Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Медицина в СССР, как это было (фото).



Максим, а почему ты ничего не пишешь о советской медицине — спросил меня один из читателей в комментариях к одному из постов про СССР. Срочно исправляюсь — в сегодняшнем посте мы посмотрим, что представляла из себя медицина в СССР, увидим, как выглядели операционные, зайдём в парочку палат, а также увидим первые плакаты, посвященные борьбе со СПИДом.

Для всех, кто захочет написать в комментах "плохо, зато бесплатно" сразу уточню — советская медицина не была "бесплатной". Государство само ничего не производит, а только перераспределяет блага, произведенные гражданами. Деньги на медицину присылал не Аллах и не дух Сталина, они вычитались из зарплат простых граждан. По сути, это была гигантская страховая система — деньги в которую вносились принудительно (отказаться платить отчисления с зарплаты вы не могли), и которая всё равно работала из рук вон плохо.

В общем, в сегодняшнем посте — большой фоторассказ про советскую медицину.

Внимание! Пост содержит фотоснимки из медицинских учреждений и не рекомендуется к просмотру особо впечатлительным гражданам.




02. Контакт советского человека с системой здравоохранения начинался, как правило, с вызова врача — для срочных проблем вызывалась скорая, а для несрочных — обычный участковый врач из местной поликлиники. Для вызова такого врача нужно было позвонить в поликлинику, назвать суть проблемы,  а также сообщить свой возраст и место работы.

Нагрузка на участковых врачей была, как правило, достаточно большой — иногда до нескольких десятков вызовов в день, особенно на новых участках с большим количеством многоквартирных домов, которые массово строились в 70-80 годы. Бывали и такие случаи, когда одинокие пожилые люди вызывали врача просто для того, чтобы лишний раз померить давление, пульс и пообщаться.




02. С более-менее серьезными проблемами людей клали в больницы. Практически все советские больницы выглядели одинаково казенно — крашеные стены светлых тонов (чаще всего голубоватого или зеленоватого), линолеум на полу, панцирные кровати на колесиках. Опционально в палатах еще могли находиться мятые алюминиевые либо желтые эмалированные тазы с кривыми надписями красной краской — какими-нибудь загадочными "ЗП-31-В" или просто "моча" либо "для рвоты".

В общем, совтесткие больницы были весьма неуютными казенными учреждениями с перенаселенными палатами. Существовали палаты "люкс" на 2-4 человека ("для ветеранов") и т.д., а также специальные отделения и даже целые больницы для партноменклатуры, но это уже другая история.




03. А вот так выглядела советская операционная. Пациент на фото находится в сознании, и думаю что ему не очень приятно было созерцать эти решетки на окнах и процедурные столы.




04. Армения, 1988 год. Врачи помогают мальчику, пострадавшему в результате землетрясения в Спитаке. В кадр попал типично советский шкаф-витрина (похожий я как-то нашел в заброшенном лагере "Чайка"), а также вращающийся стул, который встречался в советских больницах и на производстве.





05. Еще один из пострадавших в Спитаке — врачи делают операцию на ноге. Вот таким тонким голубоватым брезентом в больницах СССР накрывали всё, что может контактировать с жидкостями, в частности с кровью, хорошо помню такой. Ещё на фото примечателен врач-анестезиолог, он держит на лице пациента маску с усыпляющим газом — по словам тех, кто её попробовал, штука жутко мерзкая.




06. Родовое отделение. С роженицами в советских больницах не церемонились, обращаясь иногда весьма по-хамски. Это в целом характерная специфика советского общества — хамство по отношению к тем, кто находится по отношению к тебе в зависимом положении и нуждается в каких-либо твоих услугах, в торговле было то же самое.

Кстати, какое-то время никакого декретного отпуска в СССР не существовало. Сталинская конституция 1936 года с пафосом провозгласила "равенство мужчины и женщины" — в советском понимании это означало то, что женщина должна идти пахать уже через несколько недель после родов. Лишь с годами постепенно стали увеличиваться сроки декретного отпуска.




