?

Log in

No account? Create an account

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Фото-мифы о «советском изобилии».

11.jpg

Так, сегодня будет ваша любимая тема — о советской торговле и мифах, которые появляются вокруг неё) В последнее время в твиттере это стала очень популярная тема, и чуть ли не каждый блогер стал по моему примеру постить фотки пустых советских магазинов) Интересно и то, что фанаты СССР стали тоже постить свои фотоснимки "прекрасной жизни в СССР" — которые на проверку оказываются обычными фото-мифами.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о четырёх фото-мифах о "советском изобилии", в создании одного из которых принял невольное участие и я сам. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)



1. Фото-миф шуточный.

02. Первый фото-миф сделал известный карикатурист Сергей Ёлкин — судя по всему, специально чтобы немножко потроллить поклонников СССР, вот его картинка:



Что самое смешное — многие приняли этот фото-фейк за чистую монету. Большинство, конечно, раскусили монтаж, но были под твитом Сергея и вот такие комментарии:

"И все было без сои, пальмового масла. растительных жиров, разных добавок....все было натуральное и полезное. Сейчас если убрать все, что есть нельзя, то прилавки в магазинах будут пустыми."

"Это именно СССР! А цены и скидки там для прикола - все-равно все бесплатно давали."

"Отлично! Так и было в СССР в каждом магазине, даже деревенском. Только скидки были побольше, а по праздникам пенсионерам вообще бесплатно..."

"Это же типичный сельпо-продмаг. В городах было все намного лучше."

"Куда-то все это исчезло после 70-х годов."


03. А вот что на самом деле изображено на исходном фото, которое использовал для своего коллажа Сергей. Это магазин хамона в Мадриде, снимок сделан в 2009 году.





2. Фото-миф нешуточный.

03. Ладно, то такое, Сергей просто пошутил (хотя некоторые, не читавшие комментариев и принявшие фотоснимок за чистую монету, так и останутся в уверенности, что увидели только что фото "реальной жизни в СССР"), но встречаются и реальные фейки, авторы которых пытаются на полном серьезе выдать фотошоп за "реальную жизнь в Союзе".

По сети сейчас гуляет вот такое фото, якобы призванное доказать "изобилие" в советских гастрономах. Смотрите — полки просто ломятся от всяких продуктов!




04. А вот что на самом деле изображено на фотоснимке до его корявой обработки в фотошопе. Это магазин в какой-то англоязычной стране — что кстати видно не только по надписям, но и по тому, как одета женщина и как ведут себя дети — в СССР им тут же сделали бы "замечание". А ещё фанаты СССР проморгали одну англоязычную надпись — она виднеется под написью "торты"))





3. Фото-миф для не умеющих считать.

05. Третий фото-миф выглядит вот так, твит от фаната СССР:




06. Отличный разбор этой фотки сделали в проекте medium, я лишь повторю основные тезисы оттуда — на прилавках лежит всего семь товаров, а именно:

1. Чай грузинский черный 1 сорт.
2. Чай индийский со слоном, упакован в Рязани.
3. Кубинский сахар-рафинад.
4. Сгущенка.
5. Кабачковая икра.
6. Консервированные перцы Globus.
7. Консервированные огурцы, тоже венгерские.

Обслуживает всё это великолепие 4 продавца. В общем, как верно заметили в medium — в советский магазин действительно можно было прийти с одним рублем и с ним же и выйти.


Фото-разоблачение: medium.com


4. Фото-миф мой собственный.

07. В четвертом фото-мифе я обнаружил современный фотоснимок Припяти, сделанный в центральном гастрономе на главной площади города. Этот фотоснимок сделал я в 2014-м году и опубликовал в посте "Ding-a-Dong, или один день в Припяти-1985". Кстати, обязательно его почитайте, я считаю этот материал своим лучшим постом за все годы в ЖЖ)



08. По мнению автора твита — наличие тележек в универмаге говорит о каком-то особенно качественном ассортименте в магазине, хотя это не совсем так. Припять стояла особняком среди советских городов — это был практически закрытый город энергетиков, который одно время снабжался лучше, чем Киев — до сих пор я часто встречаю истории, как за товарами в Припять ездили из всех окрестных городов и деревень УССР и БССР — даже из Мозыря на "ракете" катались.

И даже при всём при этом "товарное изобилие" Припяти не идёт ни в какое сравнение с современными магазинами, в общем как я писал в фоторепортаже — "Наконец, дохожу до магазина. На входе в универсам грузчики разгружают свежее молоко - нужно точно взять, а то завтра его уже не будет.")

Что касается тележек — то сами по себе они не говорят ни о каком-то особо богатом ассортименте, ни о каком-то особом "качестве" продуктов. Доаварийные фото припятского универмага я не нашел, но зато есть вот такой фотоснимок минского универсама "Рига", в котором тоже были ультрасовременные тележки:




09. В "Риге" я бывал в последние годы СССР, и там всё выглядело именно так, как на фотоснимке — огромное полупустое помещение с потолком метров в 7 и весьма скромным ассортиментом продуктов. Сам универмаг очень похож на центральный припятский, и думаю что в Припяти бы примерно такой же ассортимент. Скажите, вы видите на фото выше какое-то особенное изобилие? Лично я вижу не более 5-7 видов товаров на стеллажах на заднем плане,  а в корзинке у дамы на кассе — только какие-то конфеты, макароны и пару банок консервов. И это ещё постановочное фото для буклета о районе!

