?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Как в СССР засекречивали катастрофы.



По какому-то недоразомению фанаты совка продолжают считать СССР какой-то невероятно "технологической и прогрессивной страной", в которой при всём при этом был жесточайший порядок и не случалось никаких происшествий. Мол, и техники всякой было много, и работало всё отлично — так как было сделано с ещё тем самым советским качеством, по ГОСТам и с пятиугольным значком "знак качества СССР" — уже только одна эта магическая пентаграмма должна была защищать технику от всяких несчастий и поломок.

На самом деле всевозможных поломок, аварий и катастроф (в том числе и с крупными человеческими жертвами) в СССР было довольно много — поболее, чем в развитых странах и где-то на уровне других отсталых развивающихся стран. Почему же о них ничего неизвестно? Всё дело в том, что СССР был закрытой страной с полностью отсутствующей свободой для прессы — и все материалы об авариях и катастрофах, как правило, засекречивались — до 1990 года все сведения об авариях и катастрофах являлись секретными, и распространение информации о них приравнивалось к разглашению государственной тайны.

В очень редких случаях в газеты могла попасть информация о каком-нибудь совсем уж одиозном происшествии (о котором говорили все и о котором больше было нельзя молчать) — да и то в этом случае особо не говорили о жертвах и виноватых, о том что подвела советская техника и совковое разгильдяйство, а писали что-то вроде такого — "На Чернобыльской АЭС имени Ленина произошла небольшая авария с разгерметизацией активной зоны реактора. Партия и правительство уже предприняли все необходимые меры для всестороннего преодоления последствий этой небольшой аварии".

Итак, в сегодняшнем посте — интересный рассказ о том, как в СССР засекречивали катастрофы, а также важный вывод из этого всего. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)





Падающие самолёты.

Начнём с авиации. Катастрофы и падения советских самолётов засекречивались особенно тщательно — так как все годы существования СССР в нём пестовался миф о какой-то там "великой советской авиации", которая самая надёжная и лучшая в мире и так далее. В 1940-50-е годы культ авиации был чем-то вроде предшественника более позднего культа космонавтики — в послевоенной сталинской застройке Минска даже использовались статуи лётчиков-испытателей в герметичных шлемах — образы этаких прото-космонавтов.

Но на самом деле в советской авиации было всё далеко не так радужно — и самолётов падало очень много. Особенно печально, что касалось это не только военных самолётов (военные лётчики долго готовятся и знают, на что идут), но и гражданской авиации — в авариях которой гибли сотни обычных пассажиров.

Вот лишь несколько примеров из 1960-х годов — 29 февраля в окрестностях Братска потерпел катастрофу ИЛ-18Д, погибли 83 человека. 22 апреля того же года самолёт ИЛ-18В выполнял тренировочный полёт около аэропорта Домодедово, зацепился за ЛЭП и упал — погибли 5 членов экипажа. 22 июня 1969 года в небе над Калужской область столкнулись военно-транспортный самолёт АН-12 и пассажирский ИЛ-14. Погибли 24 гражданских пассажира из Ил-14 и 91 десантник их военно самолёта.



В семидесятые-восьмидесятые годы массово падали самолёты ИЛ и Ту — произошло несколько десятков аварий с массовыми человеческими жертвами (от 80 до 300 погибших в каждой из них). Параллельно выяснилось, что советские самолёты не такие уж идеальные — скажем, машины Ту имели хвостовое расположение турбин, и при сваливании самолёта в штопор "вырулить" из него практически не оставалось шансов — самолёт просто падает вниз, вращаясь вокруг собственного хвоста.

Случались в советской авиации и те вещи, что сейчас принято называть терактами — 26 сентября 1976 года в Новосибирске произошёл самый настоящий таран дома — 23-летний пилот гражданской авиации Владимир Серков угнал с местного аэродрома АН-2 и направил его на жилую пятиэтажку — "кукурузник" врезался в дом на скорости 150 километров в час и пробил дыру между 3 и 4 этажами. Топливо разилось по лестничной клетке, и подъезд охватил пожар. Пилот-смертник целился в квартиру на 4-м этаже, где жили родители его жены и куда она ушла от него, забрав 2-летнего сына.



