?

Log in

No account? Create an account

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Вернувшийся из Афганистана.



Как вы знаете, недавно я вернулся из путешествия по Афганистану, откуда привёз множество фотографий и написал несколько постов о войне 1979-89 годов. В одной из публикаций я рассказал вам о том, за что в той войне что сражались афганцы, а сегодня я публикую интервью с бывшим "шурави" по имени Александр Гоштук, что воевал в Афганистане в 1982-84 годах в рядах спецназа.

Первое, о чём меня попросил Александр ещё до интервью — о том, чтобы я не писал ни о каких "подвигах" и никак не "героизировал" ту войну, а написал о том, как всё было на самом деле. Фактически, бывший советский спецназовец Александр ещё раз подтвердил мою мысль о том, что это была никому не нужная война — ни афганцам, что потеряли почти миллион человек, ни матерям из СССР, многие из которых не дождались своих сыновей обратно. Просто авантюра престарелого правительства, которое не контролировал и не выбирал народ.

Итак, в сегодняшнем посте — интервью с бывшим "афганцем" Александром Гоштуком. Заходите под кат, там интересно, ну и в друзья добавляться не забывайте)





О том, как попал в Афганистан.




— Александр, расскажите, пожалуйста, как вы попали в Афганистан.

В Афганистан я попал так — когда подошло время служить в армии, то сперва от военкомата меня пригласили на курсы ДОСААФ сделать несколько прыжков с парашютом, я прыгал три раза. Особого желания служить в десантных войсках не высказывал, но понял, что готовят именно туда. Затем в Марьиной горке я попал на сбор, и там 8 человек, включая меня, выделили в отдельную группу для Афганистана. Позже я попал в спецназ, а ещё двое парней попали в ДШБ — сейчас они похоронены на кладбище в Чижовке...

Из Марьиной горки нас срау отправили в Чирчик под Ташкентом, это в Узбекистане — по дороге туда я уже знал, что затем мы поедем в Афган. В Чирчике была бригада спецназа, в которую входил тот самый "мусульманский батальон", что в 1979 году брал дворец Амина — в нём служили в основном таджики и узбеки, а в 1982 году туда отправили 120 человек славян, среди которых был и я.


— В Чирчике была какая-то подготовка, чему вас там учили?

Никакой подготовки толком не было. В Чирчике был тренировочный центр от батальона, в котором мы прошли лишь месячный курс молодого бойца — немного постреляли, побегали, научились "снимать часового", бегали восьмикилометровые кроссы до полигона и обратно. Сержантам приходилось побегать побольше — периодически возвращались в конец колонны и пинками подгоняли отстающих.

Военным специальностям нас толком никто не учил — ни готовили ни снайперов, ни пулеметчиков, ни гранатометчиков. Зато мы помогали местным на уборке урожая, разгружали вагоны с "Боржоми", работали на мясокомбинате... Призвался я 20 марта, а 12 июня после вот такого "обучения" нас уже отправили в Афганистан.

Что самое смешное — я даже не принимал присягу. Получилось так, что перед выходом в Афган батальон принимал присягу, а меня хотели оставить в Союзе — из-за того, что у меня были водительские права, и на присягу я не попал. В последний момент в Союзе решили оставить какого-то "блатного", а меня снова отправили в батальон. На принятии присяги кто-то, видимо, расписался за меня.




О первых месяцах в Афганистане.



Когда прилетели в Афган — первое, что я увидел — были дембеля, идущие по взлетной полосе к вертолетам. Подойдя поближе, мы услышали — "вешайтесь, духи". После первой ночи было трудно открыть глаза — всё лицо было в мелкой афганской пыли.

Я попал сперва в шестую роту, в ремвзвод — но пробыл там недолго. Впрочем, сходил на пару операций. Запомнился такой эпизод — мы, спецназ, забирали афганский "наливник" (цистерну с топливом), кто-то побежал и все начали стрелять. Все начали — и я начал. Когда снимал автомат с предохранителя, то рванул его сильнее, чем нужно — и переключил на одиночные выстрелы. Долго не мог понять, почему все стреляют очередями, а я одиночными.

