?

Log in

No account? Create an account
Поддержать блог Максима Мировича: Перевести денежку

Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Правда о советских магазинах.



Часть комментаторов в моем предыдущем посте про советскую торговлю возмутилась абзацем про нерациональность системы покупок в советских гастрономах — мол, не было такого, что покупателям нужно было отстаивать три очереди, чтобы купить один товар, было самообслуживание.

Из того, что помню я — самообслуживание было только в крупных магазинах, вроде минской "Риги" на улице Сурганова, недалеко от которой я жил в то время. "Рига" была создана по образцу западных супермаркетов — все товары были выставлены на полках и торговых рядах, покупатель брал тележку, набирал все, что нужно, и шел на кассу. Точно так же, кстати, был устроен и универмаг в Припяти, о котором я писал в посте про припятские магазины.

Однако такой принцип торговли стал появляться уже в позднем СССР, да и то только в крупных новых магазинах. Маленькие магазины до самого конца СССР и еще несколько лет в постсоветскую эпоху продолжали функционировать по жутко неудобному алгоритму, который был даже проиллюстрирован в советских учебниках по русскому языку. Хорошо помню эту иллюстрацию о походе девочки в булочную, где для покупки простого батона девочка Зоя совершала несколько сложных и неудобных действий.

Система работала следующим образом — для осуществления даже самой простой покупки человек должен было совершить целых три операции — взвесить товар (отстояв очередь), выбить на него чек (отстояв очередь) и затем получить товар (также отстояв очередь). Причем, по такой системе очень часто функционировали лишь мясной и молочный отделы в магазине, а если вы планировали взять что-то еще из еды (скажем, пакет муки и макарон) — то вам нужно было стоять еще и четвертую очередь на общую кассу на выходе из магазина.

Почему было так? Да всё потому же — по причине отсутствии конкуренции и свободного рынка. Если бы сейчас какой-то магазин вздумал бы ввести у себя столь неудобную систему, то загнулся бы за пару месяцев из-за отсутствия покупателей, а  при отстутствии конкуренции и выбора людям приходилось пользоваться тем, что есть. Пока с высоких трибун раличные "деятели" пафосно рассуждали об успехах советской кибернетики, на простом бытовом уровне не была решена даже самая простейшая задача оптимизации покупок. В этом, кстати, и есть вся суть СССР.

Да, еще и продавцы в таких магазинах чаще всего вели себя по-скотски — потому что, по сути, совершенно не были заинтересованы в покупателях.

______________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

  • 1
glazasty January 21st, 2016
В Минске магазин с подобной классической советской системой в 3 очереди преспокойно себе работал в 2007 -2008 году. По крайне мере хлебобулочный отдел - 100%. Это магазин расположенный по ул.Я.Колоса сразу за "Спортоварами" (напротив "Музыки" и гимназии с фр.языком.). У меня в дом.архиве есть даже фото стола на котором резали половинки, четвертинки хлеба. Фотографировал я тайком и на мобильный телефон с камерой 1.3 МЕГАпикселя.... Кадр замечателен тем что на нем видно ЧЕМ резали хлеб. Это была пила ножовка привязанная к столу с прорезью. Это прорезь служила как бы направляющей для пилы. У пилы были сточены все зубья. Вид этого инструмента реально ВПЕЧЕТЛЯЛ......

maxim_nm January 21st, 2016
"Зорину" имеете в виду, на Коласа 32? А где там 3 очереди?

glazasty January 23rd, 2016
видимо да. непомню как назывался. уже лет 6 как съехал с того р-на...
Хлебобулочный был. Идешь выбираешь хлеб. Тебе говорят ценник или сам смотришь если он есть. Потом идешь к кассе, а потом идешь с чеком на выдачу. Очередями их назвать конечно трудно, но алгоритм действий именно такой. При наличии дефицита - очередь была бы мгновенно.

maxim_nm January 24th, 2016
Сейчас там точно не так)

vyshivanka January 23rd, 2016
На улице Харьковской, года 4 назад такой магазин еще существовал.

maxim_nm January 24th, 2016
А адрес не помните?

vyshivanka January 25th, 2016
Точный адрес не знаю. Недалеко от перекрёстка Харьковской и Берута. Я когда туда зашла у меня было стойкое ощущение что я на машине времени прокатилась. Там даже будки фанерные для кассиров сохранились, и картинки над разными отделами из восьмидесятых. Над молочным отделом красовалась картинка с бутылкой которой уже лет 20 как в ходу нет. Для полного погружения только механических кассовых аппаратов не хватало.

Irina Krotova January 30th, 10:42
Новосибирск, магазин тканей "Логос" - до сих пор такая система продажи товаров. Нужно записать на бумажку артикул нужного товара, предъявить в кассу, заплатить, там выбьют чек, с чеком подойти к продавцу, он отмерит ткань и упакует. Правда, очередей, как правило, нет, но всё равно не очень удобно. Но магазин всё равно популярен, т.к. выбор хороший.

  • 1