Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Фото-мифы о «советском изобилии».

11.jpg

Так, сегодня будет ваша любимая тема — о советской торговле и мифах, которые появляются вокруг неё) В последнее время в твиттере это стала очень популярная тема, и чуть ли не каждый блогер стал по моему примеру постить фотки пустых советских магазинов) Интересно и то, что фанаты СССР стали тоже постить свои фотоснимки "прекрасной жизни в СССР" — которые на проверку оказываются обычными фото-мифами.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о четырёх фото-мифах о "советском изобилии", в создании одного из которых принял невольное участие и я сам. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)



1. Фото-миф шуточный.

02. Первый фото-миф сделал известный карикатурист Сергей Ёлкин — судя по всему, специально чтобы немножко потроллить поклонников СССР, вот его картинка:



Что самое смешное — многие приняли этот фото-фейк за чистую монету. Большинство, конечно, раскусили монтаж, но были под твитом Сергея и вот такие комментарии:

"И все было без сои, пальмового масла. растительных жиров, разных добавок....все было натуральное и полезное. Сейчас если убрать все, что есть нельзя, то прилавки в магазинах будут пустыми."

"Это именно СССР! А цены и скидки там для прикола - все-равно все бесплатно давали."

"Отлично! Так и было в СССР в каждом магазине, даже деревенском. Только скидки были побольше, а по праздникам пенсионерам вообще бесплатно..."

"Это же типичный сельпо-продмаг. В городах было все намного лучше."

"Куда-то все это исчезло после 70-х годов."


03. А вот что на самом деле изображено на исходном фото, которое использовал для своего коллажа Сергей. Это магазин хамона в Мадриде, снимок сделан в 2009 году.





2. Фото-миф нешуточный.

03. Ладно, то такое, Сергей просто пошутил (хотя некоторые, не читавшие комментариев и принявшие фотоснимок за чистую монету, так и останутся в уверенности, что увидели только что фото "реальной жизни в СССР"), но встречаются и реальные фейки, авторы которых пытаются на полном серьезе выдать фотошоп за "реальную жизнь в Союзе".

По сети сейчас гуляет вот такое фото, якобы призванное доказать "изобилие" в советских гастрономах. Смотрите — полки просто ломятся от всяких продуктов!




04. А вот что на самом деле изображено на фотоснимке до его корявой обработки в фотошопе. Это магазин в какой-то англоязычной стране — что кстати видно не только по надписям, но и по тому, как одета женщина и как ведут себя дети — в СССР им тут же сделали бы "замечание". А ещё фанаты СССР проморгали одну англоязычную надпись — она виднеется под написью "торты"))





3. Фото-миф для не умеющих считать.

05. Третий фото-миф выглядит вот так, твит от фаната СССР:




06. Отличный разбор этой фотки сделали в проекте medium, я лишь повторю основные тезисы оттуда — на прилавках лежит всего семь товаров, а именно:

1. Чай грузинский черный 1 сорт.
2. Чай индийский со слоном, упакован в Рязани.
3. Кубинский сахар-рафинад.
4. Сгущенка.
5. Кабачковая икра.
6. Консервированные перцы Globus.
7. Консервированные огурцы, тоже венгерские.

Обслуживает всё это великолепие 4 продавца. В общем, как верно заметили в medium — в советский магазин действительно можно было прийти с одним рублем и с ним же и выйти.


Фото-разоблачение: medium.com


4. Фото-миф мой собственный.

07. В четвертом фото-мифе я обнаружил современный фотоснимок Припяти, сделанный в центральном гастрономе на главной площади города. Этот фотоснимок сделал я в 2014-м году и опубликовал в посте "Ding-a-Dong, или один день в Припяти-1985". Кстати, обязательно его почитайте, я считаю этот материал своим лучшим постом за все годы в ЖЖ)



08. По мнению автора твита — наличие тележек в универмаге говорит о каком-то особенно качественном ассортименте в магазине, хотя это не совсем так. Припять стояла особняком среди советских городов — это был практически закрытый город энергетиков, который одно время снабжался лучше, чем Киев — до сих пор я часто встречаю истории, как за товарами в Припять ездили из всех окрестных городов и деревень УССР и БССР — даже из Мозыря на "ракете" катались.