Хрущёвку быстро избавили от следов тарана и пожара, а сам инцидент получил гриф "строго секретно". Впрочем — все остальные катастрофы из списка выше в СССР были также засекречены.




Тонущие корабли.

Катастрофы на водах в СССР были также не редкостью — причём некоторые были весьма глобальными и по количеству жертв вполне могли быть сопоставлены с печально известным "Титаником" — вот только про катастрофу последнего знает весь мир, о ней снимают фильмы, а вот о советских Розе и Джеке неизвестно ничего — вся информация про эти катастрофы была засекреченной.

На роль советского "Титаника" вполне тянет товаро-пассажирский корабль "Иосиф Сталин" — из-за того, что советские военные не предоставили капитану карты минных полей — корабль затонул в 1941 году, и из 5589 пассажиров более 3000 погибло.

В 1986 году потерпел крушение советский пароход "Адмирал Нахимов" — он 29 лет работал в качестве круизного лайнера и даже внешне напоминал "Титаник". "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Пётр Васёв" из-за ошибок управления — в результате этой катастрофы погибли 423 из 1234 человек, находящихся на борту...



В 1983 году новенький теплоход "Александр Суворов" на полном ходу врезался в несудоходный пролёт Ульяновского моста — число погибших в ходе этого инцидента составило около 176 человек. Точное количество погибших неизвестно — так как судно было перегружено и на борту находилось немалое количество неучтенных пассажиров — родственников и знакомых экипажа.



И это примеры только нескольких крупных катастроф, которые были целиком и полностью засекречены в СССР. Сколько произошло более мелких аварий — не знает никто.




Крушения поездов.

Крушения поездов были, пожалуй, наиболее частыми авариями на международном пассажирском транспорте (не считая автобусов). Аварии поездов коснулись и моей семьи — в 1950 или 1960-е годы сестра моей бабушки по имени Галя попала в крушение поезда — к сожалению, в то время когда она это мне рассказывала, я не спросил, где именно это произошло. Тете Гале относительно повезло — она была ближе к концу поезда и просто слетела с верхней полки на пол, отделавшись лёгким испугом — а в первых вагонах были погибшие.

Другая катастрофа, которая тоже чуть не коснулась моей семьи — произошла в Крыжовке под Минском 2 мая 1977 года — в стоящую на перроне электричку на полном ходу влетел пассажирский поезд — там есть как раз такой поворот путей из-за леса, и машинист поезда не успел затормозить, увидев электричку слишком поздно. По официальной версии — в этом крушении погибло 22 человека — но местные говорят, что жертв было гораздо больше. Мой дед в этот день как раз возвращался домой с дачи и по какой-то счастливой случайности опоздал на эту электричку. Что самое печальное — на станции Крыжовка и поныне нет никакого памятного знака в память жертв той трагедии...



Можно вспомнить и другие катастрофы — в 1989 году под Уфой в момент встречного прохождения поездов произошёл мощный взрыв углеводородов из-за утечки на проходившем вдоль железной дороги трубопроводе — в этой катастрофе погибло более 600 человек. Годом ранее похожая авария произошла под Арзамасом — по официальной версии, погиб 91 человек и пострадало 1500 (в том числе и жители близлежащих домов). В 1987 году произошло крушение на станции Каменская — тяжёлый грузовой поезд на полном ходу влетел прямо на станцию, в результате чего погибли 106 и были ранены 114 человек. В СССР об этом всём знали только местные жители.






Техногенные аварии.

Наверное, наиболее страшными и массовыми по количеству пострадавших были техногенные аварии, которые в СССР также тщательно засекречивались и скрывались. Во-первых — это, конечно, взрыв на заводе "Маяк" в 1957 году, который часто называют "Уральским Чернобылем" и который породил самую настоящую Зону отчуждения. Про катастрофу на "Маяке" я подробно рассказывал вот тут, повторю лишь основные тезисы — взрыв произошел из-за кустарного хранения ядерных отходов, сотни километров территории были загрязнены ядерными выбросами, а от людей всё скрывали — часто выгоняя их на полевые работы по ликвидации последствий аварии. После этого люди умирали от загадочной "речной болезни" — таким словом местные называли острую лучевую болезнь, о которой (как и о радиации) не знали ничего.




