?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

София. По следам антиутопии «Half-Life 2».



Так, друзья — сегодня будет пост, который я задумал два года назад и смог реализовать во время нынешниё поездки в Болгарию — это пост о вселенной игры-антиутопии Half-Life 2, о совке и о том, как это всё связано с Софией и с Болгарией в целом.

Несколько слов о самой компьютерной игре. Игра-антиутопия Half-Life-2, вышедшая в 2004 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы — так как никто ранее не подходил к созданию компьютерных игр с такой тщательностью, кинематографичностью и максимальным погружением в сюжет. А особенно сильно игра повлияла на геймеров постсоветского пространства — через мониторы компьютеров они вдруг увидели не небоскрёбы или джунгли — а такие родные ободранные советские панельные дома, среди которых и происходило действие игры.

Итак, в сегдняшнем посте — изучаем вселенную игры Half-Life 2 в Софии. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)





Сити-17. Комбайны. Семичасовая война.



Для начала несколько слов о сюжете и месте действия. Сюжет игры Half-Life 2 разворачивается в фантастическом городе под названием Сити-17. Главной герой игры — Гордон Фримен — прибывает в Сити-17 на поезде и выясняет, что город уже достаточно давно находится под властью тоталитарного правительства — некого загадочного Альянса, местным главой которого является наместинк Уоллес Брин.

Альянс — некая внешнняя по отношению к Сити-17 цивилизация, которая захватила часть планеты Земля в ходе Семичасовой войны, после чего на оккупированных территориях был установлен тоталитарный режим. Альянс — цивилизация достаточно развитая, обладающая футуристическими технологиями — которые, однако, касаются только лишь войны и контроля за населением. Инженеры Альянса строят в захваченных городах гигантские Цитадели для наблюдения и контроля, захваченные города полны блок-постов, а улицы патрулируют летающие сканеры, которые следят за населением.



Занимается Альянс главным образом тем, что активно извлекает природные ресурсы, включая водные, а также ведёт геноцид человечества — помимо массового истребления людей, Альянс запускает также некое "подавляющее поле", которое препятствует размножению. При этом Альянс ведёт широкую пропаганду о том, что их путь развития — единственно верный, и многие люди верят это пропаганде, поступая в услужение Альянсу — из них формируют отряды Гражданской обороны, которые занимаются патрулированием улиц, борьбе с нелояльными гражданами и боевыми действиями с подпольщиками из Сопротивления.

Прибывший в Сити-17 Гордон Фримен наблюдает сцены массовых арестов и "зачистки квартала". Сперва детекторы Альянса фиксируют "отклонение в численности людей", а затем отряды Альянса, называемые также Комбайнами, начинают штурм здания. Двое стоящих на улице людей говорят: "Вот так всегда... Сначала здание, а потом и весь квартал"...Позже аресту подвергается и сам Гордон, однако арестовавший его офицер оказывается старым другом Гордона — Барни Калхауном. Оказывается, что Барни влился в отряды Гражданской Обороны под прикрытием, чтобы сражаться с Альянсом — и он выводит Гордона к подпольщикам...



В поисках города-антиутопии.

Игравшие в Half-Life 2 жители постсоветского пространства не могли не заметить, что всё происходящее в игре, чем-то напоминает наши реалии — Альянс это некая аллюзия на СССР, который "мирным и добровольным путём" присоединял к себе одну за другой республики, а в середине XX века распространил свою идеологию и на страны Восточного блока. Сити-17 был похож на СССР даже визуально — действие игры происходило среди панельных бетонных "блоков", домов-хрущёвок, а на улицах стояли советские автомобили, вроде "Москвича" или "Жигулей".




Геймеры долго гадали — какой же город послужил прототипом Сити-17? На игровых форумах я встречал версии, что Сити-17 — это Рига, Таллинн, Вильнюс, Воронеж или даже Минск — каждый игрок находил в игровом городе-антиутопии что-то похожее. Споры о принадлежности Сити-17 ведуться до сих пор — на форумах и в фан-сообществах игры геймеры постят фотоснимки окраин своих городов и заявляют, что именно это и есть "тот самый" Сити-17.



