Максим Мирович (maxim_nm) wrote,
Максим Мирович
maxim_nm

Category:

Палiчка з кнiгамi, выпуск 13.

Books_1

Borges

Хорхе Луис Борхес, "Вымышленные истории".

Про Борхеса я слышал достаточно давно, это имя особенно часто повторяют люди, изучающие комплекс гуманитарных дисциплин в рамках программы по филологии. По своему обыкновению, я не стал ходить по библиотекам, а просто купил собрание сочинений Борхеса и принялся читать. Любую новую книгу я начинаю читать с интересом и по умолчанию благожелательным отношением к автору - в случае с Борхесом мой интерес улетучился примерно на четвертом рассказе. Попробую объяснить, почему так произошло, думаю что это будет интересно всем, кто знаком с творчеством Борхеса.

Любая культурная среда, любой период человеческой истории, помимо общего технологического уровня развития цивилизации, имеет развитую мифологию, которая описывает сферы "непознанного". Как правило, мифология тесно связана с языком, на котором изъясняется та или иная культура, а также с той предметной средой, которая ее окружает. Вместе с изменением языка и изменением предметной среды умирает и мифология - к примеру, древнее многобожие, тесно связанное с севооборотом и сменой пор года не может "работать" в культуре, которая перестала целиком зависеть от земледелия - так как отсутствуют "точки приложения богов", отсутствует предметная среда.

При этом всяческая "магия", которая есть в любой культуре, описывает, по сути, стремления и желания людей, которые пока не могут решится с помощью "обычных" средств. Что интересно, любая "магия" и любые "мифические силы" архаичных культур выглядят достаточно смешно с точки зрения культур более поздних - например, современные средства связи и транспортные средства во всех смыслах давно обошли мифологические "ковры-самолеты" и "чудо-зеркальца". Поэтому нам достаточно сложно, я бы даже сказал, невозможно воспринимать польностью всерьез древнюю мифологию - потому что реальность, как правило, оказывается и сложнее, и интереснее.

Книги Борхеса же на полном серьезе используют мифологические источники, пытаясь их как-то встроить в современный контекст. Получается откровенно плохо и смешно - потому что все "объяснения" Борхеса, еще кое-как годные для XIX века, не годятся для века XXI. Выражаясь аллегорически, нельзя заканчивать целиком серьезный рассказ о молнии "объяснением", что это была воля Зевса (Аллаха, Иисуса, Будды, etc.) - потому что реальность оказывается и сложнее, и интереснее. Конечно, Борхес не пишет такого именно о молнии и Зевсе, но все точки, которые он ставит в конце историй, касаются тех или иных мифологий - те же точки, гораздо более точные, ясные и честные давно поставлены современной медициной, психологией и философией. Еще интересно то, что в абсолютном большинстве рассказов Борхес использует одни и те же модели построения текста и разрешения конфликта (дихотомия добро/зло, белое/черное, линейное развите с отклонениями и т.п.), и где-то после 5-6 рассказа уже знаешь, чем закончатся все остальные:)

Уже после прочтения Борхеса мне попалось эссе Станислава Лема под названием "Unitas oppositorum: проза Хорхе Луиса Борхеса", где сделаны примерно те же выводы. Вот как оно заканчивается: "Он открыл нам такой рай и такой ад, которые навеки останутся закрыты для человека. Поэтому мы строим себе новые, более богатые и более ужасные – об этих, однако, ничего не знают книги Борхеса."
Tags: Палiчка з кнiгамi
Subscribe
promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments