?

Log in

No account? Create an account

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

София. По следам антиутопии «Half-Life 2».



Так, друзья — сегодня будет пост, который я задумал два года назад и смог реализовать во время нынешниё поездки в Болгарию — это пост о вселенной игры-антиутопии Half-Life 2, о совке и о том, как это всё связано с Софией и с Болгарией в целом.

Несколько слов о самой компьютерной игре. Игра-антиутопия Half-Life-2, вышедшая в 2004 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы — так как никто ранее не подходил к созданию компьютерных игр с такой тщательностью, кинематографичностью и максимальным погружением в сюжет. А особенно сильно игра повлияла на геймеров постсоветского пространства — через мониторы компьютеров они вдруг увидели не небоскрёбы или джунгли — а такие родные ободранные советские панельные дома, среди которых и происходило действие игры.

Итак, в сегдняшнем посте — изучаем вселенную игры Half-Life 2 в Софии. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)





Сити-17. Комбайны. Семичасовая война.



Для начала несколько слов о сюжете и месте действия. Сюжет игры Half-Life 2 разворачивается в фантастическом городе под названием Сити-17. Главной герой игры — Гордон Фримен — прибывает в Сити-17 на поезде и выясняет, что город уже достаточно давно находится под властью тоталитарного правительства — некого загадочного Альянса, местным главой которого является наместинк Уоллес Брин.

Альянс — некая внешнняя по отношению к Сити-17 цивилизация, которая захватила часть планеты Земля в ходе Семичасовой войны, после чего на оккупированных территориях был установлен тоталитарный режим. Альянс — цивилизация достаточно развитая, обладающая футуристическими технологиями — которые, однако, касаются только лишь войны и контроля за населением. Инженеры Альянса строят в захваченных городах гигантские Цитадели для наблюдения и контроля, захваченные города полны блок-постов, а улицы патрулируют летающие сканеры, которые следят за населением.



Занимается Альянс главным образом тем, что активно извлекает природные ресурсы, включая водные, а также ведёт геноцид человечества — помимо массового истребления людей, Альянс запускает также некое "подавляющее поле", которое препятствует размножению. При этом Альянс ведёт широкую пропаганду о том, что их путь развития — единственно верный, и многие люди верят это пропаганде, поступая в услужение Альянсу — из них формируют отряды Гражданской обороны, которые занимаются патрулированием улиц, борьбе с нелояльными гражданами и боевыми действиями с подпольщиками из Сопротивления.

Прибывший в Сити-17 Гордон Фримен наблюдает сцены массовых арестов и "зачистки квартала". Сперва детекторы Альянса фиксируют "отклонение в численности людей", а затем отряды Альянса, называемые также Комбайнами, начинают штурм здания. Двое стоящих на улице людей говорят: "Вот так всегда... Сначала здание, а потом и весь квартал"...Позже аресту подвергается и сам Гордон, однако арестовавший его офицер оказывается старым другом Гордона — Барни Калхауном. Оказывается, что Барни влился в отряды Гражданской Обороны под прикрытием, чтобы сражаться с Альянсом — и он выводит Гордона к подпольщикам...



В поисках города-антиутопии.

Игравшие в Half-Life 2 жители постсоветского пространства не могли не заметить, что всё происходящее в игре, чем-то напоминает наши реалии — Альянс это некая аллюзия на СССР, который "мирным и добровольным путём" присоединял к себе одну за другой республики, а в середине XX века распространил свою идеологию и на страны Восточного блока. Сити-17 был похож на СССР даже визуально — действие игры происходило среди панельных бетонных "блоков", домов-хрущёвок, а на улицах стояли советские автомобили, вроде "Москвича" или "Жигулей".




Геймеры долго гадали — какой же город послужил прототипом Сити-17? На игровых форумах я встречал версии, что Сити-17 — это Рига, Таллинн, Вильнюс, Воронеж или даже Минск — каждый игрок находил в игровом городе-антиутопии что-то похожее. Споры о принадлежности Сити-17 ведуться до сих пор — на форумах и в фан-сообществах игры геймеры постят фотоснимки окраин своих городов и заявляют, что именно это и есть "тот самый" Сити-17.



У Сити-17 действительно есть настоящий прототип — и это никакая не тайна, загадка решается достаточно просто — достаточно лишь внимательно изучить, кто именно делал эту игру. Главным дизайнером игры был болгарин Виктор Антонов, который жил в Софии в детстве, и именно на основе своего родного города он и решил сделать игровой город-антиутопию. Вот что рассказывал Виктор в одном из интервью:

Я чувствовал себя утомлённым клише научной фантастики, и решил взять на себя ответственность за создание нового города, который я знаю очень хорошо, но который неизвестен широкой публике. Стандартными прототипами в играх являются Нью-Йорк Или Лос-Анджелес, а в последнее время Прага. Но я решил использовать Софию — именно София предполагает очень богатый материал, это похоже на скрытое сокровище.

