Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Как в СССР уничтожали науку.



В твиттере регулярно встречаю ссылки на статьи о том, что вот мол посмотрите, какой научной страной был СССР! Мол только благодаря "передовой советской науке" мы и в войне победили, и вообще чуть всю Европу не завоевали! Ещё немного — и до Атлантического океана бы дошли, а там и Америку победить не долго было бы!

На самом деле всё обстояло с точностью до наоборот, я бы назвал СССР крайне антинаучной страной — особенно это касается 1930-1950-х годов, столь обожаемого сталинистами — по их мнению, именно тогда и был "тот самый настоящий ламповый СССР". Если в чисто технической сфере что-то ещё более-менее создавалось, то в фундаментальных науках был полный ужас и разгром. В указанный исторический период передовые науки в СССР запрещались, а развитие остальных переламывалось через призму марксизма-ленинизма. Мол, если наука нам подходит — то она "хорошая", а если хоть каким-то боком задевает марксизм-ленинизм — то она "продажная девка буржуазии" и вообще выдумки. В общем, всё было бы смешно, коли не было бы так грустно.

Итак, под катом — рассказ о том, как в СССР уничтожали науку и про миф о "самом научном государстве".



Для начала немного истории и политических декораций событий. Примерно с начала 1930-х годов в СССР устанавливается всеобъемлющий культ личности Сталина, чья личность охватила практически все сферы советской жизни — с цитат из речей Сталина начинали утренние радиопередачи и заканчивали послесловия в практических руководствах по доению коров. Товарища Сталина-Джугашвили в детстве избивал отец, он вырос закомплексованной и злобной личностью, а также не смог получить толкового образования — всё это прямым образом сказалось на его действиях после прихода к власти.

Во-первых, началось распространение мифа о том, что товарищ Сталин большой учёный — в стране десятками томов издавались измышления товарища Сталина по всем вопросам науки, от квантовой физики до языкознания. Попутно выяснилось, что недоучившийся церковный семинарист-троечник Джугашвили отлично разбирается во всех этих науках и имеет мнение по вопросам каждой из них — он практически полностью отверг и запретил генетику, а, заклеймил теорию относительности Эйнштейна за "враждебные марксистской идеологии буржуазные основы", а на кибернетику ругался чуть ли не матом, споря с ней, как пьяница с зеркалом.

Во-вторых, вскоре после прихода к власти, Сталин и его клика (таких же недоучек, конспираторов и конспирологов) вдруг осознали, что в стране есть Академия наук, которая во многом ещё работает по дореволюционным стандартам — у учёных есть собственное мнение по многим вопросам, они, видители, осмеливаются не соглашаться с советскими пропанагдистами, есть даже какой-то учёный Павлов, лаутеат какой-то Нобелевской премии (что это такое? Хрен его знает, буржуазное что-то), который высказывается против. А ещё они смеют проводить независимые заседания — небось контрреволюцию там готовят!

Разумеется, продолжаться так не могло. В 1926 году при прямом вмешательстве Сталина Академия наук была лишена автономии и был отменен её устав. В 1929 году ученых обвинили в том, что "их успехи отстают от практики".  В 1930 году великий учёный Сталин вылал, что он, видите ли, не приемлит генетические принципы Вейсмана, после чего начался запрет генетики по всей стране.




А теперь подробнее по некоторым отраслям науки.


Генетика — «продажная девка империализма».

Прямой запрет генетики в СССР, как уже было сказано выше, инициировал лично Сталин. Очень интересно то, как собственно всё это начиналось — для запрета генетики были созданы видимые "законные основания" и якобы "научные дискуссии". "Дискуссии" заключались в том, что на ученых, сторонников генетики накидывались всякие горлопаны-Швондеры, которые прочитали зеленую как купорос переписку Энгельса с Каутским и забрасывали учёных с мировыми именами цитатами вроде "вы популяризуете продажную девку мирового империализма и сионизма, чтобы остановить развите социалистического общества". По итогам таких "дискуссий" считалось, что победили те, кто больше и громче вывалил вот такой демагогии.

