Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Правда про радиацию в самолёте.



Не знаю, как вы, а я уже много раз слышал истории о том, что во время перелетов в самолётах весьма существенно повышается радиационный фон. В принципе, это вполне объяснимо с научной точки зрения — на тех высотах, на которых летают пассажирские суда (от 8 до 12 тысяч метров) слой атмосферы весьма разрежен, и радиационное воздействие Солнца ощущается значительно сильнее.

Вместе с этим, по интернету ходит и множество журналистских баек о том, что мол во время перелетов радиация настолько сильная, что например беременным лучше вообще воздержатся от такого вида транспорта, да и в целом лучше летать поменьше.

Чтобы проверить, где в этих историях правда, а где вымысел, я взял на борт "Боинга-737" чувствительный дозиметр со слюдяным датчиком, и проверил уровни радиации на рейсе Минск-Варшава.

Под катом — рассказ об этом)



Для начала немного скучной научной информации, она нужна для калибровки представлений о радиации, а уже потом будем мерить) Вообще в научной среде сейчас принято замерять уровни радиации в микрозивертах, но лично я предпочитаю микрорентгены — они мне как-то понятнее и ближе.

Итак, нормальным считается радиционный фон в пределах 10-20 мкр/час. Это означает, что находясь в таком фоне, человек за 1 час получит дозу радиации от 10 до 20 микрорентген, или, по-другому, от 10 до 20 миллионных долей рентгена. Радиация такого уровня воздействует на нас каждую секунду — именно этот фон является природным в большинстве мест на Земле.

Какие уровни радиации в местах с радиационным загрязнением? Например, средний фон в городе Припять составляет сейчас от 50 до 400 мкр/час — в принципе, такие уровни полностью безопасны для кратковременного нахождения в них человека. Возле саркофага ЧАЭС радиоактивный фон составляет около 500-700 мкр/час, а на стройплощадке нового саркофага в отдельных опасных местах — 50.000-100.000 мкр/час, это уже довольно высокие уровни, в которых небезопасно находиться дольше нескольких часов. Под самим саркофагом в районе реакторного зала уровни составляют от 2-5 рентген в час и выше, и персонал ЧАЭС туда не ходит, делать там нечего.

Допустимая доза для работников Чернобыльской зоны отчуждения (в том числе, проводников-сталкеров) сейчас составляет 2 бэр/год. Бэр - это "биологический эквивалент рентгена". В 1986-88 годах ликвидаторы "списывались" из Чернобыля с дозой 20 бэр, а особенно опасно было получить эту дозу единовременно, за короткое время — такие дозы "хватали" те ликвидаторы, что чистили кровли ЧАЭС от радиоактивных обломков, по 1-3 минуты работая в полях от 1000 до 10.000 рентген в час.

А теперь давайте посмотрим, что у нас там в самолёте.

02. Итак, сажусь в "Боинг", включаю дозиметр и дожидаюсь уменьшения погрешности в измерениях — прибор сперва "принюхивается" к общему фону, выдавая более высокие показатели, а затем начинает выводить более точные цифры. Итак, фон на земле составляет всего 8 мкр/час:




03. Взлетаем! В салоне, как обычно, погасили свет, а прибор показывает всё те же 8 мкр/час, но уже с точностью в +/- 10% (вместо 18-ти на прошлом фото).




04. Поднимаемся выше, и тут я замечаю, как показания дозиметра начинают плавно расти. На высоте в пару тысяч метров показания фона составляют уже 33 мкр/час.




05. Ещё выше, уже 48 мкр/час.




06. И ещё. Кстати, обратите внимание на индикацию в левом верхнем углу дозиметра — светодиод стал красным вместо обычного зеленого, это сигнализирует о том, что прибор находится в повышенных радиационных полях. Есть еще звуковая индикация "превышения порога", но её я отключил, чтобы не пугать пассажиров)




07. Пиковое значение — 125 мкр/час при точности около 30%. Это не совсем точные данные, так как дозиметр в этот момент как раз сбросил старые замеры и начал считать по новой.




08. Средний радиационный фон на максимальной высоте полета находился в пределах 100-120 мкр/час.




