?

Log in

No account? Create an account

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Как польская «Солидарность» победила коммунистов.



Будучи в Гданьске, я не мог обойти своим вниманием одно историческое событие (или, точнее, целую цепь событий), которое стало без преувеличения поворотным во всей восточноевропейской, а может быть, и мировой истории. Я говорю про польское движение "Солидарность", которое зародилось, здесь, на гданьской судоверфи и в итоге победило коммунистов в Польше.

"Солидарность" появилась в августе-сентябре 1980 года на гданьской судоверфи (которая в те годы называлась "Судоверфь имени Ленина") под руководством Леха Валенсы, который в те годы работал простым электриком на местых предприятиях. Причиной созданиядвижения "Солидарность" стало многолетнее противостояние польского общества и коммунистической власти, а формальным поводом стала защита прав рабочих, потерявших рабочие места — за "оппозиционную деятельность" власти уволили с работы крановщицу Анну Валентинович. Ещё рабочие протестовали против ухудшения жизненных условий — незадолго до протестов в столовых на судоверфи взлетели цены на обеды.

Думаю, гданьские рабочие, преодолевшие страх и вышедшие на протесты в 1980 году, и сами не догадывались, что стачка их небольшого коллектива перерастет в крупное общественное движение и распространиться в итоге на всю Польшу, а также станет примером для граждан других стран Восточной Европы и самого СССР. Это всё станет ясно уже значительно позже, а тогда, осенью 1980 года всё могло закончиться расстрелом протестующих — как это случилось в Гданьске в 1970 году.

Итак, под катом — большой рассказ о движении "Солидарность" и уникальные фотоснимки той самой гданьской судоверфи.



Для начала ещё немного истории. С самого начала своего установления в Польше (в 1945 году) коммунистический режим встретил здесь ожесточенное сопротивление общества. Против коммунистов началась вооруженная борьба, полностью справиться с которой "новым властям" удалось только к 1957 году, когда под Ломжей был окружен и уничтожен последний партизанский отряд партизан-повстанцев (бывший бойцов Арммии Крайовой).

Удерживаться у власти коммунистам помогала пропаганда, делающая умелые, специфически польские акценты — якобы только под руководством коммунистов Польше вернули бывшие территории германские "Великого Рейха", плюс пропаганда традиционно пыталась опираться на "рабочий класс". Получалось плохо, так как польские рабочие имели сильный национальный патриотизм и влияние католической церкви — последняя, разумеется, относилась к коммунистам строго негативно. Пропаганда, кстати, в итоге "наступила на горло собственной песне", так как протестовать против коммунистической власти поднялись именно рабочие, и назвать их "бездельниками и художниками, выполняющим план Даллеса" уже не поворачивался язык.

Вооруженная борьба с коммунистами закончилась в 1957 году, но вслед за этим (а часто и одновременно) по Польше прокатилась волна забастовок и стачек — так, летом 1956 года прошли массовые протесты в Позани, в шестидесятые годы проходили волнения в студенческой среде, а в конце 1970 года протесты охватили Гданьск...


02. А мы, тем временем, начинаем нашу прогулку по местам былых протестов. Та самая знаменитая гданьская судоверфь находится недалеко от городского вокзала, который называется "Гданьск Главный" и выглядит вот так:




03. Рядом с вокзалом можно заметить высокий 90-метровый небоскреб, в котором во времена ПНР размещались НИИ кораблестроения и Центр корабельной техники. Поляки называют это здание "Зеленяк" из-за зеленого цвета стемалитовых панелей, которыми оно облицовано.




04. Вот так вокзал и НИИ кораблестроения выглядят с высоты, вокруг находятся обычные жилые кварталы Гданьска. Когда-то забор, окружавший гданськую судоверфь, доходил до самого "Зеленяка", и сам небоскреб относился к предприятиям судоверфи.




05. Сейчас от старого забора осталась только фрагмент кирпичной стены, оставленный в виде памятного знака в честь начала движения "Солидарность". Небольшой участок дороги от "Зеленяка" до проходной судоверфи поляки называют "Дорогой свободы".




