?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Два документа о советской торговле.



Так, друзья, сегодня будет интересный пост о двух документах, которые показывают истинное положение вещей в советской торговле. Такие штуки мне часто присылают читатели, и время от времени я их публикую.

Оба документа исключительно интересные, первый показывает, что плановая советская экономика старалась всё регулировать "вручную", из-за чего возникали постоянные дефициты либо перепроизводство — всё это, кстати, прекрасно описал Станислав Лем ещё в пятидесятые годы в книге "Диалоги". А второй документ показывает, что для приобретения личного автомобиля советский человек должен был выпрашивать разрешение у местных властей.

В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)





Итак, вот документ номер один — он рассказывает, как в СССР в 1952 году продавали холодильники — в Измаил пришла целая правительственная телеграмма, сколько и кому там продавать холодильников, какую цену на них устанавливать и что делать с "уценкой". Цена на холодильники, кстати, была 2500 дореформенных рублей, что почти в 2 раза выше средней зарплаты в СССР в то время.

Телеграмма отлично показывает, как именно работала советская экономика — все указания приходили из центра, всем указывали, что и как делать — и неудивительно, что в стране был постоянный дефицит и возникали такие ситуации, что в одной части страны в магазие "Хозтовары" не было ничего, кроме алюминиевых кастрюль, зато в других городах страны эти кастрюли было купить вообще нереально.




А вот документ номер два, который я уже несколько раз упоминал в своих постах и в существование которого не верили фанаты СССР. Это пресловутое разрешение на приобретение личного автомобиля, которое нужно было получать в местных органах власти. Разрешение получено в 1968 году в городе Калинковичи, исполком Калинковичского горсовета разрешает купить такой автомобиль.

Итого, чтобы купить личное авто, простому советскому гражданину нужно было, во-первых, собрать сумму денег (весьма немалую и сильно завышенную относительно качества авто), во-вторых — отстоять многолетнюю "очередь" на возможность купить машину, и в третьих — ещё испрашивать милостивое разрешение у местных властей.

Кстати, это такой же 408-й "автомобиль Москвич, новая модель", которую покупал герой фильма "Бриллиантовая рука" в 1969 году.




Такие  дела.

Напишите  в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как проходила торговля в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

maracubik July 22nd, 2018
А что тут сказать - совок был совком!

maxim_nm July 22nd, 2018
Ага...

pavelfedunov July 22nd, 2018
конченые разрешения...

maxim_nm July 22nd, 2018
Надо было получать)

igorpanenko July 22nd, 2018
рабам надо было разрешение на подышать...

maxim_nm July 22nd, 2018
Ну, как-то так вся страна и жила...

ioi July 22nd, 2018
без бумажки ты букашка...

maxim_nm July 22nd, 2018
Дана козявке справка,
В том, что она действительно козявка
И за козла не может отвечать
Число, месяц, подпись и печать.

irina0921 July 22nd, 2018
прогнулся, и только тогда может что-то дадут...

maxim_nm July 22nd, 2018
Ну, не только - просто на всё нужно было разрешение получать.

telelyhin July 22nd, 2018

Большой концентрационный лагерь. Вертухаи и сидельцы


wimpall July 22nd, 2018
Ну да. Но ведь сами выбрали майдан.

yurayakunin July 22nd, 2018
заветные совковые бумажки, сколько к ним надо было пройти ступенек ада...

maxim_nm July 22nd, 2018
Вроде того)

wimpall July 22nd, 2018
Мирович решил попробовать себя - в роли архивиста? Так опять получилось как обычно - громким вспуком.

1952 г. Юг Украины, провинциальный юг, провинциальной республики. Шота мне кажется сегодня "Теслы" на улице чаще встречаются, чем в 1952м в Измаиле - холодильники в продаже.