09. Самолётная еда. Разумеется, никакой "радиации" на ней нет, это просто общие показатели фона. Но пугать такими фотками можно, да)




10. Начинаем снижаться — вместе с самолётом начинает снижаться и радиационный фон.




11. Приближаемся к земле.




12. Садимся. Дозиметр показывает те же 8 мкр/час, что и в Минске.



Такие дела. Безопасно ли летать в таких уровнях радиации? На мой взгляд — ничего опасного здесь нет, такие минимальные изменения радиационного поля человеческий организм никак не замечает.

Более опасной является, скажем, радиоактивная пыль, которую и сейчас можно найти в Чернобыле — но там она появилась по понятным причинам, связанными с разрушением активной зоны реактора, и в самолёте ей взяться, само собой, совершенно неоткуда.

А вы боитесь радиации? Напишите в комментариях, интересно)

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “радиация” Tag


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

magnetoplus July 4th, 15:25
А я вообще не знал, что там радиация))

maxim_nm July 4th, 15:26
В самолете?

sharikowa July 4th, 15:32
Прикольно!
А летели бы ночью, думаю, фон не повышался бы: просто нечему было просвечивать через разреженную атмосферу, так как солнышко с другой стороны земли.

krivbasscom July 4th, 15:39
Все это замечательно, но не указано самое главное)) Сообщите, плиз, название модели дозиметра.
Давно присматриваю, что приобрести.

maxim_nm July 4th, 15:45
Радиаскан-701)

garten_besitzer July 4th, 15:45

Поржал.


a_nimaida July 4th, 15:49
Зато доказали))

maxim_nm July 4th, 15:59
Что?

sergmiv July 4th, 15:52
С чем бутики были? Как кофе в Белавиа?)

Edited at 2017-07-04 03:53 pm (UTC)

maxim_nm July 4th, 15:59
Бутики с ветчиной куриной, а кофе так себе, хотя пить можно)

anatoligreen July 4th, 15:57
Весь секрет в "слюдяном датчике".
Он чувствителен И к альфа излучению, которое не пропускает одежда и человеческая кожа.

Если бы ТАКИМ датчиком вы померили излучение РОССИЙСКОГО цветного телевизора, у которого СЕРЫЙ экран, то вы бы были бы давно в глубоком обмороке от ужаса - там были не микро, а МИЛЛИрентгены.

Импортные телевизоры имели ЧЁРНЫЙ экран - это тончайший слой металлизации, он УЖЕ не пропускает Альфу.
У росийских люминофоров был хреновый КПД - они светились слабо и не "пробивали" металлизацию.

Так что гордитесь тем, что вас натренировали против альфа излучения, и ничего не бойтесь!

garten_besitzer July 4th, 15:58

Это что за бред?


tomasina_zel July 4th, 16:12
окружающие нормально реагировали на непривычный аппарат на борту ВС?

maxim_nm July 4th, 16:21
Да. Не видели особо)

mityabudanov July 4th, 16:15
Более объективно - считать зиверты ))

maxim_nm July 4th, 16:21
Без разницы вообще, это просто единицы измерения)

ron_coleman July 4th, 16:19
Красивый дозик, беленький)

maxim_nm July 4th, 16:21
Да, хорошо сделан) А белый корпус в том числе из соображений безопасности делается.

lora_lei July 4th, 16:40
Интересная инфа, спасибо)

maxim_nm July 4th, 16:40
Рад, что было интересно)

harmurak July 4th, 16:42
А я все хотел дозик взять в самолет да все забывал))

maxim_nm July 4th, 16:42
Ну теперь уже можешь и не брать)

zinaida111 July 4th, 17:02
мне всегда кукурузники больше нравились, на них и видно лучше, и радиация меньше

maxim_nm July 4th, 17:10
)))

turbinist_t3 July 4th, 17:22
Почему не ДП-5?

maxim_nm July 4th, 18:25
Ахах) С ним в самолет не пустят) Да и не нужен там порог в 200 рентген)

zloy_tolik July 4th, 17:50
У меня всегда с собой кактус в горшочке, поэтому радиации я не боюсь.

maxim_nm July 4th, 18:25
Это правильно))

?

Log in

No account? Create an account