Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана


Previous Entry Share Next Entry

Вся правда про советские школы.



Уж не знаю почему, но одним из козырей поклонников СССР в деле защиты советской системы является советское школьное образование — которое, по мнению фанатов СССР, в те годы было просто идеальным. Очень часто советскую систему школьного образования сравнивают с современным "поколением ЕГЭ" — мол, сейчас дети даже 2+2 нормально сложить не могут, а тогда учебные программы писал сам великий учёный и изобретатель товарищ Сталин, и знания были ого-го!

На самом деле такое положение вещей далеко от истины. Советские школы были чуть ли не самыми отсталыми и архаичными во всей Европе (особенно в послевоенные годы), а из детей там вплоть до 1991 года делали не самостоятельно мыслящие личности, а персонал для работы внутри советской системы. Далеко не в последнюю очередь в "кризисе девяностых" (о котором так любят порассуждать фанаты СССР) сыграла роль именно советская школа — она научила детей кланяться Ленину, но не научила жить в реальном мире.

Итак, в сегдняшнем посте — самый полный и правдивый рассказ о том, что представляли собой советские школы. Заходите под кат, там интересно)



1. Насилие над личностью.

Главный и основной принцип советской школы, которому были подчинены все остальные принципы — это насилие над личностью. Основной задачей учителей была подготовка из "необработанного материала" (детей) готовых "специалистов-винтиков" для советской системы. Что интересно — в СССР такое было не всегда, в 1920-е годы существовали некоторые эксперименты в этой области, но с приходом к власти великого агронома и языковеда всё это сошло на нет, и школа приобрела всем вам хорошо известный вид — с доминирующей ролью учителя и четкими правилами и методиками преподавания.

Если вдуматься, то советская система школьного обучения очень напоминала призывную армию — ребенка 6-7 лет отрывали от родителей, бросали в коллектив из 30 таких же, одетых в форму, закрепляли за ним строго определенное место в классе, приучали ходить строем и прививали мысль, что вот эта тётя в черном платье здесь царь, бог и воинский начальник. Точно так же, как и в армии, у учеников отсутствовало право на ошибку и право на приватность — "плохие поступки" считалось нужным и полезным обсудить и высмеять всем коллективом, и даже для того, чтобы просто выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и куда он собрался выйти.

Отчасти именно поэтому школа воспринималась многими советскими детьми как бесконечно унылое и неприятное заведение — что, кстати, отражено во многих советских фильмах про школу. Посмотрите сами — все ученики там только и ждут момента, чтобы поскорее свалить из класса (на переменку или на каникулы), и никто не говорит про школу как про какое-то приятное место.





2. Школьная дедовщина и хулиганы.

Как и в любой замкнутой среде, в которой люди оказались не по своей воле (вроде армии и тюрьмы), в советской школе появилась иерархия и дедовщина. Старшеклассники могли издеваться над младшими и третировать их — отбирая мелкие деньги на завтраки в буфете, раздавая поручения и т.д. Официально это осуждалось, но по сути учителя ничего не могли с этим поделать.

Кроме того, из-за переполненных классов с весьма разношерстным ученическим контингентом нередко возникали ситуации, когда 3-4 двоечника, прогульщика и курильщика унижали и третировали весь класс. Как правило, сидела эта банда "на галёрке" (на задних партах), мешая учителям вести уроки, а на переменах занималась троллингом отличников, хулиганством и отбиранием всяких ништяков (от денег до еды) у тех, кто слабее.

Что интересно, такой ситуации во многом способствовали переполненные классы — часто в них было по 30 и больше учеников, этого как раз было достаточно для того, чтобы в классе образовалась банда хулиганов, прослойка унижаемых (обычно 2-3 отличника и "тихони", на роль "пугала для битья" подходил также какой-нибудь "жирдяй" или "очкарик"), и молчаливое большинство, которое просто наблюдало за всем происходящим.





3. Уравниловка.

Официальная совесткая доктрина декларировала "равенство всех людей", что на практике однако выливалось в обычную уравниловку, когда сильных и умных старались уравнять со слабыми и дураками. Более-менее неплохо в советской системе образования чувствовали себя "серые мышки" (не наделенные особыми талантами, безынициативные), все остальные страдали.