07. Роды. Обратите внимание на шприц в руках медсестры — в СССР шприцы были многоразовыми и стерилизовались в специальных шкафах (таких настольных хромированных штуках полукруглой формы). Иголки при этом также были многоразовыми, и иногда были настолько тупыми, что ими приходилось буквально "пропарывать" кожу — удовольствие для пациента то ещё.




08. Врачи с новорожденным, к малышу подключен аппарат по мониторингу сердечно-сосудистой деятельности.




09. Детское отделение в одной из больниц. Кроватки маловаты для подросших ребят, и персонал больницы сделал импровизированные загородки из палок (предположу, что это рукоятки от швабр) и ткани.




10. Отделение для ребят постарше. В 1989 году я лежал в одной из минских больниц с пневмонией и точно также листал книги — в моём случае это был не Юрий Олеша, а комикс "Тайна Третьей планеты" Кира Булычёва. Больничное бельё часто имело рисунок из надписей "Минздрав" — видимо, чтобы белье не воровал персонал.





11. Фото из кооперативной зубной клиники в Москве. Вообще, стоматология в СССР была одним сплошным ужасом, причем это касалось всех ее сфер — пломбирования зубов, удаления зубов, протезирования... Не было нормальных материалов, не было нормальных обезболивающих. Советские пломбы напоминали цемент, были серого либо горчично-желтого цвета и плохо держались в зубах.




12. Еще фото из кооперативной зубной клиники. Думаю, в кооперативе было уже более-менее, но всё равно — в наших широтах приличная стоматология появилась только к середине-концу девяностых, с нормальными материалами и технологиями.





13. А это — перевозка на каталке передозировавшегося наркомана. Не верьте тем, кто скажет, будто бы в СССР не было наркоманов — они были, просто тогдашние СМИ никак не освещали проблему. Можете ради интереса пообщаться с врачами, кто в советские годы работал с наркоманами — узнаете много интересного и расширите кругозор.




14. Фото из реабилитационного центра для наркоманов. Девушки показывают руки с уже почти прошедшими синяками, синяки возникали в результате того, что девушки кололись... Кстати, на руке у девушки слева — т.н. "магнитный браслет", очень модный в последние годы СССР; в рекламе браслета утверждалось, что он поможет справиться со всеми проблемами современности — магнитными бурями, нитратами и радиацией.





15. Еще фото из реабилитационного центра, медбрат проверяет пульс у бывшего токсикомана. С началом антиалкогольной компании Горбачева многие принялись искать другие средства "расслабиться" — кто-то пил тройной одеколон, а кто-то в поисках новых ощущений нюхал клей "Момент", ацетон и уайт-спирит.




16. И еще фото из реабилитационного центра. На окнах решетки...




17. Психиатрическое отделение одной из советских больниц — психбольных преступников часто  содержали вместе с идейными противниками советской власти, которых тоже считали "ненормальными".




18. Вот парень, в одном из таких психиатрических отделений в Вильнюсе — он дезертировал из советской армии. В те годы считалось, что убежать из "самой передовой и справедливой армии рабочих и крестьян" мог только сумасшедший. Не хочешь лететь в Афганистан стирать с лица земли кишлаки с декханами? Ну псих же.




19. В самом конце 1980-х — начале 90-х в СССР заговорили про СПИД, эта проблема стала реальной и ощутимой. В течение года-двух из больниц и поликлиник исчезли многоразовые шприцы и муфельные печи для их стерилизации, появились одноразовые шприцы (часто их поставляли в СССР в виде гуманитарной помощи).

Вот очень интересный снимок, на котором изображен один из первых плакатов против распространения ВИЧ. Очень хорошо помню такие плакаты в поликлиниках в позднесоветские годы, с жутким логотипом в виде какого-то черепа или чего-то похожего (он изображен в левом верхнем углу). Логотип напоминал мне роботов-солдат из фильма "Полёт в страну чудовищ", а особенно пугающе он выглядел в рисованном виде, в исполнении местных художников.




