинграде, могут предстасть в несколько ином свете, чем они подавались в СССР...

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.








Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о блокаде Ленинграда, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

kygecthuk January 26th, 12:04
В общем как бы документов уже хватает, чтобы точно знать - никакой блокады Ленинграда естественно не было. Население просто было взято в заложники собственной властью, которая заставила его работать за пайку хлеба. Такой себе один большой лагерь ГУЛАГ, размером с город.

В город въезжало сырье, еда для руководства, выезжало готовое произведенное оружие, а вот еда для гражданских почему-то не въезжала и никто их не эвакуировал.

Вата конечно будет возражать, но факт есть факт - на Нюрнбергском трибунале обвинение о блокаде Ленинграда с немцев было снято.

Целый город превратили в халявных рабов - вот такая "победа". Так что вопрос "стоило ли оборонять Ленинград" нужно снимать. Нужно поднимать вопрос о геноциде ленинградцев собственной властью.

harmurak January 26th, 12:11
А с комментом подождать не мог?

igor_piterskiy January 26th, 12:04
Есть еще интересная книжка "Ленинградская оборона" Бешанова. Там популярно объясняется, что оборона Ленинграда закончилась осенью 41-го, после чего советские войска непрерывно наступали. С известными успехами...

maxim_nm January 26th, 12:15
Надо будет почитать.

penetrat0r January 26th, 12:04
Ватнички щас воспламеняццо. Правду они не любят, гниды.

dmitriykrilov January 26th, 13:24
Да, как их подорвало от невинного фильма "Праздник" про блокаду Ленинграда -- любо-дорого смотреть.

creteman January 26th, 12:07
А то у что у военных было нормальное по сравнению с гражданскими обеспечение, Вас это не смущает?)))

Не очень нормальное.

igor_piterskiy January 26th, 12:13
Читал воспоминания бывшего юного лейтенанта, который командовал там взводом зимой 41-42. Так он пишет, что с ужасом думал, что им могут дать приказ наступать - полвзвода ходит с трудом.

harmurak January 26th, 12:11
Первый!

maxim_nm January 26th, 12:14
Не успел)

harmurak January 26th, 12:12
Похоже что правды никогда не узнаем...

maxim_nm January 26th, 12:14
После 2040 года узнаем)

tchin_drugitche January 26th, 12:15
Ответы на эти вопросы... неудобны до эзотеричности :-)

https://tchin-drugitche.livejournal.com/217162.html


Edited at 2019-01-26 12:15 pm (UTC)

maxim_nm January 26th, 12:15
Это да.

kiev_man January 26th, 12:20
Бог мой, вы задаете неудобные вопросы людям, которые открыто признают, что "да, 28 панфиловцев - это выдумка, но это подвиг, который не сметь ревизировать?"

maxim_nm January 26th, 12:21
Пусть ответят, откуда в блокадном Ленинграде взялись икра и пирожные.

bronvel January 26th, 12:20

Если было кольцо немцев вокруг города, то как вообще пользовались "дорогой жизни"? Что мешало немцам артиллерией разгромить лед ладожского озера зимой, полностью отрезав город от снабжения?


maxim_nm January 26th, 12:21
Да, это тоже вопрос.

ron_coleman January 26th, 12:23
Тут всё просто, как и со Сталинградом - не хотели защищать город без людей.

maxim_nm January 26th, 12:23
Специально не эвакуировали типа?

brave_friar January 26th, 12:24
<равнодушно пожимая плечами>
Наверное, боятся как-бы ответы на эти вопросы не привели к признанию режима "комми" преступным.

maxim_nm January 26th, 12:32
Похоже на то...

smprofi January 26th, 12:25
"С сырьем понятно" - да? пересчитываем готовую продукцию в металл, добавляем отходы при обработке - ну и ГДЕ это все было "припасено"?

maxim_nm January 26th, 12:31
Вопрос в том, как вывозили. Ну и бронесталь, если что, не из отходов делается.

komarov21 January 26th, 12:26
23 сентября 1941 года. Василевский передает Федюнинскому:" Прошу принять следующее указание товарища Сталина и немедленно донести до товарищей Жданова и Кузнецова... Если вы в ближайшее время не прорвете фронт и не восстановите прочной связи с 54-й армией, которая вас связывает с тылом страны, все ваши войска будут взяты в плен. Восстановление этой связи необходимо не только для того, что бы снабжать войска Ленфронта, но и ОСОБЕННО для того, что бы дать выход войскам Ленфронта для ОТХОДА НА ВОСТОК- для избежания плена в случае, если необходимость заставит СДАТЬ Ленинград... Либо вы в эти 2-3 дня прорвете фронт и дадите нашим войскам ОТОЙТИ НА ВОСТОК в случае невозможности удержать Ленинград, либо вы попадете в плен.. Сосредоточьте дивизий 8-10 и прорвитесь на Восток. Это необходимо если Ленинград будет удержан и на случай сдачи Ленинграда. Для НАС АРМИЯ ВАЖНЕЙ".

maxim_nm January 26th, 12:31
Понятно...

(Deleted comment)
yarick76 January 26th, 12:41
Да, напасть на нейтральную до того Финляндию было "архигениальнейшим" стратегическим решением "отца народов". Последствия ленинградцы ощутили на себе по полной программе.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Gitz Einik January 26th, 12:28
"...полной правды о той войне мы не знаем..."
Зато знаем то, что звучало, звучит и будет долго ещё трындеть из рупоров жидобольшевистского говномёта. Это одна сплошная брехня в числе всеобщей сплошной брехни, на которой едет и которой погоняет "страна господ, страна рабов" вот уже 100 лет. Рабы должны были оборонять город или погибнуть. Чтобы выполнить такую нехитрую задачу, нужно было не дать им уйти, что и было сделано. Вопрос блокады Ленинграда и вины кровожадных гитлеровцев за это пытались протолкнуть на Нюрнбернском процессе, но доказательств фактических обстоятельств таких деяний не оказалось.

maxim_nm January 26th, 12:30
На Нюрнбергском разве обсуждалась блокада отдельно?