Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Как польская «Солидарность» победила коммунистов.



Будучи в Гданьске, я не мог обойти своим вниманием одно историческое событие (или, точнее, целую цепь событий), которое стало без преувеличения поворотным во всей восточноевропейской, а может быть, и мировой истории. Я говорю про польское движение "Солидарность", которое зародилось, здесь, на гданьской судоверфи и в итоге победило коммунистов в Польше.

"Солидарность" появилась в августе-сентябре 1980 года на гданьской судоверфи (которая в те годы называлась "Судоверфь имени Ленина") под руководством Леха Валенсы, который в те годы работал простым электриком на местых предприятиях. Причиной созданиядвижения "Солидарность" стало многолетнее противостояние польского общества и коммунистической власти, а формальным поводом стала защита прав рабочих, потерявших рабочие места — за "оппозиционную деятельность" власти уволили с работы крановщицу Анну Валентинович. Ещё рабочие протестовали против ухудшения жизненных условий — незадолго до протестов в столовых на судоверфи взлетели цены на обеды.

Думаю, гданьские рабочие, преодолевшие страх и вышедшие на протесты в 1980 году, и сами не догадывались, что стачка их небольшого коллектива перерастет в крупное общественное движение и распространиться в итоге на всю Польшу, а также станет примером для граждан других стран Восточной Европы и самого СССР. Это всё станет ясно уже значительно позже, а тогда, осенью 1980 года всё могло закончиться расстрелом протестующих — как это случилось в Гданьске в 1970 году.

Итак, под катом — большой рассказ о движении "Солидарность" и уникальные фотоснимки той самой гданьской судоверфи.



Для начала ещё немного истории. С самого начала своего установления в Польше (в 1945 году) коммунистический режим встретил здесь ожесточенное сопротивление общества. Против коммунистов началась вооруженная борьба, полностью справиться с которой "новым властям" удалось только к 1957 году, когда под Ломжей был окружен и уничтожен последний партизанский отряд партизан-повстанцев (бывший бойцов Арммии Крайовой).

Удерживаться у власти коммунистам помогала пропаганда, делающая умелые, специфически польские акценты — якобы только под руководством коммунистов Польше вернули бывшие территории германские "Великого Рейха", плюс пропаганда традиционно пыталась опираться на "рабочий класс". Получалось плохо, так как польские рабочие имели сильный национальный патриотизм и влияние католической церкви — последняя, разумеется, относилась к коммунистам строго негативно. Пропаганда, кстати, в итоге "наступила на горло собственной песне", так как протестовать против коммунистической власти поднялись именно рабочие, и назвать их "бездельниками и художниками, выполняющим план Даллеса" уже не поворачивался язык.

Вооруженная борьба с коммунистами закончилась в 1957 году, но вслед за этим (а часто и одновременно) по Польше прокатилась волна забастовок и стачек — так, летом 1956 года прошли массовые протесты в Позани, в шестидесятые годы проходили волнения в студенческой среде, а в конце 1970 года протесты охватили Гданьск...


02. А мы, тем временем, начинаем нашу прогулку по местам былых протестов. Та самая знаменитая гданьская судоверфь находится недалеко от городского вокзала, который называется "Гданьск Главный" и выглядит вот так:




03. Рядом с вокзалом можно заметить высокий 90-метровый небоскреб, в котором во времена ПНР размещались НИИ кораблестроения и Центр корабельной техники. Поляки называют это здание "Зеленяк" из-за зеленого цвета стемалитовых панелей, которыми оно облицовано.




04. Вот так вокзал и НИИ кораблестроения выглядят с высоты, вокруг находятся обычные жилые кварталы Гданьска. Когда-то забор, окружавший гданськую судоверфь, доходил до самого "Зеленяка", и сам небоскреб относился к предприятиям судоверфи.




05. Сейчас от старого забора осталась только фрагмент кирпичной стены, оставленный в виде памятного знака в честь начала движения "Солидарность". Небольшой участок дороги от "Зеленяка" до проходной судоверфи поляки называют "Дорогой свободы".