Какой-то мужичок в афганской одежде перелезал через дувал, и наш радист посёк его из пулемёта. Видимо, попал в лёгкие — пошла розовая пена. Тут мне воевать уже совсем расхотелось, были мысли о том, что я тут делаю. Наш прапорщик кивнул радисту, тот добивает мужика из пулемёта — и тут я совсем "поплыл", голова закружилась и стало плохо. Мужик, кстати, скорее всего был мирным...



— Александр, а были ли у вас в роте такие, кому нравилось убивать людей, афганцев?

Нет — таких, кому нравилось убивать, я не встречал, это уже какая-то патология, наверное, у нас таких не было. Был момент, когда хадовцы (сотрудники афганской госбезопасности) взяли пленных и сказали нам их расстрелять — не нашлось ни одного желающего, такой ерундой мы не занимались. Пленных просто кому-то передали, и всё.

Позже из ремвзвода я попал в санинструкторы — это тоже произошло можно сказать случайно. Я говорил, что я не разбираюсь особо, да и крови боюсь — ответили ничего, научишься. Да и всё у нас как-то так было... Пулемётчиком становился тот, кто провинился — ему давали таскать пулемёт потому, что он тяжелый. Снайперов тоже толком не было — куда стрелять? Там горы вокруг, разве что пугать звуком выстрелов из СВД.


— А вам самому приходилось стрелять в людей?

Стрелять-то стрелял, но вот куда? Когда было видно, в кого — лучше было не стрелять. Это только кажется — сбросили нас группой в 12 человек с вертолета, идешь весь обвешанный боеприпасами, как крутой рейнджер, а как начинают вокруг "насыпать" — прыгаешь в канаву, в грязь и думаешь — "боже, что я тут делаю?". Это только кажется, что ты обвешан боеприпасами, и поэтому защищён — на войне эти шесть автоматных рожков — это в лучшем случае на полчаса боя.




Об ужасах афганской войны.



В жуткие реалии этой войны я окунулся уже с первых дней службы санинструктором, меня практически сразу отправили обмывать тело погибшего солдата по фамилии Шаповалов, который получил пулю под ключицу — тело нужно было обмыть, подвязать челюсть, чтобы не обвисала и правильно сложить руки. Совсем недавно, фактически, я ходил по мирному Минску, и вот я стою здесь, и передо мной лежит труп молодого парня... Я начал его обмывать сверху, потом переворачиваю — а спина прилипла к брезенту от спекшейся крови. Кое-как перевернул — и из раны еще натекло под ноги. Штормило от всего этого...

Позже к таким вещам привыкаешь,  как-то в санчасть привезли двенадцать человек, что подорвались на своём же минном поле — мешанина костей... И ты просто делаешь свою работу. Если не ты — то кто? После Афгана мне прочили в медицниский — а я говорю нет, я же крови боюсь.



— Светлана Алексиевич в "Цинковых мальчиках" описывала, как в Союз "в цинках" часто отправляли просто землю вместо тел, вы сталкивались с чем-то таким?

Не исключено, что такое могло быть. Морг у нас был на аэродроме — там не было холодильников, прсто землянка. Туда забегали мангусты и обгрызали тела... Плюс жара стояла часто под 50 градусов — ну что там долетало до Союза, каша долетала. Знаю только один случай, когда переводчика комбата похоронили по всей форме — он получил пулю в лоб в Айбаке, для него специально заказывали лёд, обрядили в парадку...

В Афганистане я переболел брюшняком (брюшным тифом) и желтухой. Желтуху хватанул, видимо, на операции — я катался на МТЛБ (легкий бронированный гусеничный тягач с вооружением) за пулеметчика и после заметил, что белки глаз желтоватые. А дальше было вот что — к нам как раз пришел новый офицер, и тут новая операция, МТЛБ должна была сопровождать колонну. Меня туда не взяли. Спрашиваю — "так а кто же будет за пулеметом?" — отвечают, ничего, научишь молодого.

И вот этот МТЛБ на той операции подорвался на фугасе — башня, где должен был сидеть я, улетела на 200 метров. Остался в живых только один солдат по кличке Татарин — когда начался обстрел, всем скомандовали прыгать вниз, внутрь МТЛБ — он, видимо, просто не успел. Остался в живых, но без ноги — её отрезало куском брони. А на нашего хирурга, который был там, этот МТЛБ упал сверху — чтобы вытащить оттуда его тело, потом по всй колонне собирали домкраты.

