Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Вся правда про гостиницы в СССР.

111.jpg

Так, сегодня будет интересный пост о том, что представляли собой гостиницы в СССР. Думаю, пост будет особо актуален для современной России — там сейчас рассматривается законопроект, который может запретить деятельность на территории России сервиса booking.com — что может полностью убить гостиничный бизнес и вернуть его во времена когда и трава была зеленее, и Ленин кучерявее.

В общем и целом, советские гостиницы представляли собой типичный срез советского общества — на бумаге было одно, на деле другое, а говорили все про третье. И точно так же, как и в любом другом советском учреждении (от детского сада до армии) обычный советский гражданин не обладал в гостиничной системе никакими правами — только обязанностями.

Итак, в сегодняшнем посте — большой и интересный рассказ о том, что представляли собой советские гостиницы. Заходите под кат, там интересно, ну и в друзья добавляться не забывайте)




Как люди попадали в гостиницу.



Начнём с того, как простые советские граждане попадали в гостиницу. Тут сразу нужно сказать, что практически во все времена существования СССР это была достаточно сложная задача — в Союзе работала плановая экономика и не существовало конкуренции, из-за чего государственные предприятия-монополисты (в том числе и гостиницы) диктовали гражданам свои условия и наплевательски относились к качеству сервиса — мол, и так сожрут, куда они денутся.

Практически всегда в любой гостинице у стойки администратора стояла табличка "мест нет". На самом деле места были, но распределялись они как правило, за какие-то дополнительные ништяки от жаждущих заселения клиентов. Гарантированно получить номер могли только те, у кого была "бронь" — скажем, командировочные инженеры, спортивные команды, артисты либо иностранные товарищи, а вот для простых смертных стояла табличка "мест нет".

Как можно было получить номер? Для этого нужно было принести администратору какой-нибудь "подарок", вроде пачки хорошего чая, плитки хорошего шоколада, бутылки алкоголя либо просто "дать сверху" — таким словосочетанием называлась дополнительная оплата, которая шла в карман администрации. Те, кто был менее пробивным либо менее состоятельным — был вынужден ночевать по вокзалам/у друзей — проблема дефицита жилья в другом городе стояла в СССР очень остро, хотя номинально гостиницы вроде как были.



Правила советского гостиничного быта.



После того, как простой советский человек, "дав на лапу" администрации, наконец-то переступал порог своего номера — он не мог в полном смысле слова расслабиться и чувствовать себя спокойно, так как тут его поджидал целый свод правил и расписаний. Ну и что, что вы заплатили за номер свои деньги (часто немалые, да ещё и "дали сверху") — это никого не волнует, вы же не на загнивающем Западе живёте, в самом деле!

Во-первых, если вы путешествовали в одиночку и заказали полулюкс, то во вторую комнату этого номера к вам могли подселить кого-то ещё. Это же касалось и обычных двухкоечных однокомнатных номеров — к вам с легкостью подселяли чужого незнакомого человека, абсолютно не спрашивая вашего на то желания. Помимо этого, на вас сваливался целый свод правил — в гостиницах совершенно нельзя было шуметь, причём "шумом" из-за плохой звукоизоляции нередко считался даже обычный громкий разговор в номере.

Разнополая пара могла заселяться в номер вместе только в том случае, если у них в паспортах были штампы о браке. После 23 часов никто из гостей (девушек) не мог остаться у вас в номере — за этим следили надзиратели на этажах. Чаще всего таким надзирателем была грузная дама в возрасте 50+, которая словно грозная фурия могла ворваться в ваш номер, с гончим блеском в глазах, криком "аа-гааа!" и желанием застать вас на месте преступления. В целом отношение персонала к "обычным" постояльцам советских гостиниц (не "блатным", не чиновникам, не артистам) было высокомерным и хамским.



Условия жизни в советских гостиницах.



Ну ладно, скажете вы — в советские гостиницы было сложно попасть, там было множество строгих правил, а персонал вёл себя хамовато — но может, сами условия жизни были замечательными? Мебель, кухня, удобства? Разочарую вас, всё было крайне низкого качества — опять же, из-за отсутствия конкуренции.