К "отличникам" было хорошее отношение только в спецшколах, тогда как в обычных школах их часто высмеивали  и третировали одноклассники — "ты что, самый умный, что ли?", "из-за твоих знаний одному тебе пятерка, а всем нам четверки!", "ты что, хочешь больше всех знать?". В общем, действительно умным и успешным ученикам часто доставалось от "средненьких" одноклассников, и нужно было иметь сильный характер, чтобы выдержать эти нападки и не скатиться в серенькие "хорошисты".

С другой стороны обоза плелись двоечники — те, кто учиться не мог и не хотел, занимаясь вместо учебы стрельбой из рогатки и курением в школьном туалете. Помимо того, что двоечники не учились сами, они еще не давали нормально учиться всему классу — срывая время от времени уроки и отнимая время у талантливых детей — часто такого прокуренного (а иногда и пропитого) Васю, у которого из одного кармана торчит рогатка, а из другого — пачка "Примы", "приписывали" к какому-нибудь отличнику, который в виде пионерского поручения (помимо своих уроков, факультативов и кружков) должен был заниматься ещё и с этим Васей. Вася по итогу всё равно шел в ПТУ, на завод или в армию, а вот отличник мог и не поступить в тот ВУЗ, в которых хотел, из-за нехватки свободного времени на подготовку.

Тут ещё следует добавить, что у родителей не было практически никакой возможности (за редкими исключениями) чтобы перевести своего ребенка в другой класс или школу, все дети были вынужденны учиться вот в такой уравниловке.





4. Советская пропаганда.

С первого дня в школе ребенка начинали готовить к жизни в советской системе — существовало множество обрядов иницииации (наподобие религиозных), только пройдя которые ребенок мог стать полноценным членом общества. Сперва маленького человека принимали в октябрята. Считалось, что для этого нужно обязательно быть хорошим, слушаться маму и уважать дедушку Ленина. Затем ребенка принимали в пионеры, где дети уже давали "пионерскую клятву", а к личности предъявлялись уже более высокие требования:

"Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.

Он красный галстук носит,
Ребятам всем в пример.
Он - девочка, он - мальчик,
Он - юный пионер!"


Затем должны были быть Комсомол и вступление в Компартию — система образования в СССР не допускала даже мысли о том, что в стране могут быть какие-то другие партии, какие-то другие авторитеты и какой-то другой курс развития.

Советская пропаганда сопровождала школьника на протяжении всех десяти лет обучения — многочисленные "пионерские комнаты", флаги, лозунги, песни и пляски, истории и сказки. Также ребенка с детсва приучали к мысли, что он может и должен работать бесплатно — все эти "пионерские поручения" по трате своего времени на двоечников, сборы металлолома, макулатуры и прочая бесполезная деятельность.

Помимо этого, детей постоянно втягивали во всякие грязные политические игры Совеского союза, заставляя выходить с плакатами в поддержку "детей Анголы", против "ползучей интервенции НАТО в наш советский Афганистан" и на демонстрацию 1 мая 1986 года.





5. Деградация профессии учителя, взятки и «подарки».

Одна из отличительных особенностей именно советской школы — это многолетняя постепенная деградация профессии учителя. В отличие от дореволюционных времен, когда преподавать в гимназии было почетным и неплохо оплачиваемым делом, в СССР всё скатилось к тому, что в учителя шли не самые амбициозные и умные, но зато хорошо управляемые люди. Как и в других профессиональных сферах, в сфере образования отсутствовали независимые профсоюзы, и часто директор либо завуч-самодур устраивал в школе тюремные порядки, заставляя учителей "ходить по струнке".

Зарплата учителя в СССР была крайне невысокой, в учителя шли, в основном, женщины, "прикрытые" зарплатой мужа. Отчасти именно поэтому в советской школе стала процветать система "подарков" и мелких взяток — родители нередко "заносили" учителям наборы конфет, коньяки, дефицитные колготки или просто деньги за то, чтобы Васе или Тане нарисовали хорошую отметку за четверть.

Кстати, вот эта управляемость, остутствие собственного мнения (отличного от мнения начальства) и бедность отчасти и породили ту современную ситуацию, когда именно школьные учителя, что работают на выборах, занимаются вбросами и фальсификациями. Вся эта сфера деградировала до такого состояния именно во времена СССР.






