?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Flag Next Entry

Два документа о советской торговле.



Так, друзья, сегодня будет интересный пост о двух документах, которые показывают истинное положение вещей в советской торговле. Такие штуки мне часто присылают читатели, и время от времени я их публикую.

Оба документа исключительно интересные, первый показывает, что плановая советская экономика старалась всё регулировать "вручную", из-за чего возникали постоянные дефициты либо перепроизводство — всё это, кстати, прекрасно описал Станислав Лем ещё в пятидесятые годы в книге "Диалоги". А второй документ показывает, что для приобретения личного автомобиля советский человек должен был выпрашивать разрешение у местных властей.

В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)





Итак, вот документ номер один — он рассказывает, как в СССР в 1952 году продавали холодильники — в Измаил пришла целая правительственная телеграмма, сколько и кому там продавать холодильников, какую цену на них устанавливать и что делать с "уценкой". Цена на холодильники, кстати, была 2500 дореформенных рублей, что почти в 2 раза выше средней зарплаты в СССР в то время.

Телеграмма отлично показывает, как именно работала советская экономика — все указания приходили из центра, всем указывали, что и как делать — и неудивительно, что в стране был постоянный дефицит и возникали такие ситуации, что в одной части страны в магазие "Хозтовары" не было ничего, кроме алюминиевых кастрюль, зато в других городах страны эти кастрюли было купить вообще нереально.




А вот документ номер два, который я уже несколько раз упоминал в своих постах и в существование которого не верили фанаты СССР. Это пресловутое разрешение на приобретение личного автомобиля, которое нужно было получать в местных органах власти. Разрешение получено в 1968 году в городе Калинковичи, исполком Калинковичского горсовета разрешает купить такой автомобиль.

Итого, чтобы купить личное авто, простому советскому гражданину нужно было, во-первых, собрать сумму денег (весьма немалую и сильно завышенную относительно качества авто), во-вторых — отстоять многолетнюю "очередь" на возможность купить машину, и в третьих — ещё испрашивать милостивое разрешение у местных властей.

Кстати, это такой же 408-й "автомобиль Москвич, новая модель", которую покупал герой фильма "Бриллиантовая рука" в 1969 году.




Такие  дела.

Напишите  в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как проходила торговля в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
gonchar July 22nd, 2018
Вы немножко погорячились с машиной.
Речь идёт не о разрешении купить, как таковом. Речь о выделении из фондов - это совсем другое дело.

maxim_nm July 22nd, 2018
Так никаких других машин не было.

gonchar July 22nd, 2018
Распределяли по предприятиям, например. Возможно, была какая-то общая очередь (типа, как на жильё) - этого я не знаю.
То есть, это не так как поехать за границу - для чего действительно нужно было именно разрешение.

Но надо понимать, что а/м тогда - это было ОЧЕНЬ дорого и очереди были ОЧЕНЬ длинные. Ну а что такое тогдашний автосервис, как тогда покупались запчасти - это сегодняшним людям, слава Богу, не понять :)))

maxim_nm July 22nd, 2018
Вот это как раз и есть распределение (конечно за деньги) "очередной" машины.

gonchar July 22nd, 2018
Я не об этом.
Человек, не знающий тех реалий, с большой вероятностью воспримет часть Вашего поста, как утверждение, что в те годы, чтобы купить машину, надо было получить разрешение. Иванову могли разрешить, а Петрову нет, и Петров оставался без машины. А это не так.
Вот с загранпоездками это было именно так.


75dc287ea30b451 July 30th, 2018
"Вот это как раз и есть распределение (конечно за деньги) "очередной" машины."

Совершенно верно. Именно "распределение", а не "разрешение". В этом письме ясно видно, что здесь ограничивающим фактором являются фонды на машины, а не какие-то запреты. То есть у горисполкома есть фонды на машины: это значит, что ему выделяется некоторое ограниченное количество машин, которые он распределяет, и счастливчики, получившие такое письмо, могут пойти в магазин и выкупить там машину из этих фондов.

При этом никакая очередь тут уже не при делах. Человек мог стоять в очереди десять лет именно чтобы получить такую бумажку (если он не ветеран, не герой соцтруда и не номенклатурный кадр) - и как раз ее выдача означала, что в магазине есть физически присутствующий экземпляр машины, которую он может оплатить и забрать. Никакого другого разрешенгия эта бумага не означает, и горисполкому на фиг не нужно решать, кому можно ездить, а кому нет. Горисполком здесь просто распределяет ограниченные фонды на автомобили.

Edited at 2018-07-30 10:24 pm (UTC)

mart504 July 22nd, 2018
какая хер разница, блядские разрешения конченой страны.

freken_magda July 22nd, 2018
Не мог с каментом потерпеть?

gonchar July 22nd, 2018
Нет. Это хороший автор, делающий полезное дело.
Раз он допустил ошибку, стоит ему немедленно на неё указать, чтобы она не стала поводом для несправедливой критики его работы в целом.

Igor Valtsev July 24th, 2018
Ага-ага. Те же яйца, только вид в профиль. Без оной бумажки машину купить было таки можно. Через систему комиссионной торговли через автомагазин, с отстегиванием доляхи гос-ву и за чуть ли не 2 номинала, ежели новая. Ну и с сопутствующими рисками, разумеется. Если это не система искусственных препон, созданная государством практически на ровном месте, то что тогда это?
А формально то да, вы абсолютно правы. Некий товарищ Ульянов, помнится как-то сказал по этому поводу: "Формально правильно, а по существу издевательство" /Из «Заключительного слова по докладу о продовольственном налоге»/

  • 1