Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Как в СССР делали музыкальных монстров.



Так, друзья, сегодня будет интересный и давно обещанный пост про то, как в СССР делали "музыкальных монстров" — советские электрогитары. Эта тема интересна главным образом тем, что на примере электрогитар отлично видно, как функционировали и другие отрасли советской промышленности — сперва подсматривали, что же там делается на "загнивающем западе", а потом пытались сделать что-то похожее в СССР, но получалось как правило во много раз хуже.

Отчасти именно поэтому мне смешны всякие рассуждения о том, что СССР "мог обеспечить своих граждан самыми лучшими товарами"  — создание всего, что технологически сложнее выплавки чугунных сковородок и штамповки алюминиевых ложек, требует наличия конкуренции, свободного рынка, частной собственности и защищенности людей от произвола государства — словом, качественно иной свободной среды и всего того, чего не было в СССР.

Итак, в сегдняшнем посте мы узнаем, как в СССР делали музыкальных монстров под названием "электрогитары". Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте.





Как всё было на «загнивающем западе»?

Начнём с того, что электрогитару (как и тысячи других полезных вещей) изобрели не в СССР, а на том самом "загнивающем Западе", который в СССР всячески хаялся и порицался. Первый магнитный датчик, названный позже "звукоснимателем", был изобретен в 1924 году Ллойдом Лоэром, который работал в компании Gibson — это привело к целой революции в джаз-бандах 1930-40-х годов и их дальнейшему развитию — появлению рок-групп и целому вееру новых жанров гитарной музыки.

На западе (главным образом, в США) электрогитары прошли большой эволюционный путь, чтобы примерно к 1960-м годам стать доминирующим инструментом в поп-музыке. Занимались этим (и занимаются сейчас) главным образом, две фирмы — Fender и Gibson. Немного расскажу вам про творческий путь создателя одной из этих компаний.



Лео Фендер, "отец гитарной музыки", изобртетатель и предприниматель, родился в 1909 году. С самого детства Лео тяготел к электронике — собирал и разбирал радиоприёмники и любил посидеть с паяльником. В 1938 году Лео открывает свой магазин по продаже и обслуживанию рдиоаппаратуры под названием "Fender Radio Service", куда вскоре к нему стали приходить лидеры местных групп за усилителями и колонками. Помимо любви к технике, у Лео была также предпринимательская жилка и любовь к музыке — и он много думал о том, как же дать новым музыкальным коллективам новый инструмент для творчества.

Лео Фендер основывает фирму по производству гитар. В послевоенные годы джаз-банды стали постепенно выходить из моды, а новым коллективам нужно было более громкое звучание инструментов (так как размеры танцплощадок стали расти). Также новые инструменты должны были быть более простыми в уходе, настройке, и производстве — именно так появились первые цельнокорпусные электрогитары.

В 1949 году Лео Фендер создаёт свой прототип под названием Fender Esquire — позже эта гитара была переименована в Fender Telecaster, в честь появившегося "новомодного" телевидения. Гитара выглядела очень круто, отлично звучала и при этом была чрезвычайно проста — имела цельную деку и гриф, услиленный анкерным стержнем (чтобы его не "вело" от натяжения струн). Исполнитель мог переключаться междву двумя звукоснимателями гитары — что давало возможность выбирать различный тембр звучания. Несмотря на простоту, на гитару была получена целая куча патентов, которыми были защищены нововведения и изобретения Лео.



В 1953 году Лео Фендер выпускает Fender Stratocaster — который стал, пожалуй, самой массовой и узнаваемой электрогитарой в истории. Гитара имела не один, а два выреза на корпусе (что обеспечивало лучший доступ к верхним струнам), имела анатомические вырезы на корпусе (для лучшего прилегания к телу гитариста), имела не два, а целых три звукоснимателя, более тонкий гриф, а также машинку-"тремоло", что позволяло извлекать из инструмента "плавающие звуки".



Ещё Фендер изобрёл и создал первую массовую бас-гитару — как говорится, ещё один плюс к заслугам.

Про Gibson много рассказывать не буду, скажу лишь — что если гитары Fender  традиционно более популярны в легком роке и поп-музыке, то гитары Gibson традиционно чаще используются для музыки тяжелой — всякого там металла и прочего, из-за более "мясистого" и тяжелого звучания.