Особенно сильно усердствовал Лысенко, песвдоученый, чьё "учение" в СССР представлялось как "революционно-пролетарская замена буржуазной генетике". Этот кретин мало понимал в науке, зато назубок усвоил принципы выжиывания в совке — поливал грязью конкурентов, искал и обличал врагов, утверждал, что граждане "великой страны советов" не могут иметь наследственных болезней, а все разговоры про гены — это всё, видители, "основа расизма". Ещё этот мерзавец делал так — сперва давал высказаться своим оппонентам, потом зачитвал свой доклад с "разгромной критикой генетики" и в конце добавлял, что его доклад утвердил лично товарищ Сталин. Получается, что те, кто выступал против Лысенко — выступали как бы и против Сталина лично.

В 1937 году многие генетики были арестованы, многие (например, академик Надсон) погибли в заключении. В 1940 году был арестован Вавилов — одно время он работа в лаборатории Бэтсона в Англии, и его недолго думая сделали "английским шпионом". В 1943 году Вавилов умер в Саратовской тюрме от истощения, та же судьба постигла и других видных ученых...


На фото — академик Павлов.


Запрет кибернетики в СССР.

Думаю, многие слышали о том, что в раннем СССР кибернетика находилась под запретом, но тут ещё нужно сказать о том, почему именно она была запрещена. И в коммунистическом СССР, и в нацистской Германии властвовали тоталитарные идеологии, построенные по одному схожему принципу — общество было поделено на части, одна из которых делалась виновной во всех бедах, после чего должна была быть уничтожена. В СССР это были "буржуи" и высшие классы общества, в нацистской Германии — евреи и прочие "недочеловеки". "Недочеловека" урезали в правах и уничтожали не за его поступки, а лишь за то, что никак не зависело от него и было предопределено до рождения — принадлежность к определенной нации (в нацистской Германии) либо к определенному классу (в СССР).

Для "законодательного закрепления" такого полжения вещей оба тоталитарных режима старались заручиться поддержкой науки — гитлеровские псевдоученые меряли черепа линейкой и писали тучи псевдонаучных трудов о "превосходстве арийской расы", а в сталинском СССР всячески старались подвести "научную основу" под "классовое общество" Маркса и материалистическую диалектику.

Появившаяся в 1940-е годы кибернетика не на шутку испугала советских пропагандистов, так как она подрывала основы самого марксизма и советского материализма — если людей в итоге смогут заменить роботы, то куда девать все россказни о "вечной борьбе рабочих за свои права", куда тогда привязать все эти "общественные классы"? Получается, что наш "коммунизм" это не вечная цель, а просто один из этапов развития общества, который может и пройти? И потом, если вычислительная машина может управлять производством и даже государством, то зачем тогда нужно политбюро и сам товарищ Сталин?

"Кибернетика — чуждая марксизму жидовская наука" — изрёк однажды великий вождь и учёный, после чего эта наука была запрещена в СССР вплоть до середины 1950-х годов. Вычислительная техника в СССР при этом более-менее развивалась, но была лишена теоретической основы и в итоге во всём отстала от развитых стран.





Уничтожение философии.

В дореволюционные времена в России были неплохие философские школы, некоторые даже с весьма оригинальными идеями (тот же Бердяев), но в 1920-е годы всё закончилось — в 1922 году из Совесткой России была выслана группа видных философов на знаменитом "философском пароходе". Пришедшие к власти Шариковы как бы говорили, что ничего, кроме "марксизма-ленинизма", нам больше не нужно —  посадив, расстреляв или выслав остальных философов.

"Великий учёный" Джугашвили прекрасно разбирался не только в генетике и кибернетике, но и в философии, тем более что это был прекрасный шанс отомстить, наконец, за все унижения и двойки-тройки по философским предметам в семинарии; перефразируя цитату из известного видео Юрия Хованского — "Сталина ани рэщили абидить... Сталин вас сам абидит, билять!". Товарищ Сталин любил заявляться на заседания советских философов, после чего, послушав, выносил вердикт — называя одних "меньшинствующими идеалистами" а других — "крайне увлекающимися диалектикой". После мудрых комментариев вождя советская философия тут же принимала нужное русло развития.