И даже при всём при этом "товарное изобилие" Припяти не идёт ни в какое сравнение с современными магазинами, в общем как я писал в фоторепортаже — "Наконец, дохожу до магазина. На входе в универсам грузчики разгружают свежее молоко - нужно точно взять, а то завтра его уже не будет.")

Что касается тележек — то сами по себе они не говорят ни о каком-то особо богатом ассортименте, ни о каком-то особом "качестве" продуктов. Доаварийные фото припятского универмага я не нашел, но зато есть вот такой фотоснимок минского универсама "Рига", в котором тоже были ультрасовременные тележки:




09. В "Риге" я бывал в последние годы СССР, и там всё выглядело именно так, как на фотоснимке — огромное полупустое помещение с потолком метров в 7 и весьма скромным ассортиментом продуктов. Сам универмаг очень похож на центральный припятский, и думаю что в Припяти бы примерно такой же ассортимент. Скажите, вы видите на фото выше какое-то особенное изобилие? Лично я вижу не более 5-7 видов товаров на стеллажах на заднем плане,  а в корзинке у дамы на кассе — только какие-то конфеты, макароны и пару банок консервов. И это ещё постановочное фото для буклета о районе!

А вот так, для сравнения, "Рига" выглядит сейчас. Десятки стеллажей стеллажей с тысячами товаров, свежая выпечка, живые осётры в аквариуме, красная рыба на льду, свежие суши, десятки сортов вина, качественное мясо, крафтовое пиво и куча фруктов, в том числе экзотических. Кроме того, после капитальной реконструкции здания намного лучше стали использоваться торговые площади — в "Риге" появился второй этаж с всякими полезными промоварами.

Думаю, если бы гражданина СССР переместить из "Риги"-1987 в "Ригу"-2017, он бы сильно удивился — во-первых, тому, что такой ассортимент вообще бывает на свете, а во вторых — что это обычный районный супермаркет, а не закрытое учреждение для "партийных небожителей".


Фото: Пётр Ващебрович.


Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер


_____________________________________________


Обязательно расскажите друзьям о советских фото-мифах, поделившись постом в соцсетях:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

montrealex January 6th, 14:17
Ничто так ярко не характеризовало возникновение буржуазного стяжательства во время моего пребывания здесь, как запоздалый советский роман с личным автомобилем. Для того, чтобы заинтересовать элиту и растущий средний класс инженеров, технократов и управленцев среднего звена, советские власти вложили с 1965 по 1975 год 15 миллиардов долларов в развитие автомобилестроения (немалая часть этих денег была направлена на строительство заводов грузовых автомобилей и часть выпущенных машин шла на экспорт по очень низким ценам). Автомобили, однажды высмеянные Хрущёвым как «дурно пахнущие стулья на колёсах» наконец-то проложили путь в советское общество.
Запад к этому времени уже подумывал, как подавать на развод с двигателем внутреннего сгорания, с которым он обручился давным-давно и теперь страдал от загрязнения окружающей среды, пробок и проблем топливоснабжения, но в России начала 1970х царило легкомысленное, подобное увлечению новобрачной пары друг другом, упоение автомобилем. Посол одной западной страны рассказал мне, как однажды его жена остановилась за рулём «Линкольн Континентал» на перекрёстке перед красным сигналом светофора, загорелый гражданин, по всей видимости, из советской Грузии, показал ей знаком, чтобы она опустила стекло, и предложил 30 000 рублей ($40 000) за машину. Когда я был в Армении, директор предприятия с гордостью показал мне стоянку перед заводом на 5500 работников, где была припаркована пара дюжин машин и похвастал: «Они принадлежат нашим рабочим». Один инженер говорил мне, что чувствует невероятную свободу благодаря автомобилю (пока тот не сломался) и, захлёбываясь от восторга, расписывал прелести путешествия «дикарём» (то есть вне организованных групп, автобусных маршрутов или туристических путёвок). В тёплое летнее время и в начале осени леса и поля вокруг Москвы пестрят похожими на ящики маленькими «Жигулями» («Фиатами» советской сборки), на которых люди спасаются от толчеи города.