06. А вот и вход на ту самую судоверфь — сейчас всё окружающее пространство превращено в музей под открытым небом. Не будет большим преувеличением сказать, что именно здесь в конце XX века решалась судьба Польши и многих других стран Восточной Европы:




07. За пределами Польши немногие помнят об этом, но гданьские протесты 1980 года были далеко не единственными на этой площади, впервые гданьские рабочие вышли на массовые протесты в декабре 1970 года — рабочие были недовольны повышением закупочных цен на продовольствие, промтовары и строительные материалы, цены в магазинах выросли на 30%. Представителям протестующих уже удалось прийти к какому-то соглашению с властями, но высшее партийное руководство сделало ставку на силовое подавление протестов — военные (а также части силовой структуры ЗОМО, натренированной специально на подавление протестов) открыли огонь, в результате чего погибло 42 рабочих...

Сейчас в память о тех трагических событиях на площади перед входом в судоверфь установлен памятник.




08. На пяти языках на памятнике написаны следующие слова: "Памятник погибшим рабочим гданьской судоверфи, 1970. Павшим — в знак вечной памяти. Правящим — в знак предостережения, что ни один общественный конфликт не должен решаться силой. Согражданам — в знак надежды, что зло можно победить".

Между прочим, памятник появился ещё в коммунистические времена — создание памятного мемориала было одним из требований рабочих, вышедших на протесты в 1980 году.




09. Рядом с памятным знаком установлен монумент высотой в 42 метра, ровно по числу погибших рабочих. Напоминает монумент три креста, к крестовинам которых прикреплены три якоря.




10. А вот так выглядит площадь, где проходили все протесты. В центре сейчас установлен монумент, а чуть правее находится историческая проходная гданьской судоверфи.




11. Давайте подойдём поближе. Вот такое архивное фото я нашел в интернете, кто-то с высоты снял протесты 1980 года, когда на площади собралось около 17.000 человек. На снимке можно увидеть проходную, слева от которой находятся какие-то невысокие административные здания.




12. Историческую проходную оставили в неизменном виде — здесь остались старые двери и интерьеры времен ПНР.




13. Когда-то в этих окошках проверяли пропуска у всех, кто проходил на судоверфь:




14. А здесь сидела охрана:




15. Административных зданий, запечатленных на снимке 1980 года, сейчас уже нет — вместо этого здесь построен большой и современный музей движения "Солидарность":




16. Внутри в нескольких залах можно ознакомится с историей движения и основными историческими вехами польской истории конца XX века.




17. Со стен на посетителей смотрят протестующие рабочие, есть здесь и множество старых снимков Леха Валенсы. Поляки рассказывают, что бастующим рабочим было очень страшно выходить на протесты в 1980 году, еще свежа была память о расстреле 1970 года. 14 августа, в день начала забастовки собрались возле главных ворот судоверфи, но организатора забастовки Леха Валенсы почему-то не было. По толпе пошли слухи, что его арестовали, протестующие стали колебаться, как вдруг около 11 часов утра люди увидели бегущего со стороны проходной Валенсу, он вскочил на экскаватор и закричал директору судоверфи: "Вы меня помните? Я был вашим работником, вы меня уволили в 76 году!"

Оказалось, что Леха Валенсу просто не пускали на территорию судоверфи, и ему пришлось перелезать через стену. Кто знает, как сложилась бы история Польши, если бы Валенса не перелез тогда через забор.




18. Ещё в музее есть интересный сувенирный магазин, где множество сувенирной продукции посвящено "Солидарности".




19. В центре экспозиции можно увидеть предметы, с которыми у поляков ассоциируются последние годы ПНР — "дефицитная" туалетная бумага и красные рычажные весы:




20. Вид музея с высоты. Обратите внимание на исключительно интересную крышу, на которой размещен небольшой парк:




21. А теперь давайте посмотрим, как собственно выглядит сама гданьская судоверфь, на которой работали первые участники движения "Солидарность" и сам Лех Валенса. Сразу за cовременным зданием музхея можно увидеть старые промышленные корпуса судоверфи, а также несколько жилых кварталов. Вдалеке видны портовые краны, ставшие одним из символов Гданьска и "Солидарности".




