?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Два документа о советской торговле.



Так, друзья, сегодня будет интересный пост о двух документах, которые показывают истинное положение вещей в советской торговле. Такие штуки мне часто присылают читатели, и время от времени я их публикую.

Оба документа исключительно интересные, первый показывает, что плановая советская экономика старалась всё регулировать "вручную", из-за чего возникали постоянные дефициты либо перепроизводство — всё это, кстати, прекрасно описал Станислав Лем ещё в пятидесятые годы в книге "Диалоги". А второй документ показывает, что для приобретения личного автомобиля советский человек должен был выпрашивать разрешение у местных властей.

В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)





Итак, вот документ номер один — он рассказывает, как в СССР в 1952 году продавали холодильники — в Измаил пришла целая правительственная телеграмма, сколько и кому там продавать холодильников, какую цену на них устанавливать и что делать с "уценкой". Цена на холодильники, кстати, была 2500 дореформенных рублей, что почти в 2 раза выше средней зарплаты в СССР в то время.

Телеграмма отлично показывает, как именно работала советская экономика — все указания приходили из центра, всем указывали, что и как делать — и неудивительно, что в стране был постоянный дефицит и возникали такие ситуации, что в одной части страны в магазие "Хозтовары" не было ничего, кроме алюминиевых кастрюль, зато в других городах страны эти кастрюли было купить вообще нереально.




А вот документ номер два, который я уже несколько раз упоминал в своих постах и в существование которого не верили фанаты СССР. Это пресловутое разрешение на приобретение личного автомобиля, которое нужно было получать в местных органах власти. Разрешение получено в 1968 году в городе Калинковичи, исполком Калинковичского горсовета разрешает купить такой автомобиль.

Итого, чтобы купить личное авто, простому советскому гражданину нужно было, во-первых, собрать сумму денег (весьма немалую и сильно завышенную относительно качества авто), во-вторых — отстоять многолетнюю "очередь" на возможность купить машину, и в третьих — ещё испрашивать милостивое разрешение у местных властей.

Кстати, это такой же 408-й "автомобиль Москвич, новая модель", которую покупал герой фильма "Бриллиантовая рука" в 1969 году.




Такие  дела.

Напишите  в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как проходила торговля в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
stanislav_spb July 22nd, 2018
"Однако развитие малолитражного автомобилестроения в СССР вовсе не значило, что человек мог просто пойти купить машину и пользоваться ею. Даже в Москве автосервис, где можно было отремонтировать автомобиль, появился по-настоящему лишь в 1980-1990-х годах. До того автолюбители, особенно в провинции, ремонтировали свои машины сами, если умели, или обращались к автослесарям и водителям из государственных гаражей. Даже на трассах общегосударственного значения и в больших городах автозаправочные станции попадались так же редко, как белые вороны. А чтобы купить автомобиль или резину к нему, требовалось отстоять растягивавшуюся на месяцы и годы очередь, регулярно отмечаясь в ней.
«Уже в течение первых лет упоения ездой за рулем нашего автомобиля даже мне стало очевидно, что приобретение новой машины — это одна из тех чудовищных проблем, которые постоянно вставали перед советским человеком, если он вдруг чего-то смел захотеть. Даже самого простого, обычного, повседневно необходимого. Даже если у него были на это деньги. Что же говорить о таком капризе, как частный автомобиль. Чтобы его получить, нужна была или особая привилегия, или большая взятка, или какой-то блат, тоже обычно не бесплатный. В общедоступном магазине, кажется на Бакунинской, существовала открытая многотысячная очередь частников, которая не только не убывала, а наоборот, прирастала с каждым, днем. В нее кроме новеньких жаждущих записывались и счастливчики, уже дождавшиеся своего новенького автомобиля, — на приобретение следующего. В тот же день, не теряя времени. Потому что пройдет несколько лет, пока список дойдет до тебя. А ведь надо, чтобы предыдущий автомобиль еще не развалился и его можно было бы прилично продать. Иначе где же деньги взять, ведь цены на машины растут так же быстро, как и сама очередь. Надо еще не забыть, что автомагазины были далеко не во всех городах. Поэтому в Москву стекались со всех концов страны покупатели, которые через подставных лиц — знакомых или спекулянтов — тоже протискивались в эту несусветную очередь. В такой очереди, записавшись в нее несколько лет назад, мы с мужем получили новую "Волгу", с которой воры как раз сняли колеса. А мы, продав старую и получив новую машину, разумеется, тут же записались на следующую» (Андреева И. Частная жизнь при социализме: отчет советского обывателя. М., 2009)."

