?

Log in

No account? Create an account

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Как польская «Солидарность» победила коммунистов.



Будучи в Гданьске, я не мог обойти своим вниманием одно историческое событие (или, точнее, целую цепь событий), которое стало без преувеличения поворотным во всей восточноевропейской, а может быть, и мировой истории. Я говорю про польское движение "Солидарность", которое зародилось, здесь, на гданьской судоверфи и в итоге победило коммунистов в Польше.

"Солидарность" появилась в августе-сентябре 1980 года на гданьской судоверфи (которая в те годы называлась "Судоверфь имени Ленина") под руководством Леха Валенсы, который в те годы работал простым электриком на местых предприятиях. Причиной созданиядвижения "Солидарность" стало многолетнее противостояние польского общества и коммунистической власти, а формальным поводом стала защита прав рабочих, потерявших рабочие места — за "оппозиционную деятельность" власти уволили с работы крановщицу Анну Валентинович. Ещё рабочие протестовали против ухудшения жизненных условий — незадолго до протестов в столовых на судоверфи взлетели цены на обеды.

Думаю, гданьские рабочие, преодолевшие страх и вышедшие на протесты в 1980 году, и сами не догадывались, что стачка их небольшого коллектива перерастет в крупное общественное движение и распространиться в итоге на всю Польшу, а также станет примером для граждан других стран Восточной Европы и самого СССР. Это всё станет ясно уже значительно позже, а тогда, осенью 1980 года всё могло закончиться расстрелом протестующих — как это случилось в Гданьске в 1970 году.

Итак, под катом — большой рассказ о движении "Солидарность" и уникальные фотоснимки той самой гданьской судоверфи.



Для начала ещё немного истории. С самого начала своего установления в Польше (в 1945 году) коммунистический режим встретил здесь ожесточенное сопротивление общества. Против коммунистов началась вооруженная борьба, полностью справиться с которой "новым властям" удалось только к 1957 году, когда под Ломжей был окружен и уничтожен последний партизанский отряд партизан-повстанцев (бывший бойцов Арммии Крайовой).

Удерживаться у власти коммунистам помогала пропаганда, делающая умелые, специфически польские акценты — якобы только под руководством коммунистов Польше вернули бывшие территории германские "Великого Рейха", плюс пропаганда традиционно пыталась опираться на "рабочий класс". Получалось плохо, так как польские рабочие имели сильный национальный патриотизм и влияние католической церкви — последняя, разумеется, относилась к коммунистам строго негативно. Пропаганда, кстати, в итоге "наступила на горло собственной песне", так как протестовать против коммунистической власти поднялись именно рабочие, и назвать их "бездельниками и художниками, выполняющим план Даллеса" уже не поворачивался язык.

Вооруженная борьба с коммунистами закончилась в 1957 году, но вслед за этим (а часто и одновременно) по Польше прокатилась волна забастовок и стачек — так, летом 1956 года прошли массовые протесты в Позани, в шестидесятые годы проходили волнения в студенческой среде, а в конце 1970 года протесты охватили Гданьск...


02. А мы, тем временем, начинаем нашу прогулку по местам былых протестов. Та самая знаменитая гданьская судоверфь находится недалеко от городского вокзала, который называется "Гданьск Главный" и выглядит вот так:




03. Рядом с вокзалом можно заметить высокий 90-метровый небоскреб, в котором во времена ПНР размещались НИИ кораблестроения и Центр корабельной техники. Поляки называют это здание "Зеленяк" из-за зеленого цвета стемалитовых панелей, которыми оно облицовано.




04. Вот так вокзал и НИИ кораблестроения выглядят с высоты, вокруг находятся обычные жилые кварталы Гданьска. Когда-то забор, окружавший гданськую судоверфь, доходил до самого "Зеленяка", и сам небоскреб относился к предприятиям судоверфи.




05. Сейчас от старого забора осталась только фрагмент кирпичной стены, оставленный в виде памятного знака в честь начала движения "Солидарность". Небольшой участок дороги от "Зеленяка" до проходной судоверфи поляки называют "Дорогой свободы".