У Сити-17 действительно есть настоящий прототип — и это никакая не тайна, загадка решается достаточно просто — достаточно лишь внимательно изучить, кто именно делал эту игру. Главным дизайнером игры был болгарин Виктор Антонов, который жил в Софии в детстве, и именно на основе своего родного города он и решил сделать игровой город-антиутопию. Вот что рассказывал Виктор в одном из интервью:

Я чувствовал себя утомлённым клише научной фантастики, и решил взять на себя ответственность за создание нового города, который я знаю очень хорошо, но который неизвестен широкой публике. Стандартными прототипами в играх являются Нью-Йорк Или Лос-Анджелес, а в последнее время Прага. Но я решил использовать Софию — именно София предполагает очень богатый материал, это похоже на скрытое сокровище.

София — город, который имеет очень интересную архитектуру — иногда он напоминает фильм в жанре нуар или декорации к фильму ужасов, а иногда он поражает своими яркими красками. Этот город был построен в конце XIX века как копия Вены, Парижа и Рима — как какая-то имитация Европы, уникальная и почти фантастическая. В Софии есть удивительные вещи, и я долго беседовал с Гейбом и остальными боссами компании — и я убедил их рискнуть.

Для создания Сити-17 мы использовали фотографии молодого болгарского фотографа Александра Йорданова — хотя вы не найдёте его имя в списке авторов. Он смотрел на Софию с необычного ракурса — не с такого, как на неё смотрят туристы. Мой план заключался в том, чтобы показать в городе "невидимые" вещи, и таким образом создать эффект максимального приближения. Вот почему Александр фотографировал подвалы, шахты, тоннели, крыши, блочные дома и каналы — во все эти места Сити-17 попадает игрок, и они полностью его затягивают.



Центр.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит прототип Сити-17 в реальности. Гордон Фримен прибывает в центр Сити-17, и оказывается среди типичных балканских административных зданий конца XIX-начала XX веков. Вот так это выглядит на самом деле в Софии:




Одними из характерых особенностей местной архитектуры является наличие башенок, которые отражены также и в игровом Сити-17 — причём именно такие, как они выглядят в Софии — с круглыми окошками прямо посреди крыши.




Ещё Виктор Антонов тонко уловил чисто восточноевропейское сочетание старой архитектуры с совковыми "квадратными" домами, в Half-Life такое сочетание можно увидеть очень часто. Вот так это выглядит на самом деле:




Практически все старые здания в игровом Сити-17 имеют реальные прототипы в Софии — но в то же время не являются их точной копией. Всё же Виктор Антонов создавал на основе Софии некий фантастический город — который при этом имеет очень узнаваемые черты болгарской столицы.







Железная дорога. Каналы.

Из центра города Гордон Фримен попадает в какой-то достаточно крупный железнодорожный узел — который также существует на самом деле.




Переходы, заставленные сетчатыми заборами, старые вагоны, какие-то здания технического назначения — всё это тоже есть в Софии в действительности.




Возле старой ТЭЦ в Софии есть таже несколько заброшенных заводских корпусов — в Half-Life также встречается нечто похожее.




Пустой цех:




По сюжету игры, Гордон Фримен уходил из Сити-17 по каналам. Это тоже очень специфическая софиевская вещь, которой нет больше ни в одном городе — каналы являются чем-то вроде открытой ливневой канализации и наполняются водой тогда, когда весной разливаются реки или же когда тает снег (как на фото). Это позволяет избежать затопление города. Вот именно по этим каналам Гордон Фримен и ездил на багги:




Летом каналы Софии стоят сухими. Раньше в эти каналы могли выбрсывать всякий крупногабаритный мусор, вроде старых холодильников — и каналы имели весьма живописный вид.