Мебель в гостницах была ужасная — ушатанные кресла, облупленные тумбочки, протраханные кровати, пропёрженные диваны и трёхногие кривоногие столики. Практически всегда в номере что-нибудь не работало — либо слив в унитазе, либо смеситель в рукомойнике, либо вентилятор под потолком. Если всё из вышеперечисленного работало — то обязательно не горело одно из двух бра над кроватью, а в кранах не было горячей воды. Тут ещё нужно сказать, что туалет и ванная в номере были только в дорогих люксах, а в обычных номерах "удобства" были чаще всего общими, на этаже. Никакой зубной пасты, мыла и шампуня в номерах не было — было в лучшем случае вафельное полотенце с подозрительными желтыми пятнами, часто одно на двоих.

Нередкими соседями по номеру у вас могли стать тараканы, а в отдельных запущенных случаях — даже и клопы. Кстати, если суровые клопы вдруг нападали на советскую гостиницу — то вывести их не было уже почти никакой возможности, гостиница так и оставалась клопиной до последних дней своего существования.

Чем кормили в советских гостницах? Меню здесь не отличалось от обычных дешевых советских столовок — в меню были серые сосиски, котлеты с гречкой, какие-нибудь загадочные щи хочешь ешь, хочешь хрен полощи, сметана в стаканах, компот из сухофуктов и цикорий с молоком под названием "кофе". Обеды, завтраки и ужины в буфете при гостинице чаще всего оплачивались отдельно, а после еды нужно было убрать за собой тарелки.




Гостиницы для избранных.



Как — спросите вы — неужели в СССР не было хороших гостиниц? Откуда же тогда взялись все эти красивые фото с улыбающимися иностранцами возле советских отелей? Да, хорошие гостиницы действительно были — это, во-первых, так называемые "цековские" гостиницы — туда селили всяких советских чиновников, работников ЦК и руководителей всех рангов, и отношение персонала там было совсем другим. Никто не хамил, меню в буфете было нормальным, да и после 23 часов можно было спокойно приглашать гостей — вплоть до того, что через администрацию гостиницы можно было вызвать в номер девушек из ближайшего "дома моделей".

Во-вторых — "элитными" гостницами считалась сеть гостиниц "Интурист", что существовала в крупных городах СССР и обслуживала, в основном, иностранцев. "Интурист" был государством в государстве — это было закрытое режимное предприятие, анкета для службы в котором проверялась так, словно это была служба в КГБ. Кстати, КГБ нередко вербовало сотрудников "интуриста" для того, чтобы следить за иностранцами. В 1970-80-е годы при "Интуристах" (по согласованию с администрацией) также работали фарцовщики и сеть валютных проституток, а отношение к постояльцам было подчеркнуто вежливым.

Фото: Gettyimages.



Такие дела. А вы застали гостиницы времён СССР? Что думаете про них?

Напишите в комментариях, интересно)


Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите Друзьям о советских гостницах, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm Серпень 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

gallago May 24th, 13:37
Как то оказалась моя семья в Красноводске -- город у среднеазиатских берегов Каспия. Пустыня, воды нет, ничего нет. Гостиница -- двухэтажный барак - была пуста. Но -- "мест нет". Помог паспорт без гражданства отца. Даже без взятки. Логика?

maxim_nm May 24th, 13:40
А паспорт без гражданства это как?

lora_lei May 24th, 13:39
Эпичный пост получился)

maxim_nm May 24th, 13:40
Спасибо)

ron_coleman May 24th, 13:42
Девушки симпатичные на первой фотке))

maxim_nm May 24th, 13:42
Да, вполне)

yareev May 24th, 13:42
"Чаще всего таким надзирателем была грузная дама в возрасте 50+, "

Почему автор так часто приводит такой тип в качестве примера неприятных ему людей? То они у него "воспитутки", то продавщицы в магазинах, то "надзиратели".

maxim_nm May 24th, 13:45
Факт, именно такие тетки там были. Молодые при гостиницах зарабатывали иначе))

zloy_tolik May 24th, 13:44
Та часть блядская совковщины, когда государство раздаёт ништяки всем, кроме простых русских, но при этом за счёт простых русских, до сих пор не даёт стране нормально развиваться, отражена в посте очень хорошо.

maxim_nm May 24th, 13:45
Да русским вроде тоже раздавали.

andrey_kaminsky May 24th, 13:45
Ещё 10 лет назад совковый антураж мог ощутить турист поселяясь в санатории в Абхазии. Там всё было чудесным образом законсервировано до поры до времени. Но и туда стала просачиваться бездуховность и потребительство:(
Но всё ещё есть Куба. там каждый может почувствовать себя интуристом, вокруг которого вьётся как мошкара всякое мелкое жульё, чтобы что-то продать или оказать некие услуги.

maxim_nm May 24th, 13:45
В Беларуси в мелких городках до сих пор остался такой антураж, включая отношение персонала - на входе тебя первым делом подозрительно осмотрят с головы до ног)

yareev May 24th, 13:45
Любопытно, что автор, не живший взрослым в СССР, октуда-то знает обо всех реалиях той жизни. Причем, знает чаще всего неправильно. К примеру, рестораны при гостиницах были открыты для всех, и зачастую, были самыми "крутыми" ресторанами города. Автор же лепит нелепицу на нелепицу.

maxim_nm May 24th, 13:46
Ну напишите свой пост, как было на самом деле)

redheadrat May 24th, 13:50
На всю жизнь запомнил заезжающих дальних родственников, которых надо было либо селить у себя дома либо правдами и неправдами устраивать в гостиницы. В фильме Мимино этот момент очень хорошо прописан.

maxim_nm May 24th, 13:52
Да много кстати в каких фильмах такое показано. Взять тот же относительно малоизвестный фиьм "Три дня в Москве")

nadia_76 May 24th, 13:50
"советские гостиницы представляли собой типичный срез советского общества — на бумаге было одно, на деле другое, а говорили все про третье" - в гранит!

"Мебель в гостницах была ужасная — ушатанные кресла, облупленные тумбочки, протраханные кровати, пропёрженные диваны и трёхногие кривоногие столики. Практически всегда в номере что-нибудь не работало — либо слив в унитазе, либо смеситель в рукомойнике, либо вентилятор под потолком. Если всё из вышеперечисленного работало — то обязательно не горело одно из двух бра над кроватью, а в кранах не было горячей воды". - как и в санаториях, в кемпингах, и т.д. Сферы услуг при совке не было как таковой, а аккуратность и способность создания хоть минимального комфорта была, походу, вычищена из ДНК советских людей.

maxim_nm May 24th, 13:52
Зато ДНК некоторых советских людей можно было найти на гостиничных полотенцах)

igor_piterskiy May 24th, 13:53
Существовали места в СССР, где в гостиницу можно было опасть без особых проблем. Например, будучи в начале 80-х годов в командиовке Полтаве, я легко устроился.
Но в крупных городах проблема была очень большая. В Москве, например, я жил в гостиницах исключительно за счет брони принимающей стороны. Самому приходилось друзей по блату в устраивать в гостиницу в Ленинграде - у моего коллеги по работе брат был администратором в "Пулковской". Так-то в нее попасть было практически невозможно, там по большей части интуристы проживали.

ron_coleman May 24th, 13:56
Это просто повезло)

randentans May 24th, 13:54
Заселиться в гостиницу еще можно было прошептав администратору - "Здравствуйте, я от Иван Петровича":-) Были разные кодовые фразы. Ими виртуозно владели так называемые "снабженцы". Это вечные командировочные пилигримы, которые таскались по городам и весям в СССР. Они умели заселяться в "правильные" гостиницы. В ресторацию тоже было непросто попасть поужинать. Деньги либо кодовая фраза. Кстати билеты ж/д и авиа тоже надо было "доставать" по блату.

maxim_nm May 24th, 14:01
Лайфхак)

micklecat May 24th, 13:54
Та да, наездился... Говнище еще то.

maxim_nm May 24th, 14:01
Точно так, как в посте)?

revd_j May 24th, 13:58
Понятно что тогда было лучше, чем сейчас - слишком вежливо, слишком чисто, слишком удобно, практически за те же деньги. Когда всё слишком хорошо, человек начинает загнивать и прекращает отдавать жизнь за вождя.

maxim_nm May 24th, 14:01
)))

magnetoplus May 24th, 14:09
Дубовый паркет на барной стойке! Па-багатаму!

maxim_nm May 24th, 14:09
Да, уже писали)

harmurak May 24th, 14:14
Всё правильно написал. Батя в советские годы катался много, рассказывал примерно такое же.

maxim_nm May 24th, 14:15
А батя в какой сфере работал?

?

Log in

No account? Create an account