Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Минск, о котором вы не знаете.



Хотел бы вы побывать в старом деревянном минском доме и посмотреть, как жили минчане сто лет назад? Лично я очень хотел бы — в посте про машину времени я даже называл этот довоенный Минск как одну из желаемых локаций для посещения. Мне почему-то казалось, что таких домов в Минске уже давно нет, я думал, что практически все они были сожжены во время войны либо были разрушены в ходе послевоенных реконструкций.

Очасти это действительно так — уже в первые дни июля 1941 года от многих деревянных зданий в центре Минска остались одни пепелища, а то, что не было уничтожено немецкими зажигательными бомбами, а также в ходе советского штурма города, пошло под снос в 1950-е во время реконструкции центральной части Минска..

Каково же было моё удивление, когда во время прогулки в районе улицы Железнодорожной я обнаружил целые кварталы малоэтажной деревянной застройки, которая живёт практически той же жизнью, что и сто лет назад; прошедшие годы практически не изменили жизнь в этих кварталах.

Итак, сегодняшняя прогулка — по столетним домам минска, о которых вы не знаете)




02. Идём по улице Железнодорожной и сворачиваем во дворы. Здесь начинаются старинные кварталы того самого "частного сектора", который появился здесь более ста лет назад. Сложно сказать, для кого строились эти дома, предположу, что здесь жили работники железной дороги или каких-то старых предприятий.




03. Окна столетнего дома. В целом, всё выглядит похоже на обычный послевоенный минский частный сектор, но есть и особенности — на окнах необычные, нехзарактерные для послевоенных зданий наличники, а высота помещений побольше — на глаз около 3-3,5 метров.




04. Вид постройки сбоку. Конкретно этот дом был построен в 1913 году, и до сих пор в нём живут люди. Чердак, видимо, перестраивался и сохранился хуже основной части строения.




05. Продвигаемся вглубь дворов — а там всё еще интереснее. Вот это, к примеру, столетний многоквартирный деревянный дом. Проект выглядит похоже на уже советские дома барачного типа, но сохранился намного лучше своих более молодых собратьев, построенных в 1930-е годы.




06. Открываем двери, входим. Вот так выглядит подъезд дома. За век здесь практически ничего не изменилось — те же коричневые двери, дощатый пол, кованые перила. Сотня лет пролетела, как миг) Только светилиники новые.




07. Лестница на второй этаж очень интересная — она состоит из одного длинного пролёта, а не из двух, как привычнее нам. Поднимаемся наверх.




08. Коридоры второго этажа. Убрать советские замки на дверях — и здесь вполне можно снимать кино про Первую мировую войну или про БНР.




09. В доме есть еще вот такой чердак. Здесь насыпан утеплитель-аглопорит, пахнет "железнодорожным" креозотом и слышны свистки проезжающих недалеко поездов.




10. Вид первого этажа подъезда с лестницы.




11. Во дворе дома сохранились аккуратные уличные кладовки — которые, как и сто лет назад, используются по назначению.




12. Еще углубляемся во дворы. Прогулка получилась как в "Алисе в стране чудес" — чем дальше, тем интереснее) Вот многоквартирный дом аж 1900 года постройки — еще старше, чем все предыдущие.




13. Табличка на стене дома. В Минске такие таблички имеют все жилые дома (ну, почти все), и из них можно узнать много интересного — год постройки, общую площадь помещений, количество квартир и год капремонта.

Как видим, площадь квартир не очень большая — общая площадь дома 484 метра, на которых располагаются целых 17 квартир.




14. Коридор первого этажа.




15. Столетние перила.




16. Второй этаж. Дом напоминает советские деревянные постройки 1930-х, но всё сделано более капитально — перила красивее (не просто деревянные, а кованые), половые доски толще и шире, потолки выше.




17. А вот так выглядит одна из квартир. Планировка очень интересная — сзади от точки съемки вход в первую комнату, справа в темном углу — вход в квартиру, приоткрытая дверь за диваном — кухня, левее идет вход во вторую комнату, а крайняя левая дверь — санузел.




18. Кухня выглядит вот так, она фактически находится в середине квартиры. Высота потолков — примерно 3,30, а еще здесь когда-то была печка, она находилась сзади справа от точки съемки. Печку убрали только в 1984 году.




19. Идём дальше. По дороге попадаются целые кварталы столетних домиков — все они узнаваемо покрашены в бордовый цвет и чем-то неуловимо отличаются от более поздней советской застройки — другие пропорции окон и рисунка остекления, другая оконная фурнитура, другие наличники.




20. Выходим прямо к железной дороге. За горизонт уходят ряды рельсов и шпал, а слева находится что-то вроде депо — явно тоже довоенной постройки.




21. А еще здесь рядышком, на улице Автодоровской находится здание больницы 1912 года постройки; в этом здании сейчас размещается хоспис.




20. Местные дворики. Здесь идёт совсем такая же жизнь, как и сто лет назад — почтальон приносит письма и газеты в почтовые ящики на дверях домов, люди топят дровами печки и содержат маленькие приусадебные участки — словно бы и не было ни войн, ни переворотов.




21. Смотрите, кто-то даже небольшие парнички соорудил из старых окон. Город городом, а свои огурчики вкуснее)




22. Старый гараж. Над огородами возвышаются треугольные крыши железнодорожных ангаров.




23. Уличный туалет. Думаю, он уже не работает по назначению, но постройки остались.




24. Здесь всё по-домашнему. Люди запросто оставляют открытые машины и идут по своим делам, не опасаясь за имущество — соседи знают друг друга, а чужих в этих закрытых кварталах почти не бывает.




25. А вот это уже дом советской постройки, довоенный. Раньше, когда проезжал мимо него по улице Железнодорожной, всегда мечтал зайти внутрь.




