Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Жвачка в СССР, как это было.

FGH7npCjthY.jpg

Интересная тема, о которой давно хотел написать — история жевательной резинки в СССР. По какой-то загадочной и неведомой причине жвачку в СССР сперва запрещали, а потом начали делать сами  — есть несколько версий, отчего это произошло. По одной из версий — сильно повлияла трагедия в Сокольниках (заставила задуматься советское руководство), по другой версии — готовились принять "Олимпиаду-80" и не хотели выглядеть перед иностранцами "совсем уж дикарями". А может быть, повлияло и то, и другое.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как появилась жвачка в СССР, как её сперва запрещали, как потом начали производить сами и что с ней случилось в девяностые годы. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)



«Идеологически вредная» жвачка.



Изначально в СССР жвачка подвергалась идеологическим гонениям. Почему так было? Кто его знает, думаю сейчас уже никто точно не ответит на этот вопрос. Видимо, жвачка не соответствовала образу "идеологически подкованного строителя коммунизма" и подверглась остракизму вместе со всем остальным живым, ярким и молодежным — брюками-клеш, "хиповыми" прическами и западной танцевальной музыкой.

Акт "изъятия жвачки" на таможне:



На примере жвачки можно проследить, как функционировала советская система, партия издавала приказ — "запретить!", после чего в школах, институтах и других заведениях преподаватели, не задавая лишних вопросов, начинали обрабатывать школьников и студентов. К вопросу подходили творчески — кто-то рассказывал сказки о том, что жвачка очень вредна для желудка. Кто-то говорил, что жуя жвачку — человек "эволюционирует обратно в обезьяну", а кто-то пугал "зараженными лезвиями", что подлые иностранцы подкладывают в жвачку, выменивая на неё у советских детей значки "ГТО".

Что самое смешное и одновременно грустное, если бы партия объявила жвачку объявили нужной и полезной —
те же самые люди на все лады стали бы её расхваливать, не задавая никаких лишних вопросов. Советская общественная система была устроена таким образом, что подобное двоемыслие считалось вполне нормальным, его называли "соответствием политической конъюнктуре", а преуспевшие в таком двоемыслии добивались в советском обществе больших карьерных высот.



Трагедия в Сокольниках.



Событием, заставившее советское руководство пересмотреть своё отношение к жвачке, стала трагедия в Сокольниках — в марте 1975 года на товарищеском матче по хоккею между юниорами Канады и ЦСК случилась давка, в ходе которой погиб 21 человек... Сейчас на месте трагедии размещена черная мемориальная доска.

Как всё случилось? Спонсором команды из Канады была фирма Wrigley, и после игры канадцы, спускаясь к автобусу, стали разбрасывать вокруг пластинки жвачки — видимо, это была часть рекламного контакта. Канадцы не учли или попросту не знали, каким дефицитом является и каким спросом пользуется в СССР жвачка. Болельщики бросились собирать дефицитный товар, из-за чего образовалась неконтролируемая толпа. И может быть, всё обошлось бы без жертв, если бы не идиотское решение администрации Дворца спорта — они испугались, что фотоснимки сбора жвачки советскими гражданами попадут в западную прессу, и отдали распоряжение выключить свет и запереть металлические двери, что вели на улицу.

В темное люди стали спотыкаться и падать, 21 человек погиб, а еще 25 получили травмы... В советских СМИ происшествие освещать запретили — всех очевидцев допросили и заставили дать подписку о неразглашении — в прессе тех лет должны были рассказывать только о стройках и достижениях.


Советская жвачка.

14456795583_2304368e7f_b.jpg

Как бы то ни было, в 1976 году жвачку стали производить в СССР — её уже не обзывали "чуждым идеологическим продуктом", куда-то исчезли и те, кто рассказывал о её невероятном вреде (видимо, их перевели на более высокие должности). Первая линия по производству жвачки заработала в Ереване, а затем в Ростове-на-Дону. Позже жвачку стала делать эстонская кондитерская фабрика "Kalev" — их жвачка представляла собой цельный брусок, разделенный продольными бороздками для разделения.