В восьмидесятые годы каналы Софии были излюбленным местом мальчишеских игр — думаю, среди этих каналов играл и сам главный дизайнер Half-Liffe Виктор Антонов, который затем и перенёс их в свою игру, ставшую мировым бестселлером — Гордон Фримен с боями пробирается из Сити-17 среди этих старых холодильников и ржавых кроватей — может быть, что-то такое воображал во время своих детстких игр и сам Виктор Антонов.

В общем, всё из детства)




В карте Half-Life "Через каналы" есть также водные заливы, на заднем плане которых стоят советские панельки, а ещё далье можно увидеть горы — всё это тоже существует на самом деле.






Совок. Блоки.

Очень узнаваемыми во вселенной Half-Life 2 стали типовые советские дома, называемые в Восточной Европе "блоками". Многие писали, что блоки Сити-17 напоминают Минск или Воронеж — однако это именно болгарская серия домов.




Можно заметить (и в игре это хорошо смоделировано) — что во-первых, дома имеют широкие окна во всю стену, а также далеко не все балконы застеклены — что говорит о тёплом климате, в том же Минске или Вильнюсе панельные дома в депрессивных районах выглядят иначе.

13.JPG


Болгарин Виктор Антонов практически в точности смоделировал для Сити-17 именно эту серию домов — с рыжыми балконами на торцах зданий, которые несколько выступают от стен — это тоже чисто болгарский архитектурный приём увеличения размера балконов/лоджий, которые в большинстве болгарских блоков имеют больший размер, чем балконы/лоджии в СССР.




Вот этот обкусанный контур зданий с частично застекленными, а частично пустыми балконами — очень узнаваемый образ из тоталитарного Сити-17.





Наконец — очень точно в игре передана сама оранжевая окраска балконов и части стен зданий:




Кстати, на счёт окраски. Играя в Half-Life, я всегда думал, что рыжие пятнистые балконы Сити-17 — это ржавчина на неких металлических листах, которыми с внешней стороны закрыты балконы (так кажется в игре). В жизни всё немного иначе:




Оранжевое — это вовсе не ржавчина, а облупившаяся и обнажившая белую штукатурку краска.




Возле подъезда эти здания выглядят буднично и обыденно.




Внутри вот так. Именно из этих паельных блоков по сюжету Халф-Лайф люд шли служить в Гражданскую Оборону Альянса. Антонов как бы говорит нам, что тоталитаризм начинается с будничных и обыденных вещей, и нередко — прямо за порогом вашей квартиры.




Коридоры.




Ещё одна серия домов из Half-Life — типичные болгарские хрущёвки, в которых сидели снайперы Альянса, высвечивая главного героя сними лучами прицелов. Имеют характерные широкие окна и выступающий козырёк кровли.




В подъезде всё тоже буднично и очень обыденно.





Послесловие.

Панельные дома, советские машины и общая атмосфера совка в Half-Life создавали потрясающиё эффект — возникало ощущение, что злобный сказочный Змей-Горыныч живёт не за далёкими горами и лесами, а среди нашего серого неба и блочных хрущёвок — и может быть, даже является одним из нас. "Зло рядом" — именно так я бы охарактеризовал основное впечатление от вселенной игры.


Такие дела. А вы играли в Half-Life-2? Вообще любите компьютерные игры?

Напишите в комментариях, интересно)




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про вселенную Half-Life 2, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
dmitriykrilov December 1st, 2018
Первое упоминание города София -- I век н. э., А Москвы -- 1147 год. София -- старшая.

Edited at 2018-12-01 02:22 pm (UTC)

matsam December 1st, 2018
Не путайте, товарищ, возраст и понятия, не по партийному это!!!

maxim_nm December 1st, 2018
Ахах)

rugbyfan69 December 1st, 2018
ты еще болгарский глобус не видел )))))))))))

romanovz December 2nd, 2018
Возраст не важен, важно влияние.

dmitriykrilov December 2nd, 2018
Кому важен?

  • 1