После того, как я узнал эту новость — меня совсем "срубило", я попал с температурой 40 в госпиталь в Пули-Хумри. Предлагали там остаться, но я снова попросился в часть — я же десантник, спецназовец. В то время это казалось чем-то важным...


— А были ли у вас случае "самострелов"?

Да, такие случаи были, очень многим было страшно. Был у нас такой Певцов — он был москвичом и считался чмошником, никто его осбо не любил. Он стрелял из автомата себе в живот — хотел сделать легкое сквозное ранение и комиссоваться, но развалил себе печень и умер. Второй застрелился в Джелалабаде — три патрона очередью в голову, не выдержал. Ещё один москвич выпил желтушной мочи и комиссовался — на операции его не пускали, но при этом он писал родителям сказки вроде "пишу вам письмо из окопа на каске, а под рукой остался последний рожок патронов". Обычно такого домой никогда не писали даже те, кто воевал — мы писали о том, что целыми днями отдыхаем и ничего не делаем.




О том, как была устроена жизнь спецназа.



В нашей части мы жили в постройках, которые возвели сами — углубили грунт на метр, получилось что-то вроде землянки. Затем возвели фундамент и отстроили из самана стены, а сверху натянули палаточную ткань. Внутри стояли двухъярусные кровати, на которых мы спали. Саманные стены в случае чего могли защитить от обстрела, но такого не случалось ни разу, близко никого не подпускали — даже если где-то в километре от части обычый чабан разведет костер, то по нему начинали бить прямой наводкой, пока костер не погаснет.

Ещё у нас в части была столовая — но после года службы туда осбо никто не  ходил, мы брали там только хлеб. В палатке на печке-буржуйке готовили то, что удавалось достать, жарили картошечку. В столовой обедали только "молодые" — там была баланда, в которой топилась сотня мух, пока её донесёшь до стола. Ещё в части были свои полевые кухни и своя хлебопекарня, а рядом был небольшой дуканчик — там продавали сгущенку, печенье и лимонад в банках.



С формой было более-менее — носили "песочку" и "химьё" — сетчатые камуфляжные костюмы из комплекта химзащиты, в которых было комфортно в жарком климате. Бронежилеты были, но их никто не носил — жарко. Также не носили и каски, за исключением операций в горах — из-за опасности камней. Не носили мы и кожаных ремней, старались достать строительные, брезентовые — они не растягивались при переноске тяжелых подсумков.

Из обуви у нас были кроссовки — их либо где-то доставали на боевых действиях, либо покупали тут же, в дукане. Ещё у нас толком не было "лифчиков" (разгрузочных жилетов) — мы брали плавательные жилеты, там такие секции с ватой в полиэтилене — вот эту фигню мы оттуда выкидывали, и запихивали туда автоматные рожки.

С медикаментами было плохо — в основном, всё было импортное, трофейное. Очень хороших трофейных медикаментов мы набрали в Мармольском ущелье — там и капельницы были качественные, и остальное. В СССР такого не было сроду!

Наркотики в Афганистане употребляли все — было скучно в свободное время между операциями, бывало что народ курил по десять косяков в день. У нас в Айбаке больше была распространена анаша, а части, что стояли в Кабуле — сидели на чистейшем героине.


— А была ли у вас дедовщина?

Сказать, что в Афгане была дедовщина — это ничего не сказать, в Айбаке было всё бегом — если вдруг идешь шагом, то получал от "дедов". Если старослужащий посылал тебя за буханкой хлеба — то утром ты мог уйти, а вечером вернуться, по дороге обязательно кто-нибудь перехватывал — "эй, душара, чего борзеешь, сделай то и это"... Летали как черти! На боевую операцию выйдешь — будешь жаться к этому "деду", а в части всё вот так было.

На операции, кстати, все просились — в части было скучно, а на операции можно было чем-то разжиться.


— Александр, а была ли у вас какая-то "политическая подготовка"? Накручивали ли вас замполиты?

Нет, ничего такого особо не было. Особист и замполит в основном бегали и принюхивались, кто тут курит анашу. А "чувства интернационального долга" у меня сроду не было)



О жизни после.



Я пробыл в Афганистане больше двух лет — с кем ни общался из срочников, никто там не был дольше. Из Афганистана я вернулся в 1984-м, в то время эту войну ещё всячески засекречивали — мне выдали корочку под названием "свидетельство о праве на льготы", без какой-либо конкретики. В газетах, в прессе и по ТВ не было ни слова — словно нас там и не было никогда.

