?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Вся правда про советские мультики.



Так, друзья, сегодня будет критический пост о советской мультипликации. Замахнёмся, так сказать, на самое святое — на советские мультики. Знаю много народу, который говорит мол да, в СССР всё было плохо, народ жил бедно, еда была как говно — но вот мультики были годными! Хоть мультики наши не трогайте!

Тронем) На самом деле советская мультипликация была по большей части такой же убогой, как и всё остальное. Да, действительно, во времена СССР было снято несколько действительно годных мультфильмов — вот только появились они в основном уже под самый занавес СССР (в последнее десятилетие), да и было их в общей сложности не более трёх десятков. Остальные 70-80% советских мультиков — это был жуткий кукольный шлак, состряпанный бездарными мультипликатороами и озвученный писклявыми голосами пожилых актрис.

Что самое печальное — всю эту хрень постоянно вставляли в телевыпуски мультфильмов для детей. Видимо, на советском телевидении существовали какие-то квоты, по которым весь этот шлак тоже должны были крутить по телевидению. Хорошо помню своё детское разочарование, когда в анонсированном в программе телепередач 40-минутном выпуске мультфильмов вместо "Тайны Третьей планеты" крутили всякую кукольную шляпу про отважных осликов и находчивую ламу.

Итак, в сегодняшнем посте — разоблачаем миф о "качественной советской анимации". обязательно заходите под кат. Обязательно заходите под кат, ну и в друзья добавляться не забывайте)





Хорошие советские мультики.



Начну, пожалуй, с действительно годных советских мультиков — такие, надо признать, тоже были — и сильно выделялись среди остальной кукольно-писклявоголосой шляпы. Как я уже написал выше — большинство из этих мультиков были созданы в последнее десятилетие СССР, в восьмидесятые годы.

Во-первых, это конечно же невероятно крутой полноформатный мультфильм "Тайна Третьей планеты", в котором сошлись воедино таланты мультипликаторов, писателя Кира Булычёва и композитора Зацепина — в итоге получилось удивительно цельное, красочное и интересное произведение (хоть и не без влияния западной мультипликации 1970-х).

Во-вторых — это конечно все мультфильмы Давида Черкасского (который, к сожалению, буквально на днях ушёл из жизни) — это "Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит" и "Остров сокровищ" (последний особенно крут и за 30 лет ничуть не устарел). Это очень качественные, весёлые и остроумные мультфильмы.

В третьих — это разумеется практически все мультфильмы Александра Татарского — "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Следствие ведут Колобки" и так далее. Кстати, и Черкасский, и Татарский работали в Украине) К плеяде годных украинских мультипликаторов можно отнести также и Владимира Дахно, который снял серию неплохих мультиков из серии "Как казаки..."

Что у нас остаётся ещё? Однозначно годной была трилогия про "Простоквашино", неплохими были серии мультиков "Ну, погоди", "Приключения кота Леопольда" и несколько отдельных мультфильмов, вроде "Крошка енот". Парочку годных мультиков во времена Перестройки сняла студия "Арменфильм", а ещё можно вспомнить мультфильмы Эдуарда Назарова — "Жил был пёс" и несколько других. Из мультипликации пятидесятых годов можно вспомнить серию мультиков "Сказки Сутеева" и штук пять годных мультиков в подобном стиле (вроде "Приключения Мурзилки" или "12 месяцев) — остальные были слишком однообразными. Ещё неплохой была "Весёлая карусель" (некоторые выпуски).

Вот это, собственно, и всё. Годных мультфильмов было не более 3-х десятков. Согласитесь — это не слишком много за 70 лет существования страны. При этом в СССР существовало множество анимационных студий, снимавших откровенный шлак — и составлял он примерно 70% советской мультипликации.



Анимационный шлак из спичек и желудей.

Оставшиеся 70-80% советских мультфильмов составлял всякий низкопробный кукольный шлак — о существовании которого сейчас все забыли. При этом в СССР существовали целые отдельные студии, которые годами и десятилетиями специализировались на производстве такого шлака. В таких студиях никогда не было нормальных художников-мультипликаторов, режиссёров и композиторов, нормальной техники тоже не было — и студии снимали кукольные мультики либо мультики с персонажами из раскрашенных перекладных картонажек.

Вы наверное удивитесь — но таких мультфильмов были сотни, пятилетние планы по производству анимационного мусора перевыполнялись с отличием . Вся эта ерунда существовала на бюджетные средства и оплачивалась с налогов советских граждан — в нормальной стране все эти проекты и студии давно были бы закрыты за непрофессионализм, убожество и убыточность — но в СССР продолжали колоться и есть кактус.