6. Низкое качество школьного образования.

Последний и самый важный пункт. Ну ладно — могут сказат поклонники СССР — там действительно была школьная муштра, уравниловка, пропаганда и не самые инициативные учителя. Но ведь образование-то было хорошим! Знания давали — ого-го! Нет, друзья, так не бывает. Некоторые знания по алгебре, геометрии и физике ещё не делают из вас образованного человека — ведь образование это целый комплекс мер, который направлен на то, чтобы помочь человеку стать самостоятельной личностью и реализоваться в жизни. Советская же система образования готовила человека лишь к существованию внутри советского строя, и была, по сути, абсолютно непригодной в других сферах.

Даже если разбирать преподавание отдельных предметов — то и тут тезис о "хорошей системе образования в СССР" терпит фиаско. Смотрите сами:

Математика, физика, химия. Более-менее средний уровень, не всегда достаточный для поступления в хороший ВУЗ (приходилось брать репетиторов и факультативы). В США и Европе уровень был ничуть не хуже, где выпускники школ и колледжей успешно строили космические корабли, автомобили и делали научные октытия.

Литература, искусство. Преподавание в советском ключе, возвеличивание соцреализма, игнорирование мировых тенденций развития. По сути — ноль. Советские дети штудировали "Малую Землю" и ни слова не слышали про Камю, Сартра и Бертрана Рассела. Фактически, весь XX век с его Нобелевскими лауреатами прошёл мимо, советские дети читали мёртвую макулатуру.

История. Полная антинаучная хрень, начавшаяся ещё во времена великого астронома и животновода. Истинные причинно-следственные связи событий размывались, и везде навязывалось марксистское видение истории.

Иностранные языки. Уровень преподавания — ноль. Покажите мне хоть одного советского школьника, который 10 лет учил французский, немецкий или английский язык и может бегло сказать на нём хотя бы 4-5 предложений, отличных от школьной темы "Что я знаю про Париж". Таких не существует в природе.

Социальные науки, науки об устройстве общества. Такая же антинаучная ерунда, как и в истории.

В общем, как видите, никаким "сверх-качественным" советское школьное образование не было, а  вся эта уравниловка и остальные негативные вещи шли только во вред.




Вот такой обзор советских школ у меня получился. Буду рад, если поделитесь этим постом с друзьями)

А вы помните, как вы учились в советской школе? Чем можете дополнить рассказ?

Напишите в комментариях, интересно)



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о советских школах, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “СССР” Tag


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

ron_coleman October 12th, 2017
Перванах? Да нунах)

maxim_nm October 12th, 2017
)))

sergmiv October 12th, 2017
Ох, Макс,,. ну там говна хватало,... вот даж сказать...

maxim_nm October 12th, 2017
Ну вот по пунктам всё разобрал)

prosto_vova October 12th, 2017
Вот тут скажу, что мне очень повезло. Не испытал ничего из описанного. Наверное потому, что учился в, как бы сейчас сказали, "элитной" школе. Вместе с детьми министров, дипломатов, спортсменов, ученых и партийных деятелей :)

Но таких школ в СССР было по пальцам пересчитать.

maxim_nm October 12th, 2017
Повезло!

sibeaster October 12th, 2017
По 6му пункту - в самую точку. Иностранные языки изучались плохо, история - в "свете" марксизма-ленинизма

maxim_nm October 12th, 2017
Ну ведь так и есть же)

ramine_rds October 12th, 2017
На самом деле такое положение вещей далеко от истины. Советские школы были чуть ли не самыми отсталыми и архаичными во всей Европе (особенно в послевоенные годы), а из детей там вплоть до 1991 года делали не самостоятельно мыслящие личности, а персонал для работы внутри советской системы.

Справедливости ради: "прусская" система обучения (та самая штамповка винтиков государственной машины), в то время (по меньшей мере до 60-х-70х, а то и позже) была присуща и большинству стран Запада. Да и сейчас, будем честными, отнюдь не везде (и, тем более, не в Америке с ее слишком большими вольностями в отдельно взятых штатах) торжествует вальдорфская система. Хотя та же Финляндия вызывает восхищение.

