?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

«Кубанские казаки» и сталинская пропаганда.



Так, друзья, сегодня будет пост про один из столпов сталинской пропаганды — фильм "Кубанские Казаки". Ещё Ленин сказал, что киноискусство является для большевиков наиболее важным, так как визуальная пропаганда работает лучше всего — большую часть информации об окружающем мире человек получает через зрение, и визуальные образы работают лучше всего.

Сам старик Крупский не успел поучаствовать в массовом создании образцов кинопропаганды, но зато все эти вещи расцвели при Сталине — с появлением цветного и звукового кино. В период 1930-50-х годов в СССР создадут массу фильмов, которые будут восхвалять Сталина и сталинизм — то он чуть ли не единолично побеждает в войне, а все "освобожденные народы" его открыв рот слушают (как в фильме "Падение Берлина"), то он чуть ли не единолично побеждает в войне "Гражданской" (как в фильме "Огни Баку"), а то он просто наслаждается достижениями народного хозяйства с портретов, как в фильме "Кубанские казаки".

Что самое печальное — многие сейчас принимают эти пропагандистские агитки за реальные кадры жизни в сталинском СССР. Что, разумеется, не имело ничего общего с реальностью, и в сегодняшнем посте мы это наглядно увидим. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)




О чём это кино.



Для начала немного расскажу о том, о чём вообще этот фильм и как он появился на свет. Фильм сняли на студии "Мосфильм" в 1949 году известным режиссёром времён сталинизма Иваном Пырьевым, премьера фильма состоялась 26 февраля 1950 года — ещё при жизни великого мелиоратора и кинокритика.

Сценарий фильма достаточно простой и построен по принципу "наш ответ Америке". Кстати, очень многие советские фильмы 1930-50-х годов построены именно по этому принципу — режиссёры смотрели американские фильмы про успешную и богатую жизнь, а затем думали, каким обазом что-то похожее адаптировать для советского строя и снять своё кино. Именно таким фильмом и стало кино "Кубанские казаки" — это был советский ответ на американские фильмы 1930-х о жизни фермеров.

По сюжету фильма, два кубанских колхоза "Красный партизан" и "Заветы Ильича" соперничают друг с другом в соцсоревновании. Делегации обоих колхозов едут на ярмарку, где возникает любовная линия двух председателей колхозов Гордея Ворона и Галиной Пересветовой. На осенней ярмарке можно увидеть невероятное изобилие товаров, столы ломятся от снеди, а все люди танцуют и поют весёлые народные песни.



Фильм, полный сталинской пропаганды.

Для начала нужно сказать, что никаких ярмарок на Кубани не было вообще — ни во времена до фильма, ни после. Единственная "ярмарка" была полностью придумана для фильма — столы и прилавки поставили возле старого элеватора в одном из колхозов. На само здание элеватора натянули огромный портрет Сталина, который в процессе более поздних редактур из ленты вырезали.



Столы, ломящиеся от еды — полная и беспросветная ложь. По воспоминаниям артистов — большинство фруктов в фильме были бутафорскими, из воска либо папье-маше (такие используются, например, в натюрмортах). Такой же ложью было и изобилие "товаров" — их собирали для фильма чуть ли не по всей Кубани.

Для того, чтобы вы лучше представили, какой на самом деле была бедность, скажу ещё, что даже воздушные шарики, что были в фильме — актёрам выдавали на время, а после забирали. Это был жуткий дефицит, привезенный для съемок из столицы.




Столичные белозубые московские актёры в фильме выглядят очень лощеными и вообще не похожи на колхозников, которые всё лето проработали под палящим солнцем. А ещё совершенно не похож говор артистов — на Кубани говорят на суржике, а не на "дикторском русском". Хоть актёры старательно и выговаривают фрикативную "г", но слушается это неестественно.

Все "народные" песни в фильме, которые поют актёры по дороге на ярмарку — на самом деле никакие не народные, а созданы композитором Исааком Дунаевским. В фильме нет ни одной настоящей народной кубанской песни.




Изначально фильм должен был называться "Весёлая ярмарка", но его переименовал лично Сталин. Великий кинокритик и диетолог лично посмотрел фильм перед показом, взглянул на пластиковые фрукты на столах, послушал экранные диферамбы актёров в свой адрес, увидал собственный портрет на стене элеватора и глубокомысленно изрёк — "А всё-таки неплохо у нас обстоит дело с сельским хозяйством! Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо". То есть, поверил в собственную же пропаганду.

04.jpg

Итак, подведём итог, что же нам на самом деле показали в этом фильме — сытые столичные  актёры, изображающие из себя казаков, едут на несуществующую в действительности ярмарку, где "торгуют" бутафорскими фруктами и поют несуществующие в природе "народные" песни. В этом и есть вся суть "сталинского искусства".



Что было на Кубани на самом деле.