1968 г. Покупка машины из фонда горисполкома - мягко говоря не самое тривиальное дело. Шота мне кажется что гр-н с зачеркнутой фамилией - был совсем непростой. На простых - никаких фондов исполкомов не напасешься.

maxim_nm July 22nd, 2018
Простой.

matsam July 22nd, 2018
Ну насчет автомобилей вы немного неправы, разрешение местных властей требовалось для пенсионеров, если ты не был персональным и рассчитывать было не на что. а так было два способа приобретения отечественных новых , либо за чеки Внешпосылторга, для тех кто работал или служил за границей без всякой очереди за один два дня, либо через ведомство, ждать максимум год, получил открытку и поехал покупать, если это была, Волга ГАЗ 24 требовалось персональное разрешение министра. В обычных очередях можно было стоять вечность... Без проблем машину можно было купить в комиссионном в Южном Порту в Москве , Семилетний Вольво 244 стоил порядка 50 000 рублей, десятилетний Кадиллак тысяч эдак пятьдесят... Нов принципе за две госцены можно было купить любое новое авто сразу , что для деловых людей того времени не было проблемой :)

maxim_nm July 22nd, 2018
Нет, это не пенсионер покупал.

semenspokojnyj July 22nd, 2018
Уточню насчет автомобиля.
Купить автомобиль было можно либо по госцене (очень дорого), либо на черном рынке (намного дороже).
По госцене купить было непросто. На нек-рые предприятия раз в неск. лет приходили неск. автомобилей для продажи сотрудникам (как определяли, каким именно сотрудникам - отдельный вопрос). Кроме того, поступали автомобили в исполкомы для продажи инвалидам войны и нек-рым особо заслуженным. Разумеется, коррупция тут была - мама, не горюй.
Приведенный документ - не разрешение иметь машину, а разрешение купить машину ПО ГОСЦЕНЕ из фонда исполкома. Сколько лет человек его добивался, чей он был родстственник и знакомый, кому и какие взятки платил, кого поил и водил по бабам - этого в документе нет. А в жизни было.

maxim_nm July 22nd, 2018
Никаких взяток не было, просто нужно было вот такое разрешение.

rumyano4ka July 22nd, 2018
сейчас те кто выдавал такие бумажки персональные пенсионеры

maxim_nm July 22nd, 2018
Ага)

winner_88 July 22nd, 2018
а очереди на квартиру, а дебильные льготы...

maxim_nm July 22nd, 2018
Тоже всё было.

altedo July 22nd, 2018
Спизднул мальца малограмотный максимко насчет необходимости разрешения властей приобрести машину - речь идет лишь о положительном ответе горисполкома на просьбу о выделении тачки из фонда ентого горисполкома. А прочие шли в местком и писали там заявление о выделении тачки из фонда "красноговенского трубного завода" и т.п. - опа - лет через 5 получали открыточку на тройку... А совсем нормальные - шли в березку и покупали за сертификаты или чеки.

maxim_nm July 22nd, 2018
Не "выделении", а о покупке.

55_77 July 22nd, 2018
собачья жизнь по бумажкам и разрешениям, как собаки на цепи вольные...

maxim_nm July 22nd, 2018
Ага...

stanislav_spb July 22nd, 2018
"Сравнительно небольшое количество выпущенных легковых автомашин (за покупкой машины стояли в очередях годами) и их дороговизна приводили к тому, что даже в начале 1960‐х гг. в деревне случайное появление легковой машины, особенно «Победы» или «Волги», расценивалось как приезд «начальства». Распространено было мнение, что честный человек купить машину не может. Только расширение производства и особенно массовый выпуск «Жигулей», несмотря на постоянный рост цен («ВАЗ-2101» в 1972 г. стоил 5,5 тыс. руб., а «ВАЗ-2108» в 1986 г. – 8,35 тыс. руб.), сделали частный легковой автомобиль сравнительно обычным явлением; тем не менее, в 1977 г. на 100 семей в СССР приходилось чуть больше шести автомобилей. Однако и далее существовали некоторые ограничения: частным лицам не продавались машины с кузовом «пикап», а также считавшиеся военными ГАЗ-69. Большой проблемой в городах было и приобретение гаража, практически не существовало сети авторемонтных мастерских, и «умельцы» ремонтировали свои машины сами, а остальные доверялись случайным людям, обычно шоферам государственных автомобилей или автослесарям. Все легковые частные машины подлежали мобилизации в случае войны и проходили специальную регистрацию."

maxim_nm July 22nd, 2018
Мда...