06. А вот и вход на ту самую судоверфь — сейчас всё окружающее пространство превращено в музей под открытым небом. Не будет большим преувеличением сказать, что именно здесь в конце XX века решалась судьба Польши и многих других стран Восточной Европы:




07. За пределами Польши немногие помнят об этом, но гданьские протесты 1980 года были далеко не единственными на этой площади, впервые гданьские рабочие вышли на массовые протесты в декабре 1970 года — рабочие были недовольны повышением закупочных цен на продовольствие, промтовары и строительные материалы, цены в магазинах выросли на 30%. Представителям протестующих уже удалось прийти к какому-то соглашению с властями, но высшее партийное руководство сделало ставку на силовое подавление протестов — военные (а также части силовой структуры ЗОМО, натренированной специально на подавление протестов) открыли огонь, в результате чего погибло 42 рабочих...

Сейчас в память о тех трагических событиях на площади перед входом в судоверфь установлен памятник.




08. На пяти языках на памятнике написаны следующие слова: "Памятник погибшим рабочим гданьской судоверфи, 1970. Павшим — в знак вечной памяти. Правящим — в знак предостережения, что ни один общественный конфликт не должен решаться силой. Согражданам — в знак надежды, что зло можно победить".

Между прочим, памятник появился ещё в коммунистические времена — создание памятного мемориала было одним из требований рабочих, вышедших на протесты в 1980 году.




09. Рядом с памятным знаком установлен монумент высотой в 42 метра, ровно по числу погибших рабочих. Напоминает монумент три креста, к крестовинам которых прикреплены три якоря.




10. А вот так выглядит площадь, где проходили все протесты. В центре сейчас установлен монумент, а чуть правее находится историческая проходная гданьской судоверфи.




11. Давайте подойдём поближе. Вот такое архивное фото я нашел в интернете, кто-то с высоты снял протесты 1980 года, когда на площади собралось около 17.000 человек. На снимке можно увидеть проходную, слева от которой находятся какие-то невысокие административные здания.




12. Историческую проходную оставили в неизменном виде — здесь остались старые двери и интерьеры времен ПНР.




13. Когда-то в этих окошках проверяли пропуска у всех, кто проходил на судоверфь:




14. А здесь сидела охрана:




15. Административных зданий, запечатленных на снимке 1980 года, сейчас уже нет — вместо этого здесь построен большой и современный музей движения "Солидарность":




16. Внутри в нескольких залах можно ознакомится с историей движения и основными историческими вехами польской истории конца XX века.




17. Со стен на посетителей смотрят протестующие рабочие, есть здесь и множество старых снимков Леха Валенсы. Поляки рассказывают, что бастующим рабочим было очень страшно выходить на протесты в 1980 году, еще свежа была память о расстреле 1970 года. 14 августа, в день начала забастовки собрались возле главных ворот судоверфи, но организатора забастовки Леха Валенсы почему-то не было. По толпе пошли слухи, что его арестовали, протестующие стали колебаться, как вдруг около 11 часов утра люди увидели бегущего со стороны проходной Валенсу, он вскочил на экскаватор и закричал директору судоверфи: "Вы меня помните? Я был вашим работником, вы меня уволили в 76 году!"

Оказалось, что Леха Валенсу просто не пускали на территорию судоверфи, и ему пришлось перелезать через стену. Кто знает, как сложилась бы история Польши, если бы Валенса не перелез тогда через забор.




18. Ещё в музее есть интересный сувенирный магазин, где множество сувенирной продукции посвящено "Солидарности".




19. В центре экспозиции можно увидеть предметы, с которыми у поляков ассоциируются последние годы ПНР — "дефицитная" туалетная бумага и красные рычажные весы:




20. Вид музея с высоты. Обратите внимание на исключительно интересную крышу, на которой размещен небольшой парк:




21. А теперь давайте посмотрим, как собственно выглядит сама гданьская судоверфь, на которой работали первые участники движения "Солидарность" и сам Лех Валенса. Сразу за cовременным зданием музхея можно увидеть старые промышленные корпуса судоверфи, а также несколько жилых кварталов. Вдалеке видны портовые краны, ставшие одним из символов Гданьска и "Солидарности".




22. Местные жилые кварталы выглядят вот так. Когда-то эти дома строились в качестве жилья для первых работников предприятий судоверфи.




23. Подъезды здесь довольно аккуратные и чистые.