В восьмидесятые годы жвачку стала делать московская фабрика "Рот Фронт" — если вы пробовали советскую жвачку в СССР, то скорее всего, это был именно "Рот Фронт". Жвачка напоминала уже ставшей классической "Wrigley" — пять пластинок в упаковке из фольги, вкусы были апельсиновый, мятный, клубничный и кофейный. Стоила пачка такой жвачки 50 копеек. Ещё я слышал, что жвачку продавали пластинками, поштучно — но не помню, было ли такое в Минске.

Я несколько раз пробовал жвачку "Рот Фронт" в последние советские годы — по качеству она была хуже, чем "Wrigley", какая-то более мягкая и серая, быстро теряла вкус (причем полностью), плюс из неё не надувались пузыри. Ещё запомнилось то, что жвачка была невероятным дефицитом — её практически никогда не было в магазине, и на десять походов в магазин жвачка могла оказаться там в продаже всего 1-2 раза. Запомнилась кофейная жвачка — она была довольно оригинальной и по вкусу напоминала скорее не кофе, а т.н. "кофейный напиток" на основе цикория с молоком — что продавался практически во всех советских столовых — вот у этой жвачки был точно такой же вкус. Апельсиновая была кисло-сладкой и напоминала по вкусу растворимый напиток.


«Грозная поступь капитализма».



В последние советские годы на рынок хлынули жвачки западных производителей — это уже примерно 1990-1991 годы. Очень ценилась жвачка "Donald" — она была вкусной, а внутри был вкладыш (мы их называли "мультиками") с небольшим сюжетом-комиксом из 3-5 изображений. Коллекцию таких вкладышей я до сих пор храню в альбоме-клатче — этот альбом с вкладышами мне подарил году в 1992-м один из друзей старшего брата. Одна жвачка "Donald" стоила, кстати, рубль — это было очень дорого, и бизнес по продаже жвачки был очень выгодным — купив в Турции блок с сотней жвачек и распродав его за день-два на рынке, можно было получить на руки среднюю советскую зарплату.

Примерно в те же годы появилась жвачка "Turbo", которая потом продавалась в ларьках все девяностые годы — она имела выраженный персиковый вкус, а внутри были вкладыши с автомобилями. Ещё в позднесоветские годы были популярны импортные жвачки "Tipi-Tip" (со смешным носатым дядькой на обертке), "Final" (вкладыши с футболистами) и "Lazer" — вкладыши с военной техникой. Вкусы последних я не помню, так как жевал их всего пару раз.

Уже после распада СССР жвачки хлынули в страну потоком — появились всеми любимые "Love is", "Bombibom", "Boomer", "Cola", серия жвачек от "Wrigley" и многие другие. А советская жвачка от "Рот Фротнт" как-то тихо прекратила существование — начиная с 1991 года я ничего о ней не слышал.

Фото: reviewdetector.ru | stadiums.at.ua | picssr.com



А вы помните жвачку в СССР? Жевали её в те годы?

Напишите в комментариях, интересно)



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про жвачку в СССР, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

zaan1 February 20th, 13:45
жвачка херня= то ли дело бульбочка родимая--накидал навозик взлохматил земельку синеокую портретик отца родного--лукашки бульба хана и пошло дело--корнеплод прет сс-знай сиди горяченьким лакомься

maxim_nm February 20th, 13:48
Говорят, за Уралом уже начали делать картошку из нефти.

magnetoplus February 20th, 13:46
Не 50 копеек, а 60 стоила.

maxim_nm February 20th, 13:48
Откуда инфа?

minskblog February 20th, 13:46
>Ещё я слышал, что жвачку продавали пластинками, поштучно — но не помню, было ли такое в Минске.