А вот так, для сравнения, "Рига" выглядит сейчас. Десятки стеллажей стеллажей с тысячами товаров, свежая выпечка, живые осётры в аквариуме, красная рыба на льду, свежие суши, десятки сортов вина, качественное мясо, крафтовое пиво и куча фруктов, в том числе экзотических. Кроме того, после капитальной реконструкции здания намного лучше стали использоваться торговые площади — в "Риге" появился второй этаж с всякими полезными промоварами.

Думаю, если бы гражданина СССР переместить из "Риги"-1987 в "Ригу"-2017, он бы сильно удивился — во-первых, тому, что такой ассортимент вообще бывает на свете, а во вторых — что это обычный районный супермаркет, а не закрытое учреждение для "партийных небожителей".


Фото: Пётр Ващебрович.


Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер


_____________________________________________


Обязательно расскажите друзьям о советских фото-мифах, поделившись постом в соцсетях:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

montrealex January 6th, 14:18
За время моего трёхлетнего пребывания в Москве число личных автомобилей выросло в Советском Союзе от 1.8 млн. до 3 миллионов (по сравнению с почти 100 миллионами машин в США). И тем не менее, личный автомобиль оставался далеко за пределами финансовых возможностей среднего заводского рабочего, зарплата которого равняется 187 долларам в месяц. Советский автопром предложил четыре марки восьми моделей, начиная от маленького «Запорожца» - 968, европейского мини-автомобиля, приводимого в движение мотором в 45 лошадиных сил и продающегося за 3500 рублей ($4665), до «Волги М-124», пятиместного седана, похожего на «Плимут» средних размеров. Его цена 9150 рублей ($12200). Популярные в народе «Жигули» стоят примерно $10000. Никаких кредитов не существует: только деньги на бочку. Русские друзья говорили мне, что если только автор не тот счастливчик, что принадлежит к списку людей из привилегированного класса, то ожидание покупки автомобиля может занять от года до пяти лет. Я знал журналиста, который ждал своей «Волги» пять лет и предсказал, что получит её ещё через пять лет. Но потом, благодаря связям, сумел её купить в течение нескольких месяцев. Те, кто ждёт в общегородской очереди на машину, практически не имеют возможности выбрать цвет или какие-то дополнительные приспособления, когда подойдёт его очередь. Но, похоже, это никого не волнует, русские довольствуются тем, что есть.
Советский автомобильный век имеет и другие отличительные черты, могущие сбить с толку иностранца. Правила движения практически не позволяют повернуть налево. По советским правилам ты должен проехать нужную тебе улицу, потом сделать разворот и вернуться. Автозаправки работают по принципу: «налей сам» и никакой подросток не выбежит проверить масло и протереть стекло. На автозаправках, находящихся на больших шоссе, связывающих города, есть надписи на нескольких языках, служащие хорошим средством предостережения от услуг. Я просто не поверил глазам, когда прочитал прейскурант на английском: «протирка лобового стекла - 15 копеек, бокового - 21 копейка, заднего стекла, сигналов поворота и стоп - 15 копеек. Подкачка колёс и проверка давления в колёсах, за каждое колесо - 15 коп.» Ещё одной особенностью русского вождения является езда лишь с включёнными парковочными фарами, даже на междугородных дорогах (ни одну из которых нельзя назвать «автотрассой» в западном понимании этого слова). Это делает вождение в тёмное время суток очень тяжёлым испытанием для нервов. Сколько раз я едва не въезжал в слабо освещённые грузовики и чуть ли не сбивал шагавших по дороге в тёмных, практически неразличимых в темноте ватниках крестьян. Совершенно неудивительны поэтому цифры автомобильных происшествий в Советском Союзе, которые по сравнению с американскими очень высоки. Из неофициальных, но надёжных источников я выяснил, что примерно 45 000 человек погибли в авто авариях в 1974 году, что делает это число примерно равным американским 46200 смертям, и является, грубо говоря, почти в десять раз более высокой по сравнению с американской смертностью, если принять во внимание число автомобилей в каждой из стран.

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

vidarr_a January 11th, 13:40
«Волги М-124», ?????????
Это ты откуда хрень собачью передрал?

<<Никаких кредитов не существует: только деньги на бочку.>>
В 1984 году я сам взял Москвич-412 (Ижевской сборки) свободно, в кредит на 3 года. Так сказать - первый мой автомобиль.
Так что - твой источник темы не знал.

<<прейскурант на английском: «протирка лобового стекла - 15 копеек, бокового - 21 копейка,...>>
Чепуха, нигде этого не было, как и собственно, таких "услуг". Сам заправляй, сам протирай, сам подкачивай.
Человек вообще темы не знает.

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

montrealex January 11th, 17:33
Книга была опубликована в 1976 году. А автор был в России с 1972 по 1975, кажется

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

vidarr_a January 12th, 10:40
Даже и в 1972 году машины с индексом "Волга М-124" не было. Такой машины вообще никогда не было.

"Волга М-124" не было

montrealex January 12th, 13:28
Так у автора было. Значит сделаю примечание переводчика. Мелких ошибок у него полно, от чего ценность книги не уменьшается. Она писалась для США, а им пофигу буква М или ГАЗ. Ничего не говорит ни то ни другое.

  • 1