26. Внутри — просторный подъезд с расположением лестницы, как в дореволюционных зданиях, с кладовкой справа.




27. И высокие лестничные пролёты с клёпаными перилами — верный признак довоенной архитектуры.




28. Окно чердака с стоящей рядом старой газовой плитой.




29. Палисадник на заднем дворе дома.




Вот такой Минск. Признайтесь, что вы о нём не знали;)


Добавиться в друзья можно вот тут.


я в твиттере
я "вконтакте"


_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “архитектура” Tag

  • Вся правда про застеклённые балконы.

    Друзья, мой прошлый пост про привычки родом из СССР вызвал немало споров в комментариях, что удивительно — чуть ли не самые большие…

  • Хрущёвки — мифы и реальность.

    Недавно на просторах интернета я нашел замечательный фильм, который был снят в СССР в 1959 году и называется "Пора большого…

  • Таллинн XXI века.

    Я на днях прилетел из Эстонии, откуда привёз множество всяких интересных фотографий. В понедельник будет пост о том, как сейчас выглядит в…

  • Как деградировал СССР.

    Это удивительно, но поклонники СССР действительно считают "советскую модель экономики" чем-то уникальным и выдающимся. Когда просишь…

  • Как восстанавливали Варшаву (фото).

    Будучи в Варшаве, я не мог обойти своим вниманием такую важную веху в истории города, как его послевоенное восстановление. Фактически, в ходе…

  • Спасём посёлок Тракторного завода!

    Друзья, сейчас идет сбор подписей под очень важной петицией — она направлена на сохранение посёлка Тракторного завода и придания ему…


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

mark_amerika November 11th, 2016
Интересный старый Минск. Я и современный не видел еще.
А у вас в Белоруссии все поезда синего цвета?

maxim_nm November 11th, 2016
Далеко не все. Синие только старые электрички, которые сейчас называются "городские линии эконом-класса". А так обычные вот так выглядят:

http://maxim-nm.livejournal.com/180236.html

g_kar November 11th, 2016
Сохранились всё-таки :)

harmurak November 11th, 2016
Домов судя по фото немного, но круто что сохранились))

harmurak November 11th, 2016
Шикарное место))) А где это, если точнее?

maxim_nm November 11th, 2016
Глянь на гуглмапс ул. Желехнодорожная/Автодоровская, это там.

ron_coleman November 11th, 2016
Ждал этот пост еще со времен анонса "вконакте", ты вроде фотки из подъезда двухэтажки с фото 5-10 выкладывал)

maxim_nm November 11th, 2016
И ещё чердак)

maxtravel1987 November 11th, 2016
У нас аще на острове Невезения закрытый посёлок из 20-х есть, к слову. А подобное гдет в центре видел, в нетуристическом месте, кнчн.
А, да, забыл: ганьба карававаму Бацьке, требуэмо побудуваты квартал либеральными хмарочосами з глины и ветак, гг.

maxim_nm November 11th, 2016
Это вы на каком языке написали))?

magnetoplus November 11th, 2016
Даже не знал, что этот район существует)

maxim_nm November 11th, 2016
А он есть)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
maxim_nm November 11th, 2016
Это не советские, это примерно период 1900-1915 годов)

Edited at 2016-11-11 02:47 pm (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
lora_lei November 11th, 2016
Интересно, почему на чердаке пахнет креозотом. Насколько я знаю - он токсичен и не используется в жилых помещениях.

maxim_nm November 11th, 2016
Тут разные причины могут быть. Первое — не факт, что креозотом пахнет именно внутренняя пропитка — может быть, там просто что-то с железной дороги сложено на чердаке, части шпал тех же. Второе — в принципе, сто лет назад балки могли им и пропитывать, не особо зная о токсичности. Которая, кстати, не такая уж и большая.

kabierac November 11th, 2016
Этим табличкам не всегда стоит доверять. Некоторые дома они "молодят", а некоторые и "старят".

А по Автодороскому переулку я гулял лет с четырёх, это особенное место. Мы с дедом доходили с моста до переезда на Путейской и заворачивали назад. Пытаюсь теперь понять, зачем мы туда ходили, и ничего не могу придумать - наверное, деду тоже нравилась атмосфера этих мест.

А депо и есть депо - там, кстати, заседала рада первого Всебелорусского съезда после того, как его разогнали. А если пойти дальше за мост, там ещё интереснее - всё это уже сбольшего послевоенное, район назывался Биржа.

maxim_nm November 11th, 2016
Местные говорят, что именно 1900 года дом)

esmeralda_as November 11th, 2016

Не скажешь, что в черте города.. но очень интересно, особенно кадры, где показана планировка квартир. Совсем не такая, как теперь


maxim_nm November 11th, 2016
Ага)

Re: Спасибо за вашу запись!

maxim_nm November 11th, 2016
Спасибо)

stirlyad November 11th, 2016
Очень понравился репортаж. Хотим еще :)

maxim_nm November 11th, 2016
Спасибо. Будет)

yozas_gubka November 11th, 2016
Ведаем)

maxim_nm November 11th, 2016
То добра)

tereza_18 November 11th, 2016
Правда не знала, но догадывалась, что там душевно. Спасибо за фотки и наводку. Хорошо бы сохранить хотя бы двухэтажные дома и больницу, конечно. Состояние вроде нормальное, квартиры удобные. Знакомые из этого района десятилетиями живут под угрозой сноса, поэтому есть некоторая неустроенностью.А так можно только позавидовать, и метро недалеко теперь.

maxim_nm November 11th, 2016
Ага)

oldpapuas November 11th, 2016
Одна из фотографий - зеркальная. Должно быть вот так. :) ) )

maxim_nm November 11th, 2016
Не, не зеркальная)

?

Log in

No account? Create an account