было, я покупал клубничную

maxim_nm February 20th, 13:46
А где именно?

markela February 20th, 13:49
Калев тоже делали пластинки
сканирование0020
Еще были жвачки в виде сигарет
сканирование0032

maxim_nm February 20th, 13:56
Прикольно)

elinelisky February 20th, 13:50
У Кalev были еще упоительные, похожие на перламутр, жевательные резинки в форме ириски. Продавались поштучно, 1 штука - 15 копеек (в 3 зоне). Вкус совершенно синтетический был, но сама консистенция - плотная, не липнущая к зубам, и вид - сверкающий перламутр... Отличная была жвачка!

maxim_nm February 20th, 13:56
А как называлась?

mityabudanov February 20th, 13:50
Жевачку "Donald", предприимчивые соседи в СССР возили с первой половины 80-х, это мне достоверно известно - очень хорошо она раскупалась! :-)

abmtm001 February 20th, 13:51
Бабушка моя рассказывала, что когда они были в эвакуации в Златоусте, то в пайках давали американский Ригли. Лендлизовский. Был достаточно популярен.

igor_piterskiy February 20th, 13:51
Мне было лет 9, когда я впервые попробовал оригинальную, Wrigley. Причем выменял я ее у каких-то интуристов. Целый блок. На октябрятский значок с портретом маленького Ленина. Считай, практически Родину продал! Да еще при отягчающих обстоятельствах, в сакральном, как теперь выяснилось, месте - прямо у памятника Владимиру в Киеве, где я был несколько дней с мамой. Такие вот у меня были криминальные наклонности в детстве, это ж чистая фарцовка...
А жвачка мне не понравилась, так что советской, которая появилась много позже, я даже и не интересовался.

Edited at 2018-02-20 01:54 pm (UTC)

maxim_nm February 20th, 13:57
Ого, блок это круто) А какой вкус был, интересно?

zaan1 February 20th, 13:51
В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во все горло гаркает: "Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите!" И никто на него за это не сердился, а, напротив, все говорили: "Пускай предупреждает - нам же лучше!"

navalnypresiden February 20th, 19:15
Про "лезвия в жвачке" легенды ходили еще в начале 90-х, помню первую жвачку попробовал году так в 90-91-м кооперативную, почему-то по форме и обертке была под сигарету с фильтром, видимо, коммерсы подсаживали малышню на сигареты) По сравнению с появившимся затем импортом в ларьках это не сравнить, конечно, но вот этот вкус хорошо помню, какой-то невыраженный и пузыри толком не надувались)

Edited at 2018-02-20 07:16 pm (UTC)

mikewaz0wski February 20th, 13:54
Ещё запомнилось то, что жвачка была невероятным дефицитом — её практически никогда не было в магазине, и на десять походов в магазин жвачка могла оказаться там в продаже всего 1-2 раза.

Вот чего-чего, но это говно дефицитом никогда не было.

по качеству она была хуже, чем "Wrigley", какая-то более мягкая и серая, быстро теряла вкус (причем полностью), плюс из неё не надувались пузыри.

Может наоборот, жесткая? Поэтому и пузыри не получались...

maxim_nm February 20th, 13:58
Может и жесткая. По ощущению - как воск какой-то, более "пластичная", чем "резиновая", я бы сказал.

Да, редкая была весчь

andrey_kaminsky February 20th, 13:54
помницца, я даже эксперименты производил, пробовал обратно придать истощённой резинке вкус, подмешивая в неё сахар и варенье...

Re: Да, редкая была весчь

maxim_nm February 20th, 13:58
Аналогично делал)

abmtm001 February 20th, 14:00
В школе вполне можно было за копеек за 10-15 продать соседу пожёванную (!) жвачку.

magnetoplus February 20th, 14:00
Хуясе... А это в какие годы-то

bberez February 20th, 14:12
От совковской жвачки в памяти остался невнятный вкус, который быстро пропадал.
Небольшую коллекцию дональдов, турбо и лавизов храню до сих пор.

maxim_nm February 20th, 14:18
Да, пропадал очень быстро.

(Deleted comment)
turbinist_t3 February 20th, 14:14
Да, СССР на коне не объедешь!)))

maxim_nm February 20th, 14:18
Ага.

drnasmork February 20th, 14:20
А где про "мультики"?
Коллекционирование, игру и куплю-продажу вкладышей из буржуйских жвачек?

maxim_nm February 20th, 14:20
Это уже больше в девяностые было)

harmurak February 20th, 14:20
Про Сокольники не знал. Жесть...

maxim_nm February 20th, 14:20
Да, жуткие события.

?

Log in

No account? Create an account