24. А прямо со двора видны грузовые краны судоверфи.




25. Множество корпусов, в которых ранее размещались предприятия, сейчас опустели — часть производства перенесли в другие места, а какие-то заводы в постиндустриальную эпоху стали просто убыточными.




26. Залы бывших цехов:




27. Именно на этих предприятиях работал когда-то Лех Валенса и все, кто стоял у истоков "Солидарности".




28. Бывшие промышленные цеха сейчас частично используются под автомастерские.




29. А на верхних этажах всё осталось как раньше.




30. Здесь есть множество кабинетов и комнат, в которые никто не заходил с конца 1980-х годов:




31. Возможно, именно в этой комнате когда-то проходили заседание Стачечного комитета "Солидарности":




32. Мебели здесь уже не осталось, но стены продолжают хранить историю. Например, в виде вот такого "Листка забастовщика" 1981 года, который полулегально распространялся среди рабочих.




33. А вот это — вход а административную часть гданьской судоверфи.




34. Лестницы, по которым когда-то ходили бастующие рабочие:




35. Полутемные коридоры с кабинетами, в которых когда-то закрывались и не выходили на работу бастующие сотрудники судоверфи.




36. Цех, помнящий историю "Солидарности":




37. Бывшая заводская столовая — повышение цен на обеды здесь стали когда-то одним из толчков к акциям протеста в 1980-м году.




38. Столовая давно заброшена — работники предприятий судоверфи питаются в других, современных заведениях. Внутри сейчас вот так:




39. Цех, где когда-то готовили обеды:




40. "Раздатка" в обеденном зале:




41. Коридоры.




42. Башенный кран:




43. Старые столовые и неэффективные предприятия остались в прошлом, а гданьская судоверфь сейчас живет новой жизнью. Многие пустующие цеха сдаются сейчас под арт пространства и мастерские:




44. А профильные предприятия продолжают свою работу. Краны всё так же продолжают поднимать грузы:




45. Доки — продолжают ремонтировать суда.




46. Гданьск живет привычной жизнью приморского города.




47. Как оказалось, всё это можно с успехом делать и без коммунистов)

Итогом протестов движения "Солидарность" стала его полная победа — протестующие отвоевывали у властей всё новые и новые свободы, что привело к историческому Круглому столу в феврале-апреле 1989 года, в ходе которого представители гражданского общества провели переговоры о постепенном уходе коммунистов из власти.

В 1989 году в Польше был учрежден институт президентства, "Солидарность" получила эфирное время на телевидении и в итоге встала у руля Польши на время Переходного периода. Затем были реформы Бальцеровича, которые стабилизировали финансовую систему Польши и заложили глубокие структурные преобразования экономики. 29 декабря 1989 года была упразднена ПНР и фактически распущена польская коммунистическая партия.





48. Польская "Солидарность" стала, пожалуй, уникальным явлением. Не выйди поляки в 1980-м году на протесты — кто знает, как в дальнейшем сложилась бы европейская история.




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

murzikcot July 17th, 2017
Вот пример того,что даже в закрытом комунячем государстве где полно сексотов,доносчиков,чекиздов, простой электрик с судоверфи поднял народ на борьбу с коммунистической мразью и в итоге вошел в историю а режим рухнул.

maxim_nm July 17th, 2017
Именно так. Интересно, где все эти сексоты сейчас...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
ron_coleman July 17th, 2017
Фото нереально крутые)

maxim_nm July 17th, 2017
Спасибо, я старался)

unlimmobile July 17th, 2017
не рассказано главного: при коммуняках так или иначе эти судоверфи работали, а когда валенса помог слить польшу - их закрыли
в Европе не нужны конкуренты )))
PS фото отличные!

maxim_nm July 17th, 2017
Судоверфи как работали, так и работают. Закрыли несколько неэффективных предприятий. И что кто куда "слил"? Не напомните среднюю зарплату в России и в Польше? Если бы не Валенса - сейчас жили бы, как в Сургуте.