stanislav_spb July 22nd, 2018
P.S.
Ирэн Андреева была кумиром миллионов советских женщин. Даже больше, чем кумиром – долгие годы, сначала в ВИАЛегпроме, а позже – в качестве главного искусствоведа Дома Моделей на Кузнецком мосту, она вписывала тренды мировой моды в идеологические рамки и экономические возможности общества эпохи развитого социализма и доказывала – красивой можно быть и при советских возможностях... Если проявить немного изобретательности и настойчивости – вот, скажем, суметь убедить продавщицу продать вам сапоги, когда денег у вас - ни копейки... У Ирэн Андреевой такие штуки получались – даже когда она еще не была главной законодательницей советской моды.
О нет – главной законодательницей советской моды была, конечно же, коммунистическая партия, а точнее – гиганты легкой промышленности и тесно связанная с ними система советской торговли. Это они упорно не желали соединять советских людей с разнообразными полезными мелочами жизни, вроде красивого и удобного белья или обуви. По причинам совершенно фантастическим: мужским белым трикотажным трусам сопротивлялись, потому как полагали, что стыдно в них на пляж выйти. О том, что на пляж, вообще-то выходят в другой одежде, в голову не приходило. Нет, как раз красивые вещи иногда у наших легпромовцев получались: Ирэн Андреева пишет, что по долгу службы вынуждена была расхваливать работу модельеров-обувщиков на показах мод: “Их модели были и красивы, и модны, и изящны, только в них нельзя было долго ходить”. Впрочем, грубоватый анекдот о том, что лучше всего у нас получается то, что мы делаем не руками, а иным способом, все и так знают...
Когда читаешь книгу Ирэн Андреевой, очень хорошо понимаешь, что именно такие мелочи жизни и привели советское государство к краху. Возможно, Советский Союз был неплохо задуман – но жить там было чертовски неудобно – причем всем, всегда и везде. Если в столице и больших городах женщины страдали из-за того, что не было нормального белья (да что говорить, не было и туалетной бумаги, и стандартных предметов личной гигиены), то в кишлаках Средней Азии – от того, что не было возможности достать традиционную одежду: швейные фабрики годами в огромном количестве выпускали женские шевиотовые пиджаки, которые освобожденные женщины Востока легким движением руки обращали в некий вариант паранджи. Таких историй Андреева знает множества – и ужас в том, что все мы, выросшие в СССР, легко можем вспомнить нечто подобное...

euthanasepam July 31st, 2018
>> Возможно, Советский Союз был неплохо задуман – но жить там было чертовски неудобно – причем всем, всегда и везде.


СССР был задуман с единственной целью — создать материально-техническую базу и мобилизационный ресурс для запуска мировой революции. Люди рассматривались как призывники или рабочие руки. Поэтому когда вынужденно пришлось делать что-то для населения, увидавшего во время ВМВ уровень жизни загнивающих европейцев, то вместо осмысленного создания соответствующего системы образования, науки и производства — начали просто копировать у Запада сами готовые изделия и кое-как производить их на покупном или тоже ворованном оборудовании по лицензированным или ворованным технологическим процессам — и всё это по остаточному принципу. У СССР никогда не было цели создать общество человеческого счастья на собственной территории. Все меры по улучшению быта людей, по сути, были временными уступками на пути к построению мощного бронированного кулака, сокрущающего буржуазный мир.

Если смотреть на целеполагание в построении СССР под этим углом зрения, то становится понятным абсолютно всё. В том числе и фанатично-инфантильные ватники, ныне стоящие горой за Совок.

maxim_nm July 22nd, 2018
Да уж...

  • 1