?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Правда о советских магазинах.



Часть комментаторов в моем предыдущем посте про советскую торговлю возмутилась абзацем про нерациональность системы покупок в советских гастрономах — мол, не было такого, что покупателям нужно было отстаивать три очереди, чтобы купить один товар, было самообслуживание.

Из того, что помню я — самообслуживание было только в крупных магазинах, вроде минской "Риги" на улице Сурганова, недалеко от которой я жил в то время. "Рига" была создана по образцу западных супермаркетов — все товары были выставлены на полках и торговых рядах, покупатель брал тележку, набирал все, что нужно, и шел на кассу. Точно так же, кстати, был устроен и универмаг в Припяти, о котором я писал в посте про припятские магазины.

Однако такой принцип торговли стал появляться уже в позднем СССР, да и то только в крупных новых магазинах. Маленькие магазины до самого конца СССР и еще несколько лет в постсоветскую эпоху продолжали функционировать по жутко неудобному алгоритму, который был даже проиллюстрирован в советских учебниках по русскому языку. Хорошо помню эту иллюстрацию о походе девочки в булочную, где для покупки простого батона девочка Зоя совершала несколько сложных и неудобных действий.

Система работала следующим образом — для осуществления даже самой простой покупки человек должен было совершить целых три операции — взвесить товар (отстояв очередь), выбить на него чек (отстояв очередь) и затем получить товар (также отстояв очередь). Причем, по такой системе очень часто функционировали лишь мясной и молочный отделы в магазине, а если вы планировали взять что-то еще из еды (скажем, пакет муки и макарон) — то вам нужно было стоять еще и четвертую очередь на общую кассу на выходе из магазина.

Почему было так? Да всё потому же — по причине отсутствии конкуренции и свободного рынка. Если бы сейчас какой-то магазин вздумал бы ввести у себя столь неудобную систему, то загнулся бы за пару месяцев из-за отсутствия покупателей, а  при отстутствии конкуренции и выбора людям приходилось пользоваться тем, что есть. Пока с высоких трибун раличные "деятели" пафосно рассуждали об успехах советской кибернетики, на простом бытовом уровне не была решена даже самая простейшая задача оптимизации покупок. В этом, кстати, и есть вся суть СССР.

Да, еще и продавцы в таких магазинах чаще всего вели себя по-скотски — потому что, по сути, совершенно не были заинтересованы в покупателях.

______________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal

  • Цветные фото сталинского СССР.

    Так, друзья — сегодня будет интересный пост с цветными снимками сталинского СССР. В 1950-х годах в СССР побывал американский профессор Томас…

  • Как в СССР эксплуатировали женщин (фото).

    Так, друзья, сегодня будет пост на одну интересную и очень важную тему — о том, как в совке ( СССР) эксплуатировали женщин на самых тяжёлых…

  • Какой была бы Россия без Ленина.

    Чуть больше сотни лет назад, в феврале 1917 года в Российской империи произошла Февральская революция, в ходе которой царь Николай Второй отрёкся…


promo maxim_nm август 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
ak_ulych January 22nd, 2016
Ну вот сейчас я на наш тех персонал из ДЭЗ не могу пожаловаться. Что сантехник, что дежурный электрик. Быстро, четко, качественно, без вымогательства. Часть работ в счет оплаты ЖКХ, часть платная. На платные услуги четкий тариф и официальная оплата. Не буду говорить за всю Россию, но в нашем муниципальном округе придраться не могу.

kino_sssr January 24th, 2016
у нас тоже персонал ДЭЗ - на 5+
даже на 6+

  • 1