Когда вернулся домой, первые несколько месяцев всё  было очень непривычно, была даже какая-то злость на людей — мол, вы тут, а мы там... Но это быстро прошло. Все эти истории о том, что людям бывает очень сложно адаптироваться — это часто какие-то стереотипы, которые передаются от "афганца" к "афганцу". Тот, кто потом спивался — он вероятнее всего спился бы и без Афганистана, просто такой уж человек сам по себе.

Во восьмидесяте я пошел работать в милицию, в 1986-м поработал в Чернобыле, а позже попал в ОМОН, который тогда как раз только создавался — это было очень круто и интересно, такой новый отряд по борьбе с преступниками, я подумал — это же как раз для меня! Но позже я оттуда ушел — и хоть я и атеист, но благодарен богу за то, что он не воткнул меня в нынешний "ОМОН", который появился после 1994 года, после разгона Верховного совета.

— Что думаете про бывших "афганцев"?

Я пару раз сходил на день ВДВ, да быстро пришёл обратно. К большому сожалению — большинство бывших "афганцев" сейчас ностальгируют по СССР — хотя, по сути, на самом деле ностальгируют по своей молодости, после которой им не удалось сделать ничего выдающегося. К большому сожалению, многие из бывших "афганцев" сейчас едут воевать на Донбасс за непризнанные республики — и я их даже в чем-то могу понять. В том плане, что люди живут в какой-то далекой жопе, и едут на Донбасс, чтобы победить жизненную рутину, это в основном вчерашие алкоголики, которым вдруг захотелось подвигов. Точно так же в Афгане мы хотели идти из части на боевые операции — внутри части была дедовщина и смертельная скука...


— Чем вы занимаетесь сейчас?

У меня дружная семья, а сам я работаю в одной из служб минского такси, по минским меркам неплохо зарабатываю, я бригадир. У меня гибридный автомобиль Toyota —  я слежу за технологиями, активно интересуюсь всем новым, и следующий автомобиль у меня будет электрический) А про войну стараюсь не вспоминать, разве что изредка смотрю военные фильмы. Хорошие фильмы про войну — это такие, посмотрев которые, воевать не хочется.



— Александр, и последний вопрос. Может быть, именно Афганистан и всё, что там было, как-то повлияло на формирование ваших демократических убеждений?

Если честно, то я не знаю. Афганистан и всё, что там произошло со мной — было в каком-то далёком детстве.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “Афганистан” Tag

  • Абдула из Афганистана ищет работу.

    Друзья, думаю вы помните моего друга из Афганистана по имени Абдула — я познакомился с ним в фейсбуке и договорился о том, что Абдула будет…

  • Афганистан. Особенности национального шопинга.

    Думаю, после некоторых моих постов про Афганистан у вас сложилось впечатление, что в этой стране очень опасно и люди живут с постоянными мыслями о…

  • Как и чем воевали в Афганистане.

    Интересная тема, которую я не мог обойти стороной — что, собственно, представляла из себя война в Афганистане с точки зрения обеспечения,…

  • Как выжить в Афганистане.

    За время публикации постов из Афгана мне в личку в facebook ( кстати, подписывайтесь!) написали, наверное, несколько десятков человек с…

  • Доля женщины в Афганистане.

    Побывав в Афганистане, нельзя не написать о том, как живут в этой стране женщины. Глядя на то, что происходит в Афганистане — понимаешь…

  • Один мой день в Кабуле.

    Сегодня публикую давно обещанный большой пост про Кабул — во время моей недавней поездки в Афганистан большую часть своего времени я провёл…

  • Почему афганцы воевали против СССР.

    Побывав в Афганистане, я не мог не изучить вопрос — почему именно афганцы воевали против СССР в войне 1979-1989 годов и кто именно шел…

  • Как живёт провинция в Афганистане.

    Во время своей недавней поездки в Афганистан я побывал в нескольких небольших городках и посёлках в провинциях Парван и Панджшер и сделал серию…

  • Афганистан — что показывали в СССР.