София — город, который имеет очень интересную архитектуру — иногда он напоминает фильм в жанре нуар или декорации к фильму ужасов, а иногда он поражает своими яркими красками. Этот город был построен в конце XIX века как копия Вены, Парижа и Рима — как какая-то имитация Европы, уникальная и почти фантастическая. В Софии есть удивительные вещи, и я долго беседовал с Гейбом и остальными боссами компании — и я убедил их рискнуть.

Для создания Сити-17 мы использовали фотографии молодого болгарского фотографа Александра Йорданова — хотя вы не найдёте его имя в списке авторов. Он смотрел на Софию с необычного ракурса — не с такого, как на неё смотрят туристы. Мой план заключался в том, чтобы показать в городе "невидимые" вещи, и таким образом создать эффект максимального приближения. Вот почему Александр фотографировал подвалы, шахты, тоннели, крыши, блочные дома и каналы — во все эти места Сити-17 попадает игрок, и они полностью его затягивают.



Центр.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит прототип Сити-17 в реальности. Гордон Фримен прибывает в центр Сити-17, и оказывается среди типичных балканских административных зданий конца XIX-начала XX веков. Вот так это выглядит на самом деле в Софии:




Одними из характерых особенностей местной архитектуры является наличие башенок, которые отражены также и в игровом Сити-17 — причём именно такие, как они выглядят в Софии — с круглыми окошками прямо посреди крыши.




Ещё Виктор Антонов тонко уловил чисто восточноевропейское сочетание старой архитектуры с совковыми "квадратными" домами, в Half-Life такое сочетание можно увидеть очень часто. Вот так это выглядит на самом деле:




Практически все старые здания в игровом Сити-17 имеют реальные прототипы в Софии — но в то же время не являются их точной копией. Всё же Виктор Антонов создавал на основе Софии некий фантастический город — который при этом имеет очень узнаваемые черты болгарской столицы.







Железная дорога. Каналы.

Из центра города Гордон Фримен попадает в какой-то достаточно крупный железнодорожный узел — который также существует на самом деле.




Переходы, заставленные сетчатыми заборами, старые вагоны, какие-то здания технического назначения — всё это тоже есть в Софии в действительности.




Возле старой ТЭЦ в Софии есть таже несколько заброшенных заводских корпусов — в Half-Life также встречается нечто похожее.




Пустой цех:




По сюжету игры, Гордон Фримен уходил из Сити-17 по каналам. Это тоже очень специфическая софиевская вещь, которой нет больше ни в одном городе — каналы являются чем-то вроде открытой ливневой канализации и наполняются водой тогда, когда весной разливаются реки или же когда тает снег (как на фото). Это позволяет избежать затопление города. Вот именно по этим каналам Гордон Фримен и ездил на багги:




Летом каналы Софии стоят сухими. Раньше в эти каналы могли выбрсывать всякий крупногабаритный мусор, вроде старых холодильников — и каналы имели весьма живописный вид.




В восьмидесятые годы каналы Софии были излюбленным местом мальчишеских игр — думаю, среди этих каналов играл и сам главный дизайнер Half-Liffe Виктор Антонов, который затем и перенёс их в свою игру, ставшую мировым бестселлером — Гордон Фримен с боями пробирается из Сити-17 среди этих старых холодильников и ржавых кроватей — может быть, что-то такое воображал во время своих детстких игр и сам Виктор Антонов.

В общем, всё из детства)




В карте Half-Life "Через каналы" есть также водные заливы, на заднем плане которых стоят советские панельки, а ещё далье можно увидеть горы — всё это тоже существует на самом деле.






Совок. Блоки.

Очень узнаваемыми во вселенной Half-Life 2 стали типовые советские дома, называемые в Восточной Европе "блоками". Многие писали, что блоки Сити-17 напоминают Минск или Воронеж — однако это именно болгарская серия домов.




Можно заметить (и в игре это хорошо смоделировано) — что во-первых, дома имеют широкие окна во всю стену, а также далеко не все балконы застеклены — что говорит о тёплом климате, в том же Минске или Вильнюсе панельные дома в депрессивных районах выглядят иначе.

13.JPG


Болгарин Виктор Антонов практически в точности смоделировал для Сити-17 именно эту серию домов — с рыжыми балконами на торцах зданий, которые несколько выступают от стен — это тоже чисто болгарский архитектурный приём увеличения размера балконов/лоджий, которые в большинстве болгарских блоков имеют больший размер, чем балконы/лоджии в СССР.




Вот этот обкусанный контур зданий с частично застекленными, а частично пустыми балконами — очень узнаваемый образ из тоталитарного Сити-17.





Наконец — очень точно в игре передана сама оранжевая окраска балконов и части стен зданий:




Кстати, на счёт окраски. Играя в Half-Life, я всегда думал, что рыжие пятнистые балконы Сити-17 — это ржавчина на неких металлических листах, которыми с внешней стороны закрыты балконы (так кажется в игре). В жизни всё немного иначе:




Оранжевое — это вовсе не ржавчина, а облупившаяся и обнажившая белую штукатурку краска.




Возле подъезда эти здания выглядят буднично и обыденно.




Внутри вот так. Именно из этих паельных блоков по сюжету Халф-Лайф люд шли служить в Гражданскую Оборону Альянса. Антонов как бы говорит нам, что тоталитаризм начинается с будничных и обыденных вещей, и нередко — прямо за порогом вашей квартиры.




Коридоры.




Ещё одна серия домов из Half-Life — типичные болгарские хрущёвки, в которых сидели снайперы Альянса, высвечивая главного героя сними лучами прицелов. Имеют характерные широкие окна и выступающий козырёк кровли.




В подъезде всё тоже буднично и очень обыденно.





Послесловие.

Панельные дома, советские машины и общая атмосфера совка в Half-Life создавали потрясающиё эффект — возникало ощущение, что злобный сказочный Змей-Горыныч живёт не за далёкими горами и лесами, а среди нашего серого неба и блочных хрущёвок — и может быть, даже является одним из нас. "Зло рядом" — именно так я бы охарактеризовал основное впечатление от вселенной игры.


Такие дела. А вы играли в Half-Life-2? Вообще любите компьютерные игры?

Напишите в комментариях, интересно)




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про вселенную Half-Life 2, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
minskblog December 1st, 14:06
Дорого-богато! Сразу видно какой сказкой стала жизнь людей спустя 10 лет после вступления в ЕС

penetrat0r December 1st, 14:08
Посмотрите на ту же Чехию - там даже в маленьких городишках и сёлах всё куда как пристойнее.
Вступление в ЕС даёт возможность и облегчает "догоняние", а не гарантирует что-либо относительным лентяям.

minskblog December 1st, 14:10
Скорее забирает возможности и усложняет догоняние, а лентяям вообще ничего не светит нигде и никогда

penetrat0r December 1st, 14:16
Да ну? Сравните, увы, Украину, которая только совсем недавно взяла курс на ЕС (но ещё не там пока) и ту же Эстонию. Если бы Ваши желания хоть как-то относились к действительности, то уровень развития и уровня жизни в Эстонии уступал бы украинскому.

minskblog December 1st, 14:23
Украина не брала курс на ЕС, Украина взяла курс на СССР времен Брежнева. Давайте сравним Швейцарию, которая в ЕС не входит и Латвию, которая в ЕС уже 15 лет

rugbyfan69 December 1st, 14:51
там так было всегда и до войны и во время войны и про социализме...никакого отношения к ЕС это не имеет...ЕС это 4 Рейх а он не для всехЪ !!!!!!!!!!

penetrat0r December 1st, 14:56
Бггг :). Не думаю, что мысли о ЕС из, вероятно, Рассеюшки имеют значение :).

Можете, кстати, сравнить и близкие Польшу с Западной Украиной. Первой ЕС сильно на пользу пошёл. Ну и в сравнение примерно в одно и то же время освободившихся от сссрни Прибалтики и Украины показывает, что ЕС - это к лучшему.

maxim_nm December 1st, 14:12
Это точно. Сразу после вступления ЕС полвека в совке должны раствориться, как пердёж в воздухе, а с неба должно посыпаться золото.

lora_lei December 1st, 14:23
Ха-ха-ха=))

minskblog December 1st, 14:28
>Сразу после вступления ЕС полвека в совке должны раствориться, как пердёж в воздухе, а с неба должно посыпаться золото.

Точнее и не скажешь. Именно в это и верят 146% либерастов и прочих евроинтеграторов.

maxim_nm December 1st, 14:30
Нет, это ты видимо этого ждёшь)

todesser December 1st, 14:41
Поэтому надо оставаться в совковом скрепном говне, ага

rugbyfan69 December 1st, 14:50
25 лет уже как болгария не в совке и чо ???

oleg_sentia December 1st, 15:28
та ни чо, совок на 101 месте а Болгария на 51 по каеству жизни.
А больше ничо.

manfred_m December 1st, 15:14
Россия не вступала в ЕС, но в провинции полная разруха, как в Зимбабве.

  • 1