20. Одна из первых пациенток с установленным диагнозом "ВИЧ". Видно, что девушку постарались поддержать — на тумбочке справа и фрукты, и дефицитный кофе, но...




21. Медсестра берет образец крови у ВИЧ-инфицированной пациентки.




22. Вот очень жуткое фото — двое госпитализированных с диагнозом "СПИД" в одной из клиник. В те годы еще не существовало антиретровирусной терапии, и диагноз "СПИД" (и даже просто "ВИЧ") являлся фактически приговором...




23. А теперь про несколько терапевтических средств, популярных в те годы. Вот, например, банки — их ставили например при воспалении легких, считалось, что эффект вакуума, создаваемый банкой, усиливает лимфо-и кровообращение, что способствует более быстрому излечению воспалений. Метод на самом деле весьма спорный, многие современные врачи относят его скорее к эффекту плацебо — почти мистический ритуал со смазыванием спины вазелином, поджиганием спиртовой ватки и поочередной установки банок на спину способен произвести немалое впечатление:)




24. А вот очень интересная процедура — дети стоят перед ультрафиолетовой лампой для того, чтобы в тканях тела образовался витамин  D. Такие штуки предполагалось использовать в северных городах СССР, в которых (особенно в зимнее время) было мало солнечного света. Фото кстати сделано в Мурманске.





25. Еще одна физиопроцедура, Санаторий в Пярну, Эстония. Пациенты подвешиваются на специальных бандажах в бассейне с соленой водой — считалось, что это поможет излечить некоторые проблемы с позвоночником.





25. Душ Шарко — распространенная процедура в советских санаториях. Тело массируется сильной струёй воды, направляемой медсестрой примерно с 3-5 метров. Сам такой штукой не пользовался, но видел такие заброшенные душевые в "радиоактивом" санатории под Минском.




26. Подготовка ванн в одном из санаториев.




27. Ультрафиолетовое прогревание — многие обычно считают этот аппарат "ингалятором", однако это не так, по сути это просто уф-грелка. На аппарате стоят очень узнаваемые песочные часы, которые обычно отмеряли время для процедуры.




А какой запомнилась советская медицина вам?

Расскажите, интересно!


Добавиться в друзья можно вот тут.


я в твиттере
я "вконтакте"


_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “СССР” Tag


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

hero_sima November 14th, 2016
фото достаточно постановочны, но кто обращался и кто помнит, тот поймет.
не поймут только те, у кого при Сталине еще стоял...

maxim_nm November 14th, 2016
"Достаточно постановочные" это как? На квартире Госдепа сняты)?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
mark_amerika November 14th, 2016
какие фотки жуткие! особенно как два спидовика ревут....
аж жалко стало...
и реанимация.
жуть!!!!!!

magnetoplus November 14th, 2016
Хорошо, что хоть сейчас что-то к лучшему меняться стало...

max2529 November 14th, 2016
Кстати лет 5 назад в больницах стали кормить достаточно прилично. Сейчас опять плохо.

maxim_nm November 14th, 2016
Под лозунгом "Назад в СССР")?

totsamiyshigaev November 14th, 2016
Педераст Максим Мирович снова дрочит на свои подписи к фоткам.

maxim_nm November 14th, 2016
Ну всё, ты молодец, зайди за 30 рублями в 502-й кабинет)

(Deleted comment)
maxim_nm November 14th, 2016
Да, там без наркоза сверлили даже самые сложные случаи)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
m_for_mijers November 14th, 2016
Ужасно то, что поменялось с тех пор не очень многое. Но хоть лекарства нормальные и шприцы-системы можно купить без проблем...

maxim_nm November 14th, 2016
Это да.

dlkhg November 14th, 2016
>>>Ультрафиолетовое прогревание — многие обычно считают этот аппарат "ингалятором",

