?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Два документа о советской торговле.



Так, друзья, сегодня будет интересный пост о двух документах, которые показывают истинное положение вещей в советской торговле. Такие штуки мне часто присылают читатели, и время от времени я их публикую.

Оба документа исключительно интересные, первый показывает, что плановая советская экономика старалась всё регулировать "вручную", из-за чего возникали постоянные дефициты либо перепроизводство — всё это, кстати, прекрасно описал Станислав Лем ещё в пятидесятые годы в книге "Диалоги". А второй документ показывает, что для приобретения личного автомобиля советский человек должен был выпрашивать разрешение у местных властей.

В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)





Итак, вот документ номер один — он рассказывает, как в СССР в 1952 году продавали холодильники — в Измаил пришла целая правительственная телеграмма, сколько и кому там продавать холодильников, какую цену на них устанавливать и что делать с "уценкой". Цена на холодильники, кстати, была 2500 дореформенных рублей, что почти в 2 раза выше средней зарплаты в СССР в то время.

Телеграмма отлично показывает, как именно работала советская экономика — все указания приходили из центра, всем указывали, что и как делать — и неудивительно, что в стране был постоянный дефицит и возникали такие ситуации, что в одной части страны в магазие "Хозтовары" не было ничего, кроме алюминиевых кастрюль, зато в других городах страны эти кастрюли было купить вообще нереально.




А вот документ номер два, который я уже несколько раз упоминал в своих постах и в существование которого не верили фанаты СССР. Это пресловутое разрешение на приобретение личного автомобиля, которое нужно было получать в местных органах власти. Разрешение получено в 1968 году в городе Калинковичи, исполком Калинковичского горсовета разрешает купить такой автомобиль.

Итого, чтобы купить личное авто, простому советскому гражданину нужно было, во-первых, собрать сумму денег (весьма немалую и сильно завышенную относительно качества авто), во-вторых — отстоять многолетнюю "очередь" на возможность купить машину, и в третьих — ещё испрашивать милостивое разрешение у местных властей.

Кстати, это такой же 408-й "автомобиль Москвич, новая модель", которую покупал герой фильма "Бриллиантовая рука" в 1969 году.




Такие  дела.

Напишите  в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как проходила торговля в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
xalkin July 22nd, 2018
Не относительно того как это было сделано в СССР, но просто для полноты картины: такие разрешения на покупку (владение) автомобиля существуют и в капиталистическом мире, например в Сингапуре. Смысл таких разрешений («лицензий») у них в том, чтобы ограничивать количество автомобилей, для обеспечения работоспособности инфраструктуры. И там может получиться так, что такая лицензия стоит дороже, чем сам автомобиль. Или же, например, лицензию возможно получить только обладая местом для парковки автомобиля, гаражом — опять же для уменьшения количества автомобилей, для разгрузки парковочного пространства.

У нас же многие почему-то считают, что купив автомобиль они уже все сделали, а обеспечение этого автомобиля инфраструктурой — дорогами, парковками — это уже не их проблема, и им все обязаны, а если парковки нет, то можно бросать машину где угодно, хоть на газоне, ведь «сначала парковки сделайте, а потом и запрещайте, а мне же надо, да и всего на пять минут». Вот такие лицензии помогают цивилизованным образом решать такую проблему: негде ставить машину? Тогда она тебе и не нужна, ты не достоин ей владеть.

Edited at 2018-07-22 01:53 pm (UTC)

_sergey July 22nd, 2018
А почему такая проблема существует именно в Сингапуре и не существует, допустим, в Германии? Может дело в том, что Сингапур - микрогосударство с запредельной плотностью (даже Москва рядом не стояла, не говоря уже о других городах)?

> а обеспечение этого автомобиля инфраструктурой — дорогами, парковками — это уже не их проблема
Вы предлагаете, чтобы жители сами строили дороги???

xalkin July 22nd, 2018
> А почему такая проблема существует именно в Сингапуре и не существует, допустим, в Германии?

Это уже другой вопрос. Я не утверждал что такая мера единственно возможная или самая лучшая. Это один из вариантов повышения стоимости владения личным автомобилем.

> Вы предлагаете, чтобы жители сами строили дороги???

Нет, я предлагаю лишь принять как факт то, что дороги и парковки это такой ресурс, который невозможно удовлетворить. Соответственно он всегда в дефиците. Есть различные способы решать проблему этого дефицита, и вариант, часто принятый у нас, когда всем на все наплевать, приводит к тому, что мы имеем возможнось наблюдать: огромное количество автомобилей стоит в пробках на плохих дорогах, на тротуарах, на газонах и т.п., и прочие «мое место парковки». Есть другие способы, их много, и лицензирование/квотирование владением автомобиля один из них.

_sergey July 22nd, 2018
> Это уже другой вопрос.
Это - правильный вопрос. Почему было взят именно Сингапур, где банально нет места строить дороги и какое он отношение имеет к СССР/РФ, где таких проблем нет сейчас и уж тем более не было 50 лет назад?

> Нет, я предлагаю лишь принять как факт то, что дороги и парковки это такой ресурс, который невозможно удовлетворить.
Зачем принимать как факт заведомо ложные тезисы?

> Есть различные способы решать проблему этого дефицита
И первое, что приходит в голову - строительство дорог. Ситуация с которыми - ужасающая. Забудем на миг, что в Германии количество автомагистралей в 13 раз больше, чем в РФ. (13000/1000 Км). Количество дорог на квадратный километр в городах РФ в разы меньше, чем в нормальных странах. А этим занимаются никак не жители, а государство. В РФ до сих пор отсутствует объезд Москвы. В РФ нет нормальной дороги между двумя крупнейшими агломерациями (Москва-Питер), в которых проживает, к слову, больше народа, чем во всех миллионниках Германии вместе взятых (это к вопросу о необходимости строительства),...

> огромное количество автомобилей стоит в пробках
Кто Вам сказал эту чушь? Даже сейчас количество автомобилей на душу вдвое меньше чем в нормальных странах. Оправдывать ограничения 60-х (т.е. еще до строительства Автоваза) тем, что парковки и дороги ограниченный ресурс в высшей мере странно, поскольку количество автомобилей было мизерно.

> Есть другие способы, их много, и лицензирование/квотирование владением автомобиля один из них.
ОК, берем любую относительно большую страну: США, Канада, Австралия, Франция, Германия, Испания,... Где это сделано?

xalkin July 22nd, 2018
Я не хочу вдаваться в урбанистику, скажу лишь что при плотности населения города-мегаполиса удовлетворить его транспортные потребности одним лишь личным автотранспортом технически невозможно, сколько дорог-парковок ни строй. Отсюда есть некоторое множество стратегий решения, одна из которых — лицензирование владения личным автомобилем.

Это впрочем не относится к случаю описанному в посте, в нем такой проблемы не решалось.

maxim_nm July 22nd, 2018
Это вообще не о том.

xalkin July 22nd, 2018
Я в курсе, с этого и начал. А именно: разрешение на покупку/владение автомобилем вполне может быть и элементов здорового государства, а не только государства курильщика.

redheadrat July 23rd, 2018
Другая сторона здорового госудаства это близкий к идеалу общественный транспорт. Обилие недорогих такси, автобусы и метро точно по граффику, и т.д.

  • 1