В этом пункте нам важно понять вот что — в открытом западном обществе электрогитары появились не "из-под палки", а как ответ на потребности населения (в частности — рок-групп). И фирма Fender, и фирма Gibson создавали свои инструменты почти как самолёты — разрабатывали множество прототипов, исследовали звучание той или иной породы и возраста древесины, думали над тем, как улучшить датчики-звукосниматели и т.д., затем получали патенты — это был целый эволюционный процесс, результатом которого стали прекрасные инструменты.

А что было в СССР? А там было всё иначе.



Как не нашли советского Лёню Фендерова.



А теперь давайте посморим, что было в СССР. Собственно, пост начинается только здесь — всё что было написано выше, это просто для представления мировых тенденций. Советская культура развивалась (по крайней мере, старалась это делать) в отрыве от мировой, и всякие там ВИА и рок-группы поначалу считались в СССР "агентами империслистической разведки", которая не мытьём, так катанием хочет развалить СССР изнутри — по вечерам комсомольцы, вместо того чтобы читать переписку Энгельска с Каутским в зелёной обложке, вдруг захотят попрыгать под музыку длинноволосых хиппи — ну куда это годится!

Позже, когда стало очевидно, что Хор Заслуженных Артиллеристов Имени Пятницкого и хороводы девиц в кокошниках — это совсем не та музыка, которую слушает молодежь, было решено "разрешить" отечественные рок-коллективы — мол, пусть лучше слушают наше, чем буржуйское, а то непонятно, о чём там поют — может, Брежнева и заместителя начальника по кадрам товарища Сулугунина ругают.

Так стали появляться советские ВИА, музыку для которых писали советские композиторы. ВИА должны были на чём-то играть — западные инстурменты покупать было дорого (нужна была валюта), да и как-то некошерно, так стали появляться отечественные электрогитары.

Если вы думаете, что в СССР появился свой Кулибин, какой-нибудь там Лёня Фендеров, то вы сильно заблуждаетесь — для этого нужна была вся свободная эволюционная среда — с конкуренцией, с настоящими радио-чартами, с свободной молодежью — которая была на западе и которой не было в СССР, и появление такого изобретателя в подобной среде было попросту невозможным.

Советские товарищи решили сделать иначе — на многочисленные фабрики балалаек, мясорубок и лодочного оборудования стали идти "партийные разнарядки" по производству электрогитар — партия приказала обеспечить страну "вёслами" — извольте сделать. И многочисленные директора многочисленных фабрик стали думать, что же им предложить советским ВИА.




«Экспериментальная фабрика баянов имени Советской Армии».

Советская власть подошла к производству электрогитар со всей серьезностью, решив победить "вероятного противника" если не качеством, так количеством — а, у них там есть Фендер и Гибсон (небось безродные космополиты, симпатизирующие к тому же израильской военщине)? Что нам их пять гитарок, мы завалим их доселе невиданным количеством дров и поленьев музыкальных инструментов.

Электрогитара "Урал-650":



И на всевозможных заводах и фабриках по всей стране начали клепать из спичек и желудей советские электрогитары. По большей части это были весьма странные изделия невероятных форм и психоделического облика. Часть инструментов делалось на "Экспериментальной фабрики баянов имени Советской Армии" — это не шутка, действительно существовало такое предприятие. "Наш ответ Лео Фендеру", так сказать.

Электрогитара "Тоника" и одноимённый бас:



Но внешний вид то такое, главное качество. Сказать, что советские электрогитары были некачественными — это не сказать ничего. В школьные годы ваш покорный слуга имел честь поиграть на примерно четырех советских электрогитарах — так вот, играть на "этом" было совершенно невозможно. Во-первых, у всех советский гитар был толстый как полено гриф — анкерный стержень внутрь ставить не научились, и для того, чтобы струны не "повело", приходилось делать гиф невероятной толщины. Часто это полено перевешивало корпус, и гитару при игре приходилось поддерживать.

Электрогитара "Крунк Даблнек":



Во вторых — вся гитарная фурнитура была крайне низкого качества. Лады быстро окислялись и темнели, с хромированных деталей облезало покрытие, всё трескалось и разваливалось, колки не держали строй, машинка-"флойд" скрипела и могла убить внезапно вылетевшей (со скоростью пули) пружиной. Дерево было тоже очень плохое — что-то из мягких пород, совершенно не резонирующее и не звучащее.

Электрогитара "Элгва":



Разумеется, играть на этом всём было совершенно невозможно — гитары были очень "тугие", струны резали пальцы, звукосниматели толком не звучали, вдовесок всё это фонило и имело кучу паразитных шумов и помех. В общем, если вы далеки от музыки — представье себе старый трухлявы "Запорожец", поставленный рядом с "Мерседесом" 2018 года — вот примерно такая же разница была между советскими гитарами и инстурментами от Fender и Gidson.

Электрогитара "Форманта":


В общем и целом — советские электрогитары годились только на то, что а-ля Курт Кобейн разбивать из о сцену. И то, боюсь что в случае с советскими гитарами — пострадала бы не гитара, а сцена.




Это был хитрый план?



Нормальные коллективы и ВИА старались достать себе заграничные инструменты — обычно музыканты на гастролях всеми правдами и неправдами старались достать инструмент от Fender или (реже) от Gibson — доходило даже до того, что исполнители покупали в музыкальных комиссионках отдельные части фирменных гитар — гриф, деку, звукосниматели, и после чего собирали уже с Союзе более-менее приличный инструмент. Таких "переделок" ходило очень много в годы Перестройки — к примеру, известный светлый  "Fender Telecaster" Вячеслава Бутусова из ранних выступлений "Наутилуса" оказался не фирменным инструментом, а переделкой — от фирменной гитары там был только гриф и датчики.

А что было делать ансамблям, у которых не было возможности купить себе фирменную западную гитару? Можно было довольствоваться инструментами из стран соцлагеря (Iolana, Musima или LedStar), но и их было достать сложно — и поэтому ребята были вынуждены играть на советских "дровах".

И я не исключаю, что именно в этом и был хитрый план советской власти — мол, попробуете поиграть на наших говногитарах, расхотите музицировать — и "западной заразы" в виде рок-групп у нас в стране будет меньше, останется только сводный заслуженный орденоносный хор трубачей-пожарных.


А что вы думаете по этому поводу? Сталкивались когда-нибудь с советскими электрогитарами?

Напишите в комментариях, интересно)



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про музыкальных монстров в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal

  • Как в СССР убили Мейерхольда.

    Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в…

  • Как промывали мозги в советских учебниках.

    Так, друзья, сегодня будет большой и интересный рассказ о том, как промывали мозги детям в советских учебниках. На днях я перечитал книжку…

  • Читаю советскую пропаганду.

    Нашёл на полке интересную книгу — называется "Русский язык в картинках". В своё время книга предназначалась для изучения…

  • Типажи любителей СССР.

    Так, друзья, тут в комментариях к моему недавнему популярному посту о том, как выглядит типичный любитель СССР, написали, что я несколько широко…

  • СССР — страна всеобщего надзора.

    В рассказе Кира Булычёва "Свободный тиран" главный герой попадает на планету, в которой огромная страна является большой Зоной —…

  • В Румынии начался Майдан (фото).

    Так, друзья, мы с вами всё проспали — кажется, в Румынии начался Майдан. В Бухаресте, румынской столице, на антиправительственный митинг…

  • Навальный — такой же, как и Путин?

    Друзья, а вот очень интересный вопрос, над которым я на днях задумался — а так ли уж сильно Алексей Навальный отличается от Владимира…

  • Правда и мифы про советских маньяков.

    Среди поклонников СССР бытует расхожий миф о том, что Советский Союз был "страной высокой нравственности", и ему не были характерны…

  • 08.08.2008. Война под крышами.

    Ровно десять лет назад, 8 августа 2008 года, началась короткая, но кровопролитная и разрушительная российско-грузинская война, по результатам…


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог…

freken_magda June 11th, 13:52
Первая!

maxim_nm June 11th, 13:56
Наконец-то)

morimo June 11th, 13:56
Не хуже, чем «Gibson», гитара «Урал»,
Ударишь врага — и враг наповал!
Ничего нет лучше, если надо забить гвоздь,
Еще один удар — и стена насквозь!


(ц)

maxim_nm June 11th, 14:03
Вот и у меня было подозрение, что советские электрухи были двойного назначения - в случае войны все ВИА тут же зачислялись в ударно-вёсельные войска, вместе с инструментами)

ron_coleman June 11th, 13:56
Играю на гитаре (шестиструнка) но советские не пробовал.

maxim_nm June 11th, 14:03
Это к счастью!

(Deleted comment)
maxim_nm June 11th, 14:02
Кстати да. Мягкие(

d0ct0rlecter June 11th, 14:03
Эх, рок, говно-рок,
Фендер стратокастер!
На гитаре я игрок
и ибаццо мастер!

maxim_nm June 11th, 14:03
Классика!

vasyapoopkin June 11th, 14:03
помню ещё сева новгородцев в своих передачах на ббс троллил- "электрогитары ленинградской фабрики музыкальных инструментов- самые крепкие гитары в мире!"

maxim_nm June 11th, 14:06
Вот кстати да)

catheter_lj June 11th, 14:05
Уральские сказы.

maxim_nm June 11th, 14:05
Хаха)

sepuka June 11th, 14:12
Помимо таких конструктивных недостатков, были и глубинные. Например, датчики в нормальных гитарах образуют резонансный LC-фильтр, который подчёркивает частоты в нужном диапазоне -- 4-5 кГц для чистого звука, 2-3 кГц для перегруженного, что и даёт нужное «стекло» или «мясо» в дополнение к хорошему выходному уровню сигнала. В совдеповских условиях намотать такой датчик таким проводом было или нереально или нерентабельно, поэтому при малом числе витков и выходной сигнал был слабый, и резонанс получался за 10кГц, где в гитарном звуке подчёркивать нечего, поэтому даже если бы и были нормальные дерево с фурнитурой, то всё равно это говно не зазвучало бы.

maxim_nm June 11th, 14:15
Это да. Мне встречались отдельные переделки совковых гитар с нормальными датчиками - но играть все равно невозможно было)

proki June 11th, 14:13
Примерно так же делали пианины (написать правильно - рука не поднимается). В своё время фитиль снял материал про одну такую фабрику, там заготовки стругали топорами и сбивали обухами тех же топоров. Для более деликатной работы применялись ... молотки. Наверное они что то утрировали, но в общем то где то так.
P.S. по сути все товары для населения там так делались. Например металлургический завод моего родного города объязали в нагрузку выпускать ... хрусталь. Сомневаюсь что вы найдёте их в музеях, а вот если кого убить, так очень даже стоящая вещь :)

maxim_nm June 11th, 14:16
Жесть, короче)

sergiikarelin June 11th, 14:17
А что тут удивительного? СССР был дерьмо, а все товары (кроме танков) были г-но. Было бы удивительно, елси бы электрогитары были бы в СССР качественные.

maxim_nm June 11th, 14:17
Ага)

yareev June 11th, 14:19
Толковый, хотя и несколько монотонный, пересказ Википедии о Фендере. Интересно, но непонятно зачем. Проще было ссылку на Вики дать.

А ты уверен, что у электрогитары корпус выполняет функцию резонатора? Меня как-то терзают смутные сомнения.

maxim_nm June 11th, 14:24
Дерево однозначно "звучит", и влияет например на сустейн, не зря скажем в тех же телекастерах в спецификации всегда пишут, из чего сделана дека/гриф.

zimich1980 June 11th, 14:21

На одном из видео варламова,путешествующего в сша ,по району расписаному знаменитыми художниками . ..он зашел в магазин,где продавались дорогие раритетные спорткары и-гитары украинского производства!!!по немалой соответственно цене..я был удивлен и даже ошеломлён...если интересно посмотрите в ютубе))


maxim_nm June 11th, 14:24
А что за видео?

comprachikos June 11th, 14:24
Фрэнк Заппа, будучи в совке, услышал звук электрогитары "Урал" и увез ее с собой.

maxim_nm June 11th, 14:24
Знал толк в извращениях, однозначно)

harmurak June 11th, 14:29
Уже написали, что все это неправда?

maxim_nm June 11th, 14:30
Пока еще нет)

slbug June 11th, 14:37
А Урал таки был хорош, если переделать гриф, колки, звукосниматели и ремень :) А так же используя журнал "Юный Техник", можно было из борисовской убогой акустики, сделать не менее убогую электрогитару - звукосниматель главное сделать. В общем развлекались как могли.

maxim_nm June 11th, 14:39
Ой, это всё от бедности. Даже простенький ГДР-овский "Лид Стар" уделывал все самые лучшие советские гитарные поделки)

?

Log in

No account? Create an account