Вот лишь несколько примеров — студия "Узбекфильм". Выпустила несколько десятков низкопробных мультфильмов с убогими сюжетами про природу, про то как важно рано вставать и про жадных баев и биев. На сайтах с советской анимацией можно встретить целых 42 мультфильма этой студии с названиями вроде "Волшебная серна", "Козёл в огороде" или "Летающий суслик" — и это только из известных/вышедших в прокат. Полное представление об их качестве можно получить из вот этих картинок:




Студия "Пермьтелефильм". В семидесятые-восьмидесятые годы эта студия сняла около 30 низкокачественных мультфильмов в технике "играем в куклы"/"переставляем картонки перед камерой". Словом — такой же низкопробный шлак, как и у узбеков — за исключением того, что музыкальное оформление у "Пермьтелефильма" было получше (с ними работал талантливый композитор Игорь Рогалёв).

В конце восьмидесятых годов пермяки местами троллили совок — так, например, в мультике "Про ксюшу и компьюшу" родители из фарфорового чайника, ржавого холодильника и старого пылесоса собирают робота-сиделку — в СССР это сделать проще, чем нанять няньку. Основной навык робота — делать лучшее в мире советское мороженое. Но в целом все их мультфильмы были весьма убогими:




Свердловская киностудия. По этим товарищам можно найти более 50 мультфильмов, снятых во времена СССР — и это только то, что сейчас можно отыскать в интернете. Полагаю, что они наснимали ещё примерно столько же (если не больше) всего того, что сейчас неоцифровано по причине малоизвестности/снятия с проката ещё в советские времена.

По качеству эти мультфильмы недалеко ушли от работ двух вышеописанных студий и выполнены в стилистике "из спичек и желудей" — из ваты, пакли, пенопласта, пуговиц от штанов, клея "Феникс" и синей советской изоленты сделано несколько покрашенных гуашевыми красками кукол, с помощью которых перед камерой отыгрываются банальные сюжеты. Качество работы — на уровне факультатива восьмиклассников. При этом хочу вам напомнить, что этот шлак делался за народные деньги целым коллективом народу — в титрах этих мультфильмов можно увидеть целый список дармоедов, которые делали каждый такой мультик по году (!) и получали за это зарплату. Кто все эти люди?




"Куйбышевтелефильм". Почему-то эти мультики запомнились больше всего — в последние годы СССР их тулили в сборные выпуски мультфильмов чаще всего. Интернет находит 30 мультфильмов этой студии, созданные в советский период. Сюжет и качество всё то же — убогие декорации, убогие сюжеты, убогое исполнение.

Пожалуй, куйбышевцы даже отличались каким-то особо убогим исполнением мультиков, у них явно было переходящее красное знамя по убожесту — деревья там часто делали из плохо покрашенных обломков реальных кустов, а кукол — из хорошо узнаваемых тряпичных обрезков.  С фонами товарищи вообще не заморачивались — снимая мультики на фоне кусков холста или картона. А ещё они часто выпускали "серии", чтобы не запариваться с изготовлением новых кукол — скажем, в одном мультике одни и те же бельчата шли в гости к волчонку, а в другом — к лисёнку. Каждый мультик делался по году, и на этой непыльной работе студия существовала десятилетиями. Всё как у Венички Ерофеева: "мы им раз в месяц соцобязательство — они нам два раза в месяц зарплату".



Чтобы не делать этот раздел слишком длинным, скажу лишь, что подобное убожество снималось в промышленных масштабах также и на студиях "Экран", "Союзмультфильм", "Беларусьфильм", "Таджикфильм", "Таллинфильм" и многих других — сняты буквально сотни подобных мультфильмов, которые по своем общему хронометражу в разы превосходят качественные мультики.

В общем, как видите — мой начальный тезис полностью верен. За исключением трех (ладно, пусть четырёх) десятков действительно годных мультфильмов советская анимация на 70-80% — это вот такой вот шлак.




Альтернативное «Простоквашино». Страшные сказки.

В качестве отдельного раздела хотелось бы рассказать о нескольких неудачных и откровенно жутких мультфильмах — это чтобы так сказать развенчать мифы о том, что все мультики в СССР были исключительно добрыми, а ребёнка можно было без страха оставить у телевизора.