22. Местные жилые кварталы выглядят вот так. Когда-то эти дома строились в качестве жилья для первых работников предприятий судоверфи.




23. Подъезды здесь довольно аккуратные и чистые.




24. А прямо со двора видны грузовые краны судоверфи.




25. Множество корпусов, в которых ранее размещались предприятия, сейчас опустели — часть производства перенесли в другие места, а какие-то заводы в постиндустриальную эпоху стали просто убыточными.




26. Залы бывших цехов:




27. Именно на этих предприятиях работал когда-то Лех Валенса и все, кто стоял у истоков "Солидарности".




28. Бывшие промышленные цеха сейчас частично используются под автомастерские.




29. А на верхних этажах всё осталось как раньше.




30. Здесь есть множество кабинетов и комнат, в которые никто не заходил с конца 1980-х годов:




31. Возможно, именно в этой комнате когда-то проходили заседание Стачечного комитета "Солидарности":




32. Мебели здесь уже не осталось, но стены продолжают хранить историю. Например, в виде вот такого "Листка забастовщика" 1981 года, который полулегально распространялся среди рабочих.




33. А вот это — вход а административную часть гданьской судоверфи.




34. Лестницы, по которым когда-то ходили бастующие рабочие:




35. Полутемные коридоры с кабинетами, в которых когда-то закрывались и не выходили на работу бастующие сотрудники судоверфи.




36. Цех, помнящий историю "Солидарности":




37. Бывшая заводская столовая — повышение цен на обеды здесь стали когда-то одним из толчков к акциям протеста в 1980-м году.




38. Столовая давно заброшена — работники предприятий судоверфи питаются в других, современных заведениях. Внутри сейчас вот так:




39. Цех, где когда-то готовили обеды:




40. "Раздатка" в обеденном зале:




41. Коридоры.




42. Башенный кран:




43. Старые столовые и неэффективные предприятия остались в прошлом, а гданьская судоверфь сейчас живет новой жизнью. Многие пустующие цеха сдаются сейчас под арт пространства и мастерские:




44. А профильные предприятия продолжают свою работу. Краны всё так же продолжают поднимать грузы:




45. Доки — продолжают ремонтировать суда.




46. Гданьск живет привычной жизнью приморского города.




47. Как оказалось, всё это можно с успехом делать и без коммунистов)

Итогом протестов движения "Солидарность" стала его полная победа — протестующие отвоевывали у властей всё новые и новые свободы, что привело к историческому Круглому столу в феврале-апреле 1989 года, в ходе которого представители гражданского общества провели переговоры о постепенном уходе коммунистов из власти.

В 1989 году в Польше был учрежден институт президентства, "Солидарность" получила эфирное время на телевидении и в итоге встала у руля Польши на время Переходного периода. Затем были реформы Бальцеровича, которые стабилизировали финансовую систему Польши и заложили глубокие структурные преобразования экономики. 29 декабря 1989 года была упразднена ПНР и фактически распущена польская коммунистическая партия.





48. Польская "Солидарность" стала, пожалуй, уникальным явлением. Не выйди поляки в 1980-м году на протесты — кто знает, как в дальнейшем сложилась бы европейская история.