А если серьёзно —  то никакой философии в СССР попросту не было. Задача советских "философов" была лишь в том, чтобы "теоретически обосновать" идеи коммунизма и классового общества, для чего применялись всякие демагогические приёмчики и были введены догмы, подвергать сомнению которые было запрещено. Во всех философских ВУЗах в виде религиозного догмата преподавался "Краткий курс истории ВКП(б)", в котором были и очерки Сталина. В этом курсе было дано "истинное толкование" всех вопросов марксизма-ленинизма, не допускающее произвольных толкований.

После смерти Сталина его очерки исчезли из "краткого курса", но догматизм советской философии оставался живым вплоть до 1991 года.




Чтобы не делать пост слишком большим, я не стал писать отдельные разделы про языкознание, теорию информации, литературоведение —  все эти "науки" в СССР (особенно в период до 1955 года) в той или иной степени искажали истинную картину мира, подгоняя её под "марксизм-ленинизм". Социологии как таковой не существовало вообще —  её подменил симулякр под названием "марксисткое обществоведение". В 1938 году был закрыт киевский институт демографии, так как показал правдивые сведения потерь в Украине от Голодомора начала 1930-х; сотрудники института были репрессированы и расстреляны. Не было в СССР и исторической науки —  её подменяли мифами в марксистко-леинском духе —  о том, что уже пять тысяч лет назад люди мечтали о коммунизме.

В общем, продолжать можно бесконечно. Как видите, все истории о том, что СССР был какой-то там "научной держвавой" —  являются не более чем мифом. Станислав Лем однажды очень верно заметил, что любое тоталитарное государство существует до следующего технологического витка, с СССР именно так и получилось — все "научные исследования" в СССР были подчинены марксизму-ленинизму, и чем дальше развивались науки во всём остальном мире — тем сильнее трещали "советские теории", созданные в отрыве от цивилизации.

А вы можете и дальше верить в мифы о том, какой "великой научной страной" был СССР.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

grzegorz_b October 5th, 13:23
Криворукие кацапы!

magnetoplus October 5th, 13:24
Эх не успел)))

magnetoplus October 5th, 13:24
Перванах.

maxim_nm October 5th, 13:27
Не успел)

shlahcic October 5th, 13:25
При чем тут старик Павлов?

maxim_nm October 5th, 13:27
Просто фото той эпохи. Он кстати последовательно Сталина критиковал. Ну, пока было можно.

prosto_vova October 5th, 13:26
В СССР наука существовала "вопреки" и удивительно, что добывалась хоть каких-то результатов.
Сначала из СССР изгнали ученых благородного происхождения, потом пересажали и трудовое поколение.

Зато - почти все значимое, сделанное в СССР - украдено в ЕС и США.
А почти все собственные успехи исключительно в военной отрасли.

О людях в СССР не задумывались. Как и о науке не для войны, а для людей. Поэтому и нобелевских лауреатов так мало.

maxim_nm October 5th, 13:27
Да, всё в точку.

hanibal_israel October 5th, 13:29
Товарищи русские!
Почему у США 358 нобелевских лауриатов а у России (включая СССР) всего только 7? Кстати 3 из них евреи.

ПОЧЕМУ?! Вам что, лишняя хромосома мешает?

concluder October 5th, 13:31
Потому, что все 358 лауреатов - евреи.

concluder October 5th, 13:30
Самое смешное, что все эти определения правильные.

maxim_nm October 5th, 13:37
Какие?

stanislav_spb October 5th, 13:34
Петр Флоренский, философ и богослов - расстрелян в 1937
Густав Шпет, философ - расстрелян в 1937
Евгений Поливанов, лингвист-востоковед - расстрелян в 1938
Юлиан Щуцкий, филолог-востоковед - расстрелян в 1938
Матвей Бронштейн, физик - расстрелян в 1938
Евгений Перепёлкин, астроном - расстрелян в 1938
Георгий Карпеченко, биолог-генетик - расстрелян в 1941

maxim_nm October 5th, 13:37
Да, жесть((

СССР был религиозным государством.

andrey_kaminsky October 5th, 13:36
Со своими священными книгами, культом святых, жрецами культа.
Насчёт науки он, конечно явно не был неким локомотивом, а, скорее, дрезиной.
Но совкодрочеры сравнивают его не с США в этом отношении, а с современной РФ. Совок делает РФ просто с громадным отрывом.