(Deleted comment)
harmurak July 17th, 2017
С коптера особо шикарные видоны, люблю такое))

maxim_nm July 17th, 2017
Без коптера обзор не полным был бы)

lora_lei July 17th, 2017
Стыдно признаться, но я ничего не слышала об этих событиях.

maxim_nm July 17th, 2017
Что, даже про Леха Валенсу ничего не слыхала? Известный человек весьма.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
magnetoplus July 17th, 2017
Слушай, а разрешение на съемку с дронов в Польше надо?

maxim_nm July 17th, 2017
Перед поездкой узнавал - нужна лицензия, получать ее долго и геморно, поэтому я снимал просто так)

monetam July 17th, 2017
Ну, Солидарность никого и не победила: Ярузельский ввел военное положение, и все.
Вообще же произошло редкостное народное объединение на антикоммунистической почве.

maxim_nm July 17th, 2017
К тому времени, как было введено военное положение, в "Солидарности" было уже большинство взрослого населения, так что оно по сути ничего не решало.

ollo July 17th, 2017
Интересный репортаж, только можно еще добавить, что тогда в 1980 году Брежнев серьезно рассматривал возможность ввести в Польшу войска, чтобы подавить мятеж, и передумал только после того, как польские власти посадили Леха Валенсу в тюрьму

maxim_nm July 17th, 2017
Да, было дело. Но мне почему-то кажется, что все равно войска не ввели бы, не те времена были.

natalie_elm_str July 17th, 2017
Что интересно, читала как-то книгу-интервью Вишневского (ну тот который "Одиночество в сети" и пр)), он там очень много и интересно рассказывает об этом периоде Польше, и не только.. Да, так что для меня явилось открытием, то что Польша, по его словам, так же очень неоднородна по менталитету. Ну может, не так как Украинский запад-восток, все таки там католичество "спаивало" нацию на порядок сильнее нашей "украинскости", но тоже имеет место быть. И он, в частности, рассказывал, что "возрождение Польши", могло начаться только с Гданська... Потому как это ближе всего к Германии, к Европе, и люди там были намного "продвинутее"... А в том же Лодзе, к примеру, превалировали "совковые", как мы бы сказали, настроения... Так что у них все так же как и у нас по большому счету).

maxim_nm July 17th, 2017
Может и так)

toomth July 17th, 2017
А поляки не забыли как коммунисты их из фашистских печей вытащили?))

maxim_nm July 17th, 2017
Ну-ну.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
otevalm July 17th, 2017
Как непросто все в истории. Спасибо за фото. Удручающе выглядят кадры заброшенного предприятия.

maxim_nm July 17th, 2017
Нерентабельно стало, вот и забросили)

uplog July 17th, 2017
Сделать из судоверфи гаражную автомастерскую...
это круто, революционно и прогрессивно.
молодцы!

maxim_nm July 17th, 2017
Пост не читал, но 5 копеек вставил.

(Deleted comment)
kritikanx July 17th, 2017
>>>>Оказалось, что Леха Валенсу просто не пускали на территорию судоверфи, и ему пришлось перелезать через стену. Кто знает, как сложилась бы история Польши, если бы Валенса не перелез тогда через забор.

его судьба сложилась как всех бунтарей и стал просто легендой:

"Как президент Польши Валенса помог провести свободные парламентские выборы 1991 года и принимал участие в процессе преобразования экономики государства в свободную рыночную. Он проявил замечательные политические навыки в качестве лидера «Солидарности», но его простая речь, конфронтационный стиль и отказ ослабить строгие ограничения на производство абортов подорвали его популярность в конце срока пребывания на президентском посту. В 1995 году он участвовал в выборах, но потерпел поражение от бывшего коммуниста Александра Квасьневского, возглавлявшего Союз демократических левых сил. "

maxim_nm July 17th, 2017
Да, интересная история.

muh2 July 17th, 2017
Ничего особенного в Солидарности нет. Полностью аналогичный репортаж можно снять о севере Англии или о Дейтройте. У этих трех мест (и у многих других) есть главная общая черта - там где чрезмерно растут профсоюзы - умирает промышленность.

Ну и да, не в 80-х, но чуть пораньше - рпофсоюзные деятели в том же Дейтройте рисковали посильнее Валенсы.

maxim_nm July 17th, 2017
Ну это как посмотреть, как по мне – уникальное событие.

tiina July 17th, 2017
Можно только порадоваться за Польшу.

maxim_nm July 17th, 2017
Точно)

?

Log in

No account? Create an account