В 1975 году, ещё задолго до качественной версии знаменитого "Трое из Простоквашино" была снята странная и достаточно пугающая серия мультфильмов  о тех самых героях под названием "Дядя Федор, Пёс и Кот" — с жуткими дёрганными персонажами, злобным котом-Матроскиным и Печкиным-алкоголиком. После выхода "каноничной версии" про эту жуть сразу же забыли, и больше она никогда не появлалась на экранах. Тем не менее — на это были потрачены немалые деньги. Вот так выглядела эта жесть:




А это — кадры из "доброго советского мультка" под названием "Премудрый пескарь" (1979)— который был настоящим советским хоррором (включая музыку и развите сюжета), посмотрев который впечатлительный ребёнок мог остаться заикой:




Такие дела. В общем, как видите — истории о "крутой советской анимации" сильно преувеличены — было лишь несколько десятков хороших мультиков на фоне сотен образцов откровенного (а иногда и страшного) шлака.

А вы любили в детстве кукольные мультики? Какие советские мультики вам вообще нравятся?

Напишите в комментариях, интересно)




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям всю правду про советские мультики, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

Маугли-1973год, мифы греческие -Петровы

Edited at 2018-11-10 08:46 pm (UTC)

Ксения Каренина November 10th, 2018
Забыл про «Русалочку», приятную на глаз и слух советскую экранизацию Андерсена. Ее единственный минус в «недетскости»- он больше подойдет для 15-летних девушек, чтоб не жертвовали ничем ради «красивых и храбрых»))

rozmysl November 10th, 2018
Полностью со всем согласен. Спасибо за новый термин -- шлак. Терпеть не мог все эти кукольные мультфильмы.
Поправка: в 1940-50-х были отличные мультфильмы, вроде Аленького цветочка, буквально ожившие Билибинские иллюстрации. Чудовище из этого мультфильма -- самое страшное во всей мировой кинематографии на эту тему (Диснеевское чудовище по сравнению с ним это просто Винни-пух какой-то).
Кстати, знаменитое советское мороженое на поверку оказалось тоже полным мифом. В любом американском супермаркете за 5 долларов (т.е. по американским меркам почти бесплатно) можно купить 5-фунтовую бадью мороженого, 20 или 30 вкусов и цветов, причем все без искусственных красителей или добавок, с орехами и фруктами всевозможных сортов, по сравнению с которым пресловутое советское это просто замороженное молоко.

Edited at 2018-11-10 11:20 pm (UTC)

rusnazi8814 November 17th, 2018
Дело вовсе не в кукольности, а в сюжете. Если сюжет у мультфильма полное говно, то никакая графика не спасёт. Для совковой мультни это правило работало стопроцетно.

Edited at 2018-11-17 11:30 am (UTC)

lukreziabordzia November 11th, 2018
В целом, согласна, но некоторые "кукольные" мульты были вполне годными и милыми: про домовенка Кузю, как волк теленка усыновил... Помню визуально ещё пару-тройку, но не помню названий!

не согласен

hans_gluck November 11th, 2018
редкий случай, когда с автором Не соглашусь - ИМХО советская мультипликация - одна из редких жемчужин в куче комуняцкого навоза.
ДА шлака и халтуры было много, это нормально при массовом производстве. Шедевры не могут рождаться без "сопутствующего" отхода.
ПРОБЛЕМА как ни странно - не в самом производстве говоноподелок, а в их ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ демонстрации советским детям. Напомню, что комуняки не слишком-то поощряли частный просмотр соответственно мультики можно было смотреть тока по ТВ, где родные партия и правительство решали - посмотришь ли ты ты про крота в городе или очередное поделие среднеазиатских мастеров - ну чтобы ета, крепить узы прибалта с таджыком.
Все эти среднеазиат-студии мультипликации - были грандиозным попилом бабла, не хуже нонешних Михалковских. Лучше всего это демонстрирует то что сами студии в 91 моментально (!) схлопнулись, а их "творчестов" навсегда кануло в лету - на территории РФ по крайней мере.
То есть как всегда у комуняк = берём нормальную общемировую практику производственных процессов, приспосабливаем (!) технологии под идеологию и вуаля - на выходе получаем вместо нормального продукта в лучшем случае изрядную примесь говнеца - которое плановая экономика насильно скармливает населению.
В мультипликации как в зеркале отразилась вся модель "вяликой плановой економики"

Re: не согласен

rusnazi8814 November 17th, 2018
Глюк, вы глючите. Советская мультипликация на 80% была именно ХЛАМОМ. Конечно, не таким хламом, как нынешняя россиянская (все эти лунтики-смешарики) или америкосовская (шреки-ледниковые периоды и прочее), но всё же.

