?

Log in

No account? Create an account

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Два документа о советской торговле.



Так, друзья, сегодня будет интересный пост о двух документах, которые показывают истинное положение вещей в советской торговле. Такие штуки мне часто присылают читатели, и время от времени я их публикую.

Оба документа исключительно интересные, первый показывает, что плановая советская экономика старалась всё регулировать "вручную", из-за чего возникали постоянные дефициты либо перепроизводство — всё это, кстати, прекрасно описал Станислав Лем ещё в пятидесятые годы в книге "Диалоги". А второй документ показывает, что для приобретения личного автомобиля советский человек должен был выпрашивать разрешение у местных властей.

В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)





Итак, вот документ номер один — он рассказывает, как в СССР в 1952 году продавали холодильники — в Измаил пришла целая правительственная телеграмма, сколько и кому там продавать холодильников, какую цену на них устанавливать и что делать с "уценкой". Цена на холодильники, кстати, была 2500 дореформенных рублей, что почти в 2 раза выше средней зарплаты в СССР в то время.

Телеграмма отлично показывает, как именно работала советская экономика — все указания приходили из центра, всем указывали, что и как делать — и неудивительно, что в стране был постоянный дефицит и возникали такие ситуации, что в одной части страны в магазие "Хозтовары" не было ничего, кроме алюминиевых кастрюль, зато в других городах страны эти кастрюли было купить вообще нереально.




А вот документ номер два, который я уже несколько раз упоминал в своих постах и в существование которого не верили фанаты СССР. Это пресловутое разрешение на приобретение личного автомобиля, которое нужно было получать в местных органах власти. Разрешение получено в 1968 году в городе Калинковичи, исполком Калинковичского горсовета разрешает купить такой автомобиль.

Итого, чтобы купить личное авто, простому советскому гражданину нужно было, во-первых, собрать сумму денег (весьма немалую и сильно завышенную относительно качества авто), во-вторых — отстоять многолетнюю "очередь" на возможность купить машину, и в третьих — ещё испрашивать милостивое разрешение у местных властей.

Кстати, это такой же 408-й "автомобиль Москвич, новая модель", которую покупал герой фильма "Бриллиантовая рука" в 1969 году.




Такие  дела.

Напишите  в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как проходила торговля в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

maracubik July 22nd, 12:04
А что тут сказать - совок был совком!

maxim_nm July 22nd, 12:08
Ага...

pavelfedunov July 22nd, 12:05
конченые разрешения...

maxim_nm July 22nd, 12:07
Надо было получать)

igorpanenko July 22nd, 12:07
рабам надо было разрешение на подышать...

maxim_nm July 22nd, 12:07
Ну, как-то так вся страна и жила...

ioi July 22nd, 12:09
без бумажки ты букашка...

maxim_nm July 22nd, 12:11
Дана козявке справка,
В том, что она действительно козявка
И за козла не может отвечать
Число, месяц, подпись и печать.

irina0921 July 22nd, 12:11
прогнулся, и только тогда может что-то дадут...

maxim_nm July 22nd, 12:34
Ну, не только - просто на всё нужно было разрешение получать.

telelyhin July 22nd, 12:13

Большой концентрационный лагерь. Вертухаи и сидельцы


wimpall July 22nd, 12:23
Ну да. Но ведь сами выбрали майдан.

yurayakunin July 22nd, 12:14
заветные совковые бумажки, сколько к ним надо было пройти ступенек ада...

maxim_nm July 22nd, 12:35
Вроде того)

wimpall July 22nd, 12:23
Мирович решил попробовать себя - в роли архивиста? Так опять получилось как обычно - громким вспуком.

1952 г. Юг Украины, провинциальный юг, провинциальной республики. Шота мне кажется сегодня "Теслы" на улице чаще встречаются, чем в 1952м в Измаиле - холодильники в продаже.