Re: СССР был религиозным государством.

maxim_nm October 5th, 13:37
Это да...

Злат Ядфе October 5th, 13:38
Что тут скажешь, освобожденный пролетариат не мог принять превосходство буржауазной науки, вот и старался её уничтожить.

tomas_morr October 5th, 13:39
Забили на всё и развивали мову. Теперь разгребают.



Edited at 2017-10-05 01:56 pm (UTC)

catsapp October 5th, 13:41
а вы хоть читали кибернетику?

maxim_nm October 5th, 13:44
Разумеется. У меня даже первая в СССР "разрешенная" книга по ней есть:

https://maxim-nm.livejournal.com/192093.html

Кстати да, история

tony60gr October 5th, 13:42
в СССР всегда подавалась исключительно с точки зрения ленинизьма-онанизьма. Я по этим книжкам учился, если что. прекрасно помню. Особенно, когда чуть ли не через каждый абзац была цитата и соответствующая ссылка на "полн. собр. соч. виленина". Общеизвестно же, что ленин на миллиарды человек населения земли - единственная "светлая голова"))) никому не сметь усомниться в этом. Правда, жители севкореи, наверное, не знают ничего о дедушке-ленине, у них там свой мир со своим летоисчислением даже) И величайший "умище", передающийся половым путем)
ЗЫ Сейчас Илон Маск кардинально меняет космонавтику. А каких бы успехов добился Королев, если бы вместо лагерного срока на Колыме и последующей "шарашки", ему предоставили мощные инвестиции от частного капитала?
ЗЫ Ща совкодрочеры набегут и все слюнями забрызгают)

Re: Кстати да, история

maxim_nm October 5th, 13:44
)))

wimpall October 5th, 13:44
Шотам с наукой на Украине, ахахах?

Заложено новое поколение кавунонiсцев? Выложен ли очередной тригуб из сала?

Edited at 2017-10-05 01:44 pm (UTC)

maxim_nm October 5th, 13:45
А при чем тут Украина-то?

наука и сталинизм

mad_mortigen October 5th, 13:52
Некрасов Александр Иванович (1883-1957) – специалист в области механики и гидродинамики. Чл.-корр. АН СССР с 1932, академик с 1946. С 1930 сотрудник ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института. В 1937 – профессор МГУ. Арестован в 1937. Среди обвинений: агент ФБР, продал часть Поволжья одному американскому миллиардеру. По приговору имел 10 лет заключения.

Дурново Николай Николаевич (4.11.1876, Москва – 27.10.1937, Соловки?) – филолог-славист, исследователь древнерусской письменности и диалектов русского языка. Вместе с В.Н.Сидоровым обвинен в организации подпольного "филологического правительства". Получил 10 лет, выслан на Соловки. Труды по языкознанию, над которыми он там пытался работать, не сохранились. Повторно осужден 9 октября 1937, 27 октября 1937 расстрелян.



Edited at 2017-10-05 01:52 pm (UTC)

Re: наука и сталинизм

maxim_nm October 5th, 13:55
Мда, жесть. Ещё о Королёве можно вспомнить.

dart_vitmort October 5th, 13:52
В общем-то согласен, но всё же были и нормальные научные исследования. Чего стоит только фунламентальный труд Скрябина и его учеников "Основы трематодологии". Собственно, Скрябин и созадл науку гельминтологию и справочники с тех времён используются до сих пор.

То же касается и других отраслей биологии.

maxim_nm October 5th, 13:55
Ну, что-то было, да.

harmurak October 5th, 13:53
Годно. С видоса с Хованским отдельно поржал))

maxim_nm October 5th, 13:56
В тему получилось)

?

Log in

No account? Create an account