06. А вот и вход на ту самую судоверфь — сейчас всё окружающее пространство превращено в музей под открытым небом. Не будет большим преувеличением сказать, что именно здесь в конце XX века решалась судьба Польши и многих других стран Восточной Европы:




07. За пределами Польши немногие помнят об этом, но гданьские протесты 1980 года были далеко не единственными на этой площади, впервые гданьские рабочие вышли на массовые протесты в декабре 1970 года — рабочие были недовольны повышением закупочных цен на продовольствие, промтовары и строительные материалы, цены в магазинах выросли на 30%. Представителям протестующих уже удалось прийти к какому-то соглашению с властями, но высшее партийное руководство сделало ставку на силовое подавление протестов — военные (а также части силовой структуры ЗОМО, натренированной специально на подавление протестов) открыли огонь, в результате чего погибло 42 рабочих...

Сейчас в память о тех трагических событиях на площади перед входом в судоверфь установлен памятник.




08. На пяти языках на памятнике написаны следующие слова: "Памятник погибшим рабочим гданьской судоверфи, 1970. Павшим — в знак вечной памяти. Правящим — в знак предостережения, что ни один общественный конфликт не должен решаться силой. Согражданам — в знак надежды, что зло можно победить".

Между прочим, памятник появился ещё в коммунистические времена — создание памятного мемориала было одним из требований рабочих, вышедших на протесты в 1980 году.




09. Рядом с памятным знаком установлен монумент высотой в 42 метра, ровно по числу погибших рабочих. Напоминает монумент три креста, к крестовинам которых прикреплены три якоря.




10. А вот так выглядит площадь, где проходили все протесты. В центре сейчас установлен монумент, а чуть правее находится историческая проходная гданьской судоверфи.




11. Давайте подойдём поближе. Вот такое архивное фото я нашел в интернете, кто-то с высоты снял протесты 1980 года, когда на площади собралось около 17.000 человек. На снимке можно увидеть проходную, слева от которой находятся какие-то невысокие административные здания.




12. Историческую проходную оставили в неизменном виде — здесь остались старые двери и интерьеры времен ПНР.




13. Когда-то в этих окошках проверяли пропуска у всех, кто проходил на судоверфь:




14. А здесь сидела охрана:




15. Административных зданий, запечатленных на снимке 1980 года, сейчас уже нет — вместо этого здесь построен большой и современный музей движения "Солидарность":




16. Внутри в нескольких залах можно ознакомится с историей движения и основными историческими вехами польской истории конца XX века.




17. Со стен на посетителей смотрят протестующие рабочие, есть здесь и множество старых снимков Леха Валенсы. Поляки рассказывают, что бастующим рабочим было очень страшно выходить на протесты в 1980 году, еще свежа была память о расстреле 1970 года. 14 августа, в день начала забастовки собрались возле главных ворот судоверфи, но организатора забастовки Леха Валенсы почему-то не было. По толпе пошли слухи, что его арестовали, протестующие стали колебаться, как вдруг около 11 часов утра люди увидели бегущего со стороны проходной Валенсу, он вскочил на экскаватор и закричал директору судоверфи: "Вы меня помните? Я был вашим работником, вы меня уволили в 76 году!"

Оказалось, что Леха Валенсу просто не пускали на территорию судоверфи, и ему пришлось перелезать через стену. Кто знает, как сложилась бы история Польши, если бы Валенса не перелез тогда через забор.




18. Ещё в музее есть интересный сувенирный магазин, где множество сувенирной продукции посвящено "Солидарности".




19. В центре экспозиции можно увидеть предметы, с которыми у поляков ассоциируются последние годы ПНР — "дефицитная" туалетная бумага и красные рычажные весы:




20. Вид музея с высоты. Обратите внимание на исключительно интересную крышу, на которой размещен небольшой парк:




21. А теперь давайте посмотрим, как собственно выглядит сама гданьская судоверфь, на которой работали первые участники движения "Солидарность" и сам Лех Валенса. Сразу за cовременным зданием музхея можно увидеть старые промышленные корпуса судоверфи, а также несколько жилых кварталов. Вдалеке видны портовые краны, ставшие одним из символов Гданьска и "Солидарности".