да я такой штукой как раз в июне этого года лечилась :) Не говорю уже про детство))


а вообще вопрос: в чём из описанного вина СССР, а в чём просто фактор того, что это было цать лет назад?
Сравнительный пост был бы нагляднее. Смотрите: у нас многоразовые шприцы, а ТАМ одноразовые и фото с разнице пару лет)

maxim_nm November 14th, 2016
Ну вот шприцы как раз вполне себе сравнительный фактор — в западных странах они появились намного раньше)

feropontij November 14th, 2016
<<<<< что он поможет справиться со всеми проблемами современности — магнитными бурями, нитратами и радиацией >>>>

А с трипперроммм? :)

maxim_nm November 14th, 2016
С этим помогут справиться только Алан Чумак и его банки с водой)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
maxim_nm November 14th, 2016
Белье воровали)

minskblog November 14th, 2016
Обезболивающих в стоматологии не было ни почти, а вообще. Анестезия полагалась ТОЛЬКО при удалении коренных зубов, пломбирование всегда проводили наживую.
В 89-м тоже довелось полежать в больнице на Семашко, одно из самых ярких воспоминаний детства.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что несмотря на совковость сервиса и дизайна больниц лечили качественно и во многих областях медицина была в авангарде мировой науки.

magnetoplus November 14th, 2016
Стоматология в СССР — это один кромешный пипец)))

feropontij November 14th, 2016
В СССР была атличная мидецына. А Ви всё врёти и льёте хрязь на тёплый ламповый СССР.
Я как то попал в больничку с опиндецытом.
Так мне сразу атдельную палату с тубзиком и ванной, бельишко накрахмаленное.
Апирацию прахфессор делал, специально ради Феропонтия в выхадной приехал.
Ну и самое главное, сестричек трахал в кабинете заведующего отделением.

Небольшая спрауфка:
Прахфессор тот однокашник мамки по мед. институту и однополчанин по войне.
По рассказу мамки, самый большой распиздяй в институте был.
Мамка ващеее то сама херург.
Ну и папка, в чейной больнице и аперировали, простой так себе зав. патологоанатомическим антеделием и главный пат. анатом города.

magnetoplus November 14th, 2016
Интересно))

mercator100 November 14th, 2016
Подтверждаю все личным опытом. Пожалуй надо ответно зафрендить, чтобы почитать.

Edited at 2016-11-14 03:46 pm (UTC)

maxim_nm November 14th, 2016
:)

minsk007 November 14th, 2016
хорошие впечатления были у тёток в роддоме, когда врач с 20 студентами подходил к первой попавшейся, растягивал ей ноги и предлагал каждому студенту сунуть туда палец, типа она такое учебное пособие, при недовольстве врач ещё орал "женщина, успокойтесь! мне студентов учить!"
этот ужастик конца 60-х рассказала моя тётка, но когда я это пересказал студенту меда в конце 80-х, он посмеялся и говорит: "ты думаешь сейчас иначе?"

Edited at 2016-11-14 04:00 pm (UTC)

maxim_nm November 14th, 2016
Охуеть( Других слов нет.

ron_coleman November 14th, 2016
Стоматологию не забыть ту)))

maxim_nm November 14th, 2016
Не один ты ее помнишь))

zabeyxuev November 14th, 2016

03 - реанимация, а не операционная имхо. Не тот режим стерильности


Пломба советская стоит до сих пор.


Банки и уф прогревания - очень эффективные штуки. Еще увч - это маленькие такие микроволновочки, прикладываемые в район гланд и лимфоузлов. Ультразвук и электрофорез...


Вообще физиотерапия в стране была на офигенном уровне. То есть эти приборы до сих пор работают и помогают.
И никакой современный ингалятор по эффективности туманообразования не сравнится с советским.


А перед уф лампой да, стоял. Нас два раза в неделю после бассейна светили.


ron_coleman November 14th, 2016
С банками спорный вопрос))

?

Log in

No account? Create an account