alekseytimirov November 11th, 2018
Дерьма хватало,но запомнились только хорошие,что неудивительно.Кстати,дерьма хватает и у ханны-барберы,и у диснея.Просто наши из конфетки(сценария)делали говно,а импорт из говна конфетку.

rusnazi8814 November 17th, 2018
И много говна было у Ханны-Барберы и у Диснея? ;)

bozkurt_turan November 11th, 2018
А еще был мульт "Тайна страны Земляники". Там действовали ябеды, подлизы и хулиганы. И злой волшебник Одноусый был похож на Лукашенко. Ябеды, подлизы и хулиганы Одноусому подчинялись. Правда, мультфильм старый, и задолго до лукашенковских времен снят. Но нарисовали похоже.

Вся правда про советские мультики.

Вадик Гордеев November 11th, 2018
Вы видимо слишком молоды... Масса советских мультфильмов сняты очень здорово... Масса их была снята в далеких 50-60-ых... Экранизации сказок и просто чудесные мультики - видимо вы их даже не видели. Для того чтобы что-то хаять - нужно хотя бы поковыряться в вопросе более существенно и глубоко.

12kapitoshka12 November 11th, 2018
Мой любимый мультик - "Приключения Нильса с дикими гусями")

12kapitoshka12 November 11th, 2018
Ещё был фильм "Варежка"...Очень жалостный...

swordfish_77 November 12th, 2018
несколько действительно годных мультфильмов — вот только появились они в основном уже под самый занавес СССР

Наиболее качественные мультики снимались в 50-ые, тогда их озвучивали с достойным актерским мастерством, даже песни исполнялись оперными голосами. Чем дальше - тем больше было хлама, с некоторыми действительно достойными включениями.

Edited at 2018-11-12 05:56 am (UTC)

А Кузеньку, Кузеньку-то забыли!

Katherina Ostapenko November 12th, 2018
Я бы делила мультфильмы на годноту и шлак не по материалам исполнения, а по смыслу. Есть абсолютно чудесный сериал про домовенка Кузю, цитаты из которого люди моего поколения время от времени до сих пор нет-нет, да вворачивают. Есть "38 попугаев", вроде бы, абсолютно нудный и назидательный кукольный мультсериал, но чем-то цепляет. "Врунгель" Черкаского, которого Максим определил в годноту ведь тоже сделан в стиле "картонка на фоне", но в нем есть сюжет, действие, юмор - и он цепляет. Есть абсолютно гениальные мульты от студии Арменфильм, которые в то же время вполне себе могут напугать.
Главное, чтоб у фильма, хоть анимационного, хоть игрового, хоть документального, была искра божия, и он запомнится и останется в истории

Советская мультипликация

kavernaro November 16th, 2018
Согласно закону Старджона, 90% всего на свете - дерьмо.
К советской мультипликации это относится так же, как ко всему на свете.
Только из годного уважаемый автор, подтягивая факты под концепцию, мало чего упомянул. Или не потрудился посмотреть.
Скромно не упомянуты Ф.Хитрук, все "Ну,погоди!", мультики Снежко-Блоцкой, просвещающие мультяшки вроде "Коля,Оля и Архимед", "На задней парте" и прочее, и прочее, и прочее.
Исчерпывающая статья для тех, кто не в танке:

http://lurkmore.to/Советская_мультипликация

И, кстати, лично для меня было открытием, сколько откровенного дерьма было в американской мультипикации, когда у нас в начале 90-х на кабельном канале крутили нон-стоп Багса Банни, Веселые мелодии и прочий отстой. Что, кстати, совершенно не убавляет уровня лучших мультфильмов, скажем, студии Диснея или Парамаунт.
Так что, уважаемый автор, спасибо за статью - но учите матчасть.

Re: Советская мультипликация

rusnazi8814 November 17th, 2018
Ну, мультфильмы про Багса Банни не такой уж и отстой. Смотря с чем сравнивать ;)

bomarli November 16th, 2018
Карлсона и Винни Пуха забыли!!
А Кота Леопольда, Ежик в тумане, Аист-халиф и Домовенок Кузя (до сих пор обожаю), а Жил был Пес (образ Волка разошелся на мемы)!?!?
Автор, вы не правы, хотя халтуру и шлак тоже снимали, но в меньшем количестве (в основном это студии бывших союзных республик, кроме Арменфильм - у них вышло 2 хита "Масленица" и "В белой пене", над которыми ржу до сих пор).

vk_ua November 19th, 2018
Да ну нафиг, а Добрьій Єєх ?