А сейчас давайте посмотрим, что же было на Кубани в конце сороковых годов на самом деле. Во-первых, в действительности Кубань была одним из пострадавших регионов в ходе голода 1932-33 годов — фактически, советская власть морила голодом казаков, которые осмелились выступить против неё в 1917-20 годах. Как говорил Каганович на заседании ВКП(б) — "На селе на Кубани ещё остались представители кулачества, они нами разбиты, потрёпаны, потеряли прежнюю мощь, но ещё живы". В середине тридцатых годов кубанские сёла стояли пустыми от голода.

Голод послевоенных лет тоже не обошел Кубань стороной — Кубань была одним из наиболее пострадавших регионов в ходе голода 1946-48 годов. Как и голод 1930-х, голод послевоенных лет был полностью рукотворным — в 1946 году Сталин отдал распоряжение отправить за рубеж 5 миллионов тонн зерна (на 2 миллиона тонн больше довоенного уровня), и в сёла снова пришёл голод, который держался до 1948 года.

А теперь посмотрите на год создания фильма — "Кубанских казаков" снимали в 1949 году на фактически опустошенной голодом Кубани, куда для имитации "счастливой советской жизни" прислали откормленных столичных артистов, дефицитные воздушные шарики, пластмассовые фрукты и огромный портрет Сталина.

Что самое смешное и одновременно грустное — многие после просмотра фильма "Кубанские казаки" действительно решили, что всё показанное в фильме — это чистая правда. Люди переезжали на Кубань в надежде увидеть своими глазами все чудеса, показанные в фильме — взамен этого видя опустошённые поля и полуголодных местных...



Что было после.

Интересный факт — за невероятно одиозную сталинскую пропаганду фильм запрещали даже в самом СССР — он попал под запрет при Хрущёве за "лакирвку действительности". Ломящиеся от изобилия столы в кино стали своего рода символом сталинизма в искусстве. При Брежневе кино снова вернули в прокат и сеть телевещания — это произошло в 1968 году, к двадцатилетию выхода фильма. Из ленты вырезали упоминание Сталина и убрали кадры с его огромным портретом на старом элеваторе.

Ну а сейчас кино снова показывают по телевизору, часто выдавая его за "правдивые кадры жизни в сталинском СССР" — и многие из молодёжи верят, что именно так оно и было. Есть фанаты фильма и из профессиональной среды — режиссёр Сергей Соловьёв как-то заявил, что "Кубанские Казаки — это грандиозно правдивая энергетика империи".

Ну а для меня "энергетика империи" — это не постановочные фильмы с пластмассовыми фруктами, а "Колымские рассказы" Варлама Шаламова. Грандиозная и правдивая.


Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям сталинскую пропаганду в кино, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
lashevchenko August 30th, 2018
Извините, обычный вышиватный бред про "большинство русских". Нет смысла дискутировать, когда мозги отключенеы ненавистью - это бессмысленно.

uasemperfidelis August 30th, 2018
Барышня, если твой неадекватный сосед пробьет кувалдой стену в твою квартиру и силой отожмет, скажем, ванную, как ты будешь реагировать?
Позовешь полицию, да?
В нашем случае полиция - ООН, НАТО. Они "высказывают озабоченность", слегка помогают оружием и снарягой - а в остальном - сам разбирайся. Вот мы и разбираемся.
Еще вопросы?
А, ну да. Неадекватный сосед с какого-то бодунища и шизофрении уверен, что моя квартира - это его квартира, а меня вообще существовать не должно. То есть, ликвидировать за ненадобностью в его воспаленном сознании.
==
Детка, в такой ситуации я беру оружие и иду убивать гада.
Все просто.
==
Или ты будешь искать оправдание своей ублюдочной стране?

lashevchenko September 1st, 2018
Так я ровно об этом и писала - "обычный вышиватный бред про "большинство русских". Нет смысла дискутировать, когда мозги отключенеы ненавистью - это бессмысленно". Ваша тупая ненависть даже не позволяет Вам понять, с кем общаетесь, как собеседник смотрит на эти вещт и о чем вообще речь.

uasemperfidelis September 1st, 2018
Нет. Совершенно бесполезно. Диагноз.
Как собеседник смотрит на вещи - Вы же сами только что и процитировали свою же точку зрения.
В мою страну вторглись с оружием, убивали и убивают моих друзей, родственников, побратимов.
Мы закономерно сопротивляемся.
Но при этом, мы "вышивата" и "ненависть".
Конечно, ненависть. Вернее, омерзение. Брезгливость от вас, рашистов.
А, ну да. Мы патриоты Украины. Значит, за вашими, позаимствованными из пропаганды, мы "вышивата".
Отлично.
Переписка носит риторический характер. Можете не отвечать. Слишком разные. Как инопланетяне.
Это уже не разница взглядов, когда можно переубедить логикой. Само мировоззрение разное.


lashevchenko September 3rd, 2018
Кто - "мы"? Не путайте украинцев и вышивату - там вышиватников не больше, чем у нас ватников.

И да, мировоззрение у нас с Вами совершенно разное. С ватой Вы скорее найдете общий язык, вы, вышиватники, точно такие же, как они, только расцветка другая.

  • 1