    Как уже знают постоянные читатели моего блога — недавно я вернулся из Афганистана и сейчас публикую серию интересных фоторепортажей из этой…


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

radiotv_lover May 21st, 13:29
Среди вернувшихся из Афганистана тоже есть хорошие люди.

maxim_nm May 21st, 13:32
Конечно!

abmtm001 May 21st, 13:33
Весьма интересно.

maxim_nm May 21st, 13:36
Рад, что понравилось)

yareev May 21st, 13:37
***Просто авантюра престарелого правительства, которое не контролировал и не выбирал народ.

То ли дело в странах, где народу кажется, что он выбирает правительство. Никаких авантюр правительства. Там сыновья не погибали во Вьетнаме, в Ираке, в Афганистане...

maxim_nm May 21st, 13:40
Срочники - нет.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
yareev May 21st, 13:40
Ветеран не подтвердил слов "Светланы Алексиевич в "Цинковых мальчиках", которая описывала, как в Союз "в цинках" часто отправляли просто землю вместо тел". Не видел он такого. А она, видимо, все это видела?

maxim_nm May 21st, 13:47
Ну, Алексиевич с несколькими десятками "афганцев" пообщалась, думаю рассказывали очевидцы. Сама она кстати в Афганистане тоже бывала.

(Deleted comment)
andrey_kaminsky May 21st, 13:43
Я не встречал среди отслуживших там людей, кто оправдывал бы ту войну. Все говорили "Нехрен нам там было делать".
Сейчас уже появились какие-то фрики, рассказывающие о необходимости той войны и что СССР был в шаге от победы, и вообще благотворно очень влиял на соседей и всех спасал. Но это фрики.

lashevchenko May 21st, 13:46
Они и тогда были. Многие из этих фриков были уважаемыми лекторами общества "Знание" или доцентами кафедр общественных наук в вузах.

lashevchenko May 21st, 13:44
Я слышала много таких историй - там же наше поколение воевало или чуть постарше... Невероятно гадко все это. Там одинаково омерзительны все - советское правительство, затеявшее эту войну, и сами эти солдаты - см. истории о "дедах", и афганцы, с которыми они воевали или которых типа защищали... Какой-то апофеоз омерзительности...

maxim_nm May 21st, 13:51
В интервью как раз пример солдата, который хорошим человеком остался.

ron_coleman May 21st, 13:45
Спасибо за интервью. Классный дядька!

maxim_nm May 21st, 13:49
Рад, что было интересно)

v_ment May 21st, 13:47
умный мужик...уважаю

maxim_nm May 21st, 13:51
Спасибо)

igor_piterskiy May 21st, 13:47
Помнится, в середине 70-х выпивал в компании с парнем, который только что дембильнулся из ВДВ. Спросил его, как служба. Ответ меня тогда впечатлил, после всякой херни про телевизору про эти самые ВДВ: ничем не отличается от обычной пехоты - наряды, караул, сельхозработы, только что с парашютом прыгнул 2 раза за 2 года службы.

maxim_nm May 21st, 13:50
Так да, в Афгане десантники как обычные мотострелки использовались, пехота по сути. Насколько я знаю - парашютных высадок за все годы афганской войны вообще не было, был только вертолетный десант - это когда "МИ-6" подлеатет к земле, и с высоты примерно 2 метра оттуда солдаты выпрыгивают.

(Deleted comment)
biboroda May 21st, 13:50
что поделаешь правители идиоты туда погнали людей на убой.

maxim_nm May 21st, 13:50
Это точно...

p_i_f May 21st, 13:52
воспоминание на всю жизнь и для чего воевали, за кого????

maxim_nm May 21st, 13:53
Это уж точно.

antoschka_smtrt May 21st, 13:52

Александр не спешит высказывать своих "демократических убеждений" в сегодняшней тоталитарной Белоруссии. Оно ведь чревато ;)


А любой кто побывал на войне не захочет повторить, если жизнь более-менее сложилась.


maxim_nm May 21st, 13:53
Почему "не спешит"? Рассказал все, что думает.

freken_magda May 21st, 13:59
Опоздала!

mart504 May 21st, 14:01
иди спи дальше)))

makowkina_nata May 21st, 14:00
подневольные их заставили они и пошли...

ron_coleman May 21st, 14:02
Да...

maxxbay May 21st, 14:03
хорошо бы чтобы эти умы кабинетные не посылали свой народ хрен знает куда,. хрен знает за чем.

maxim_nm May 21st, 14:05
Это точно!