1968 г. Покупка машины из фонда горисполкома - мягко говоря не самое тривиальное дело. Шота мне кажется что гр-н с зачеркнутой фамилией - был совсем непростой. На простых - никаких фондов исполкомов не напасешься.

maxim_nm July 22nd, 12:35
Простой.

matsam July 22nd, 12:24
Ну насчет автомобилей вы немного неправы, разрешение местных властей требовалось для пенсионеров, если ты не был персональным и рассчитывать было не на что. а так было два способа приобретения отечественных новых , либо за чеки Внешпосылторга, для тех кто работал или служил за границей без всякой очереди за один два дня, либо через ведомство, ждать максимум год, получил открытку и поехал покупать, если это была, Волга ГАЗ 24 требовалось персональное разрешение министра. В обычных очередях можно было стоять вечность... Без проблем машину можно было купить в комиссионном в Южном Порту в Москве , Семилетний Вольво 244 стоил порядка 50 000 рублей, десятилетний Кадиллак тысяч эдак пятьдесят... Нов принципе за две госцены можно было купить любое новое авто сразу , что для деловых людей того времени не было проблемой :)

maxim_nm July 22nd, 12:36
Нет, это не пенсионер покупал.

semenspokojnyj July 22nd, 12:24
Уточню насчет автомобиля.
Купить автомобиль было можно либо по госцене (очень дорого), либо на черном рынке (намного дороже).
По госцене купить было непросто. На нек-рые предприятия раз в неск. лет приходили неск. автомобилей для продажи сотрудникам (как определяли, каким именно сотрудникам - отдельный вопрос). Кроме того, поступали автомобили в исполкомы для продажи инвалидам войны и нек-рым особо заслуженным. Разумеется, коррупция тут была - мама, не горюй.
Приведенный документ - не разрешение иметь машину, а разрешение купить машину ПО ГОСЦЕНЕ из фонда исполкома. Сколько лет человек его добивался, чей он был родстственник и знакомый, кому и какие взятки платил, кого поил и водил по бабам - этого в документе нет. А в жизни было.

maxim_nm July 22nd, 12:36
Никаких взяток не было, просто нужно было вот такое разрешение.

rumyano4ka July 22nd, 12:30
сейчас те кто выдавал такие бумажки персональные пенсионеры

maxim_nm July 22nd, 12:36
Ага)

winner_88 July 22nd, 12:32
а очереди на квартиру, а дебильные льготы...

maxim_nm July 22nd, 12:36
Тоже всё было.

altedo July 22nd, 12:34
Спизднул мальца малограмотный максимко насчет необходимости разрешения властей приобрести машину - речь идет лишь о положительном ответе горисполкома на просьбу о выделении тачки из фонда ентого горисполкома. А прочие шли в местком и писали там заявление о выделении тачки из фонда "красноговенского трубного завода" и т.п. - опа - лет через 5 получали открыточку на тройку... А совсем нормальные - шли в березку и покупали за сертификаты или чеки.

maxim_nm July 22nd, 12:37
Не "выделении", а о покупке.

55_77 July 22nd, 12:35
собачья жизнь по бумажкам и разрешениям, как собаки на цепи вольные...

maxim_nm July 22nd, 12:37
Ага...

stanislav_spb July 22nd, 12:36
"Сравнительно небольшое количество выпущенных легковых автомашин (за покупкой машины стояли в очередях годами) и их дороговизна приводили к тому, что даже в начале 1960‐х гг. в деревне случайное появление легковой машины, особенно «Победы» или «Волги», расценивалось как приезд «начальства». Распространено было мнение, что честный человек купить машину не может. Только расширение производства и особенно массовый выпуск «Жигулей», несмотря на постоянный рост цен («ВАЗ-2101» в 1972 г. стоил 5,5 тыс. руб., а «ВАЗ-2108» в 1986 г. – 8,35 тыс. руб.), сделали частный легковой автомобиль сравнительно обычным явлением; тем не менее, в 1977 г. на 100 семей в СССР приходилось чуть больше шести автомобилей. Однако и далее существовали некоторые ограничения: частным лицам не продавались машины с кузовом «пикап», а также считавшиеся военными ГАЗ-69. Большой проблемой в городах было и приобретение гаража, практически не существовало сети авторемонтных мастерских, и «умельцы» ремонтировали свои машины сами, а остальные доверялись случайным людям, обычно шоферам государственных автомобилей или автослесарям. Все легковые частные машины подлежали мобилизации в случае войны и проходили специальную регистрацию."

maxim_nm July 22nd, 12:37
Мда...