Более того: известно, что когда СССР еще обгоняла США в космическом соревновании (но до программы "Аполло"), американцы стали внимательно изучать советскую систему образования. И - вот тут я точно не уверена, только слышала от историков педагогики - именно тогда в Америке ввели обязательность основных предметов.

Скорее лучше сформулировать так: печально, что сейчас РФ столь все еще цепляется за старое - в отличии от Европы.

maxim_nm October 12th, 2017
В СССР до 1991 года была, да и в девяностые еще сохранялась.

q_paganelius October 12th, 2017
После собеседования с директором бельгийской школы, куда пойдёт моя дочь, мне хотелось плакать от обиды за потраченное впустую время в своём детстве

Edited at 2017-10-12 01:00 pm (UTC)

maxim_nm October 12th, 2017
Ну вот как-то так)

minskblog October 12th, 2017
Первые три пункта - описание школы как института в принципе, в любой стране мира, где есть смешанное школьное образование есть те же самые проблемы.
Остальное плюсую, так и есть

maxim_nm October 12th, 2017
Ну, не совсем, в той же Финляндии несколько иначе)

andbig October 12th, 2017
Помню такую фигню, что к восьмидесятым годам учебники стали полной дичью, по которым учиться совершенно невозможно. Если почитать учебники за 50-60-е, то там всё намного понятнее и по-человечески объясняется.

Edited at 2017-10-12 01:03 pm (UTC)

maxim_nm October 12th, 2017
А по каким наукам?

Текст неплох:)

andrey_kaminsky October 12th, 2017
Лишним тут было совершенно неуместное (если ты не Няша, ей можно:) надрачивание на батюшку царя "В отличие от дореволюционных времен, когда преподавать в гимназии было почетным и неплохо оплачиваемым делом" (с), при котором население вообще было безграмотным, а учителя в земских школах нищенствовали.
Ну и не стоит забывать, что речь идёт о прошлом веке и о школах для бедных. Именно так в прошлом веке выглядели школы для бедных, что у нас, что на Загнивающем Западе, комплексовать тут нечего, что было, то было.

Re: Текст неплох:)

maxim_nm October 12th, 2017
Я просто штук 20 книг читал, где дореволюционное образование описывалось, пусть даже в "негативном" ключе - как-то намного лучше получалось, чем в СССР.

sergmiv October 12th, 2017
Ну шо? хито не любит Украину ? )) Ну,, ипланы, накидывайсь ))

maxim_nm October 12th, 2017
А Украина тут при чем)?

q_paganelius October 12th, 2017
А ещё в Беларуси школьная программа с советских времен так и осталась жутко перегруженной. Мне, как биологу, так и не пригодился цикл развития мха кукушкин лен, что преподавали на биологии в школе.

maxim_nm October 12th, 2017
Ну, это не всегда плохо) Я в гимназии 2 иностранных учил+русский и белорусский еще, неплохо)

vladfov October 12th, 2017
Если сравнивать двух конкурентов, СССР и США, то в общем и там в школах было куча такого же дерьма, плюс школы по принципу рассовой сегрегации, но либерашка никогда про это не напишет, ибо как бы в СССР было все плохо, а там же запад и демократии и все хорошо.

maxim_nm October 12th, 2017
Т.е. хуже там образование было, да?

arabskiy_pilot October 12th, 2017
Отчасти согласен. Но много я как-то избежал. Дедовщины в школе, например. У нас на всю школу был всего один такой. И знания вроде давали. В ВУЗе было относительно нетрудно.
А историю я и так скептически воспринимал:)
Правда школа была небольшая (всего два параллельных класса) и английская специализированная.

maxim_nm October 12th, 2017
В небольших школах/классах такое меньше проявлялось)

pusets October 12th, 2017
Не надо в школе читать Камю, Сартра и Рассела. Там же не надо читать Толстого Льва и Достоевского Федора.

maxim_nm October 12th, 2017
Почему? В 11 классе можно)

harmurak October 12th, 2017
Ниче такой обзорчик. Я в СССР-е проучился не так и много, заканчивал уже после распада собюза.

maxim_nm October 12th, 2017
И как система образования в сравнении)?

?

Log in

No account? Create an account