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
murzikcot July 17th, 2017
Вот пример того,что даже в закрытом комунячем государстве где полно сексотов,доносчиков,чекиздов, простой электрик с судоверфи поднял народ на борьбу с коммунистической мразью и в итоге вошел в историю а режим рухнул.

maxim_nm July 17th, 2017
Именно так. Интересно, где все эти сексоты сейчас...

murzikcot July 17th, 2017
Это в России бывшие совейцкие сексоты,вертухаи,доносчики,палачи чувствуют себя вполне вольготно и даже пенсион получают побольше чем у простых работяг которые всю жизнь пахали на заводах а там в Польше думаю бывшие сексоты и доносчики доживают свои дни на минимальную пенсию в приличное общество их с таким клеймом уже не пустят.

apelsino75 July 17th, 2017
Агент Болек до сих пор себе здравствует

gurzufskij July 17th, 2017

Ничего, что Валенса сам оказался сексотом


yuzich_grey July 18th, 2017
А кто где. Кто-то уже в Вечности, а кто-то "переобулся в полёте" и пишет звонкие статейки о кровавом режиме и рвет глотку за декоммунизацию. ;))

Нет, не так

skypig July 18th, 2017
Недавно ехал с местным таксистом и он рассказывал, что у него 2 родственника. Один работал в органах, а второй вот на сточне. Так вот у бывшего пенсия в 2 раза выше, чем у второго. На каждой семейной гулянке у них до драк доходит: "Мы боролись за независимость, а ты меня и моих друзей всю жизнь прессовал, но теперь, как сыр в масле катаешься". Не все так однозначно.

ron_coleman July 17th, 2017
+1000

magnetoplus July 17th, 2017
Плюс мильён!

apelsino75 July 17th, 2017
Лех Валенса был агентом КГБ под кличкой Болек, мудачок
Разборка СССР велась под надзором КГБ.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ты бы не выспупа омждцко ихэщцко итъхщ

Это вы о "Болеке"?

rimmir July 18th, 2017
СТАНЕТ ЛИ XXI ВЕК ВЕКОМ ТОРЖЕСТВА ИДЕЙ КОММУНИЗМА?

Поставив сегодня столь "непопулярный" вопрос, хотелось бы привлечь для ответа на него мнение одного весьма авторитетного в мире эксперта, чье имя я назову чуть позже.
Начну с цитаты, отметив лишь, что речь в ней идет о социалис­тической идее, ныне широко именуемой как в нашей стране, так и за рубежом, "коммунизмом".

"...Порожденный нетерпеливым идеализмом, отвергавшим неспра­ведливость существующего порядка вещей, он стремился к лучшему и более гуманному обществу, но привел к массовому угнетению. Он опти­мистически отражал веру в мощь разума, способного создать современ­ное общество. Во имя морально мотивированной социальной инженерии он мобилизовал самые мощные чувства - любовь к человечеству и нена­висть к угнетению. Таким образом ему удалось увлечь ярчайшие умы и самые идеалистические души... Он исходил из представления, что гра­мотное, политически сознательное общество может осуществлять конт­роль над общественной эволюцией, направляя социо-экономические пе­ремены к заранее намеченным целям. Так что история уже более не бы­ла бы просто спонтанным, преимущественно случайным процессом, но стала бы орудием коллективного разума человечества и служила бы мо­ральным целям. Таким образом, коммунизм домогался слияния, посредс­твом организованных действий, политической рациональности с общест­венной моралью".

Как нам представляется, вряд ли кто-либо из называющих себя коммунистом, не согласится с приведенной характеристикой социалис­тической идеи. Точно также, как вряд ли кто-нибудь из убежденных ее противников не обрушится на приведенную цитату с уничтожительной критикой.

Предостерегая последних от скорополительных выводов, раскроем тайну имени и назовем процитированный источник.

http://rimmir.livejournal.com/547610.html


yz121783 July 18th, 2017
Да, простой электрик... Спасает планету. Насмотрелись Голливуда? В жизни все совсем не так:)

Угу. Электрик вошел в историю

barxanow January 9th, 21:08
А верфь-то где, чего не работает? Без коммунистов-то - самое и работать, корабли строить....

Deniz Isaef September 14th, 10:06
Помню когда учился в военном училище у нас были учетные катера построенные в Гданьске. Так вот при осмотре рулевой машины нашли замыкатель контакта который ее нафиг вырубал. А в чреве электрощита красовалась красивая надпись на медной табличке: «смерть советским оккупантам» на польском языке. Тогда показалось интересным, а теперь понятно откуда корни растут🤷‍♂️

  • 1