Из известных (ранее строго засекреченных) техногенных катастроф можно назвать и взрыв ракеты на Байконуре — который произошел в 1960 году. Из-за патологической секретности и "гонке графика" к годовщие Октябрьского переворота были нарушены все мыслимые и немыслимые правила техники безопасности — и произошел преждевременный пуск ракетного двигателя и взры ракетного топлива. Погибли от 92 до 126 человек. Автоматические кинокамеры запечатлели страшную картину — от ракеты кругами расходились волны пламени, из огня выскакивали и разбегались горящие как факелы люди...



Никаких официальных сообщений о происшествии не было, а родственникам погибшего в той катастрофе маршала Неделина объявили, что тот погиб в авиационной катастрофе.

В 1961 году в Киеве произошла страшная Куренёвская трагедия, о которой я подробно писал вот здесь. Советская власть целиком и полностью виновата в этой катастрофе — место трагедии Бабий Яр большевики решили залить отходами соседних кирпичных заводов, в результате чего земляную дамбу прорвало, и селевой поток шириной в 20 метров и высотой около 14 метров понёсся вниз, снося всё на своём пути. По официальным данным, на Куренёвке погибло 150 человек, по неофициальным — 1500 и более. Все советские годы трагедия была засекречена, а откопанным из под селевых завалов трупам записывали всякие нелепые причины смерти.



Ну а крупнейшей советской техногенной катастрофой стал, конечно, Чернобыль — думаю, нет смысла рассказывать о нём подробно, вы всё и так знаете. В ходе ликвидации последствий аварии от острой лучевой болезни погибли десятки человек, а десятки и сотни тысяч стали инвалидами, оказавшись в зоне ядерного загрязнения. Советский Союз до последнего врал, что "всё у нас в порядке" — и только после того, как все страны зафиксировали повышение радиационного фона, признались в том, что реактор взорвался. Пятидесятитысячный город Припять в официальных советских СМИ называли "небольшим посёлком атомщиков", эвакуировали оттуда людей и быстро про него забыли...




Вместо эпилога.

А эпилог в сегодняшнем посте будет такой. Не знаю, как вам — а лично мне намного комфортнее жить в стране, которая имеет независимые СМИ и рассказывает всю правду обо всём, что случается в стране — обо всех катастрофах, крушениях и авариях. Да, это тяжелая информация — но только в таком случае можно быть уверенным, что люди сделают всё возможное, чтобы как можно быстрее справиться с аварией и помочь всем, кто от неё пострадал. Только огласка событий явялется гарантией такой реакции — в противном случае будет только "слышь, давай по-тихому прикопаем и спишем всё на диверсию врагов".

Ну а фанатам СССР видимо комфортнее жить в государстве, где в газетах рассказывают только тысячах тонн выплавленного чугуна, миллиардах тонн намолоченного зерна и стахановских передовиках производства. А то, что там где-то случилось, где-то погибли люди — так ведь наплевать, не со мной же это случилось! Напишем в причинах смерти "умер от неизвестной болезни" да будем дальше читать про самое лучшее в мире мороженое...

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно.






Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как в СССР засекречивали катастрофы, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

dmitriykrilov January 14th, 13:00
Ещё аварию на станции метро "Авиамоторная" засекретили:
https://www.gazeta.ru/science/2017/02/17_a_10529957.shtml
Ну как засекретили... Так как в СССР, очевидно, отсутствовали свободные СМИ (отсутствие свободных СМИ -- характерная черта всех диктатур, совок не исключение), то в газетах практически не было никакой инфы. Вышла только малюсенькая лживая заметка:
.
При этом сарафанным радио город наполнился слухами о сотнях погибших, которые провалились в находившееся под эскалатором машинное отделение и их разорвало на части работающими механизмами, о залитой кровью станции.