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

montrealex January 6th, 14:18
За время моего трёхлетнего пребывания в Москве число личных автомобилей выросло в Советском Союзе от 1.8 млн. до 3 миллионов (по сравнению с почти 100 миллионами машин в США). И тем не менее, личный автомобиль оставался далеко за пределами финансовых возможностей среднего заводского рабочего, зарплата которого равняется 187 долларам в месяц. Советский автопром предложил четыре марки восьми моделей, начиная от маленького «Запорожца» - 968, европейского мини-автомобиля, приводимого в движение мотором в 45 лошадиных сил и продающегося за 3500 рублей ($4665), до «Волги М-124», пятиместного седана, похожего на «Плимут» средних размеров. Его цена 9150 рублей ($12200). Популярные в народе «Жигули» стоят примерно $10000. Никаких кредитов не существует: только деньги на бочку. Русские друзья говорили мне, что если только автор не тот счастливчик, что принадлежит к списку людей из привилегированного класса, то ожидание покупки автомобиля может занять от года до пяти лет. Я знал журналиста, который ждал своей «Волги» пять лет и предсказал, что получит её ещё через пять лет. Но потом, благодаря связям, сумел её купить в течение нескольких месяцев. Те, кто ждёт в общегородской очереди на машину, практически не имеют возможности выбрать цвет или какие-то дополнительные приспособления, когда подойдёт его очередь. Но, похоже, это никого не волнует, русские довольствуются тем, что есть.
Советский автомобильный век имеет и другие отличительные черты, могущие сбить с толку иностранца. Правила движения практически не позволяют повернуть налево. По советским правилам ты должен проехать нужную тебе улицу, потом сделать разворот и вернуться. Автозаправки работают по принципу: «налей сам» и никакой подросток не выбежит проверить масло и протереть стекло. На автозаправках, находящихся на больших шоссе, связывающих города, есть надписи на нескольких языках, служащие хорошим средством предостережения от услуг. Я просто не поверил глазам, когда прочитал прейскурант на английском: «протирка лобового стекла - 15 копеек, бокового - 21 копейка, заднего стекла, сигналов поворота и стоп - 15 копеек. Подкачка колёс и проверка давления в колёсах, за каждое колесо - 15 коп.» Ещё одной особенностью русского вождения является езда лишь с включёнными парковочными фарами, даже на междугородных дорогах (ни одну из которых нельзя назвать «автотрассой» в западном понимании этого слова). Это делает вождение в тёмное время суток очень тяжёлым испытанием для нервов. Сколько раз я едва не въезжал в слабо освещённые грузовики и чуть ли не сбивал шагавших по дороге в тёмных, практически неразличимых в темноте ватниках крестьян. Совершенно неудивительны поэтому цифры автомобильных происшествий в Советском Союзе, которые по сравнению с американскими очень высоки. Из неофициальных, но надёжных источников я выяснил, что примерно 45 000 человек погибли в авто авариях в 1974 году, что делает это число примерно равным американским 46200 смертям, и является, грубо говоря, почти в десять раз более высокой по сравнению с американской смертностью, если принять во внимание число автомобилей в каждой из стран.

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

vidarr_a January 11th, 13:40
«Волги М-124», ?????????
Это ты откуда хрень собачью передрал?

<<Никаких кредитов не существует: только деньги на бочку.>>
В 1984 году я сам взял Москвич-412 (Ижевской сборки) свободно, в кредит на 3 года. Так сказать - первый мой автомобиль.
Так что - твой источник темы не знал.

<<прейскурант на английском: «протирка лобового стекла - 15 копеек, бокового - 21 копейка,...>>
Чепуха, нигде этого не было, как и собственно, таких "услуг". Сам заправляй, сам протирай, сам подкачивай.
Человек вообще темы не знает.

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

montrealex January 11th, 17:33
Книга была опубликована в 1976 году. А автор был в России с 1972 по 1975, кажется

Re: Ну, с почином! Да будет срач!

vidarr_a January 12th, 10:40
Даже и в 1972 году машины с индексом "Волга М-124" не было. Такой машины вообще никогда не было.

"Волга М-124" не было

montrealex January 12th, 13:28
Так у автора было. Значит сделаю примечание переводчика. Мелких ошибок у него полно, от чего ценность книги не уменьшается. Она писалась для США, а им пофигу буква М или ГАЗ. Ничего не говорит ни то ни другое.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account