22. Местные жилые кварталы выглядят вот так. Когда-то эти дома строились в качестве жилья для первых работников предприятий судоверфи.




23. Подъезды здесь довольно аккуратные и чистые.




24. А прямо со двора видны грузовые краны судоверфи.




25. Множество корпусов, в которых ранее размещались предприятия, сейчас опустели — часть производства перенесли в другие места, а какие-то заводы в постиндустриальную эпоху стали просто убыточными.




26. Залы бывших цехов:




27. Именно на этих предприятиях работал когда-то Лех Валенса и все, кто стоял у истоков "Солидарности".




28. Бывшие промышленные цеха сейчас частично используются под автомастерские.




29. А на верхних этажах всё осталось как раньше.




30. Здесь есть множество кабинетов и комнат, в которые никто не заходил с конца 1980-х годов:




31. Возможно, именно в этой комнате когда-то проходили заседание Стачечного комитета "Солидарности":




32. Мебели здесь уже не осталось, но стены продолжают хранить историю. Например, в виде вот такого "Листка забастовщика" 1981 года, который полулегально распространялся среди рабочих.




33. А вот это — вход а административную часть гданьской судоверфи.




34. Лестницы, по которым когда-то ходили бастующие рабочие:




35. Полутемные коридоры с кабинетами, в которых когда-то закрывались и не выходили на работу бастующие сотрудники судоверфи.




36. Цех, помнящий историю "Солидарности":




37. Бывшая заводская столовая — повышение цен на обеды здесь стали когда-то одним из толчков к акциям протеста в 1980-м году.




38. Столовая давно заброшена — работники предприятий судоверфи питаются в других, современных заведениях. Внутри сейчас вот так:




39. Цех, где когда-то готовили обеды:




40. "Раздатка" в обеденном зале:




41. Коридоры.




42. Башенный кран:




43. Старые столовые и неэффективные предприятия остались в прошлом, а гданьская судоверфь сейчас живет новой жизнью. Многие пустующие цеха сдаются сейчас под арт пространства и мастерские:




44. А профильные предприятия продолжают свою работу. Краны всё так же продолжают поднимать грузы:




45. Доки — продолжают ремонтировать суда.




46. Гданьск живет привычной жизнью приморского города.




47. Как оказалось, всё это можно с успехом делать и без коммунистов)

Итогом протестов движения "Солидарность" стала его полная победа — протестующие отвоевывали у властей всё новые и новые свободы, что привело к историческому Круглому столу в феврале-апреле 1989 года, в ходе которого представители гражданского общества провели переговоры о постепенном уходе коммунистов из власти.

В 1989 году в Польше был учрежден институт президентства, "Солидарность" получила эфирное время на телевидении и в итоге встала у руля Польши на время Переходного периода. Затем были реформы Бальцеровича, которые стабилизировали финансовую систему Польши и заложили глубокие структурные преобразования экономики. 29 декабря 1989 года была упразднена ПНР и фактически распущена польская коммунистическая партия.





48. Польская "Солидарность" стала, пожалуй, уникальным явлением. Не выйди поляки в 1980-м году на протесты — кто знает, как в дальнейшем сложилась бы европейская история.




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
mod46 July 18th, 2017
Но среднестатистический поляк живет лучше китайца или вьетнамца, так зачем нам их пример?

uplog July 18th, 2017
Затем, что как будет жить поляк решает не столько польское руководство, сколько более развитые соседи по союзу.

Edited at 2017-07-18 11:06 am (UTC)

kapitanwagner July 18th, 2017
Ой, только не проецируйте свой рабский менталитет на окружающих! В точку попал? :))))

uplog July 19th, 2017
если вы пишете действительно из РБ, то про рабский менталитет вам известно куда более чем мне.

kapitanwagner July 20th, 2017
Да я из Беларуси и поэтому имею полное моральное право задать Вам вопрос: почему вы там, в России, так дёшево свою свободу продали?

  • 1