Edited at 2019-01-14 01:06 pm (UTC)

ron_coleman January 14th, 13:06
Как ты так каждый раз самым первым успеваешь, а?

big_brotheruss January 14th, 13:05
Ахах)))
"...а лично мне намного комфортнее жить в стране, которая имеет независимые СМИ и рассказывает всю правду обо всём, что случается в стране...".

По взрыву "газа" в Париже:
"Однако опрошенный хозяин булочной Убер Беатрис рассказал журналистам, что никакого газа в заведении не было. Выпечку готовили исключительно на электрических плитах"

)))

maxim_nm January 14th, 13:07
И что, вы узнали об этой аварии через 20 лет после того, как она произошла?

ron_coleman January 14th, 13:06
Первый1!

maxim_nm January 14th, 13:07
Не успел)

nadia_76 January 14th, 13:08
Да, многие киевляне про Куреневскую трагедию узнали уже после развала совка.

ron_coleman January 14th, 13:13
+1000

w_chashniikoww January 14th, 13:09
А разве сегодня по плану не повтор поста об остатках холодной войны в Литве???
Вчера же для особо тупых был скопипащен пост годовалой давности.

big_brotheruss January 14th, 13:14
+100500

big_brotheruss January 14th, 13:13
Интересно, кто из ботов первым напишет: "Не знал(а)"? )))))

karelian_raider January 14th, 13:17
Все всё знали.

karelian_raider January 14th, 13:14
Помню историю, как самолёт на Неву посадили--и никакой об этом инфы тогда не было.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%A2%D1%83-124_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%83

Edited at 2019-01-14 01:15 pm (UTC)

maxim_nm January 14th, 13:16
Интересно, спасибо. Гляну.

harmurak January 14th, 13:16
Про Крыжовку я слышал ещё в восьмидесятые годы от железнодорожников. Все говорили, что 20 погибших - сильно преуменьшенные цифры.

maxim_nm January 14th, 13:16
А сколько называли?

alexsas2645 January 14th, 13:17
* Как в СССР засекречивали катастрофы *

Ну катастрофу засекретить невозможно, люди о ней конечно знали. Правильнее было бы сказать - как в совдепе замалчивали катастрофы.

maxim_nm January 14th, 13:19
В массе люди о них именно что не знали, только местные и т.д. 98% и понятия не имели о том, что что-то такое случилось.

peresmeshneek January 14th, 13:17
>> "слышь, давай по-тихому прикопаем и спишем всё на диверсию врагов".<<

А кто будет против, можно и из автомата пульнуть, как в Новочеркасске.
И тоже прикопать ...

maxim_nm January 14th, 13:19
Это уж точно...

avla January 14th, 13:18
У меня сестра двоюродная погибла в авиакатастрофе под Минском в 1985 г.
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=37
Мне было тогда 14 лет, и я полагал: в газетах напишут! по телевизоры скажут!

ни слова не было
как будто ничего и не произошло

я тогда сильно призадумался --- что это за страна такая в которой я живу?

maxim_nm January 14th, 13:19
Жуть...

prosto_vova January 14th, 13:21
Ну хвостовое расположение двигателей в то время имели и многие самолет других стран. Да и сейчас среднефюзеляжные MD-80/90 имеют такое расположение. А уж бизнес-джетов с моторами в хвосте и не счесть.

Это так, ремарка про авиацию, в остальном то верно

maxim_nm January 14th, 13:24
Не знаю. Я как-то посмотрел, с какой лёгкостью сваливаются в штопор самолёты с хвостовым расположение турбин - так что-то расхотелось на таких летать.

dim_va January 14th, 13:26
К тому же идем, уже курс доллара"засекретили".

maxim_nm January 14th, 13:47
Да уж... Печально!

Yuriy L. January 14th, 13:28
В сказочном СавецкомСаюзе никаких катастроф нет и быть не может! Это все происки запдных голосов!

maxim_nm January 14th, 13:47
Вот-вот)

swordfish_77 January 14th, 13:29
советские самолёты не такие уж идеальные — скажем, машины Ту имели хвостовое расположение турбин

Ту-154 имел такое же расположение турбин, как и Боинг-727.

Edited at 2019-01-14 01:37 pm (UTC)

kingeugen January 14th, 13:44
Верно. И что?