Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Мифы про царскую Россию, в которые вы продолжаете верить.



Этой осенью исполняется ровно сто лет с момента Октябрьского переворота, через несколько лет после которого был создан СССР. Лично я считаю и сам переворот, и то что последовало за ним большой бедой для Европы, да и пожалуй для всего мира — подобно германскому нацизму, он разделил людей на категории, некоторые из которых должны были подлежать "безусловному уничтожению". Нацизм поделил людей по национальностям/расам, а совок поделил по сословию/происхождению — вот и вся разница.

Поклонники СССР любят тиражировать мифы о временах до 1917 года, согласно которым в те годы все жили очень плохо и бедно, и только Ленин и его соратники спасли страну от полного краха. Разумеется — всё это глупости, тиражируемые либо по незнанию, либо просто из-за иррациональной любви к советской власти.

Итак, в сегодняшнем посте — собрание основных мифов про царскую Россию, о которых так часто любят говорить поклонники СССР.



1. Миф номер один — «до 1917 года все жили плохо и ужасно».

Этот миф под разными соусами вдалбливался в головы уже со школьной скамьи. Чтобы у советских пионеров не возникало лишних вопросов о том, кто же тогда построил все эти шикарные дома с лепниной, парки и сады, могли добавить, что "хорошо жили только дворяне и всякие буржуи, а  вот "простой народ" страдал. Однако факты говорят о другом — те, кто до 1917 года хотел работать и работал, жили очень и очень неплохо, уж точно побогаче советских рабочих, да и прав имели намного больше.

Если проанализировать литературу XIX века, описывающую "свинцовые мерзости русской жизни", то окажется, что примерно в 80% случаев всё говно и бедность происходят в среде опустившихся алкоголиков, бездельников и бродяг. В детстве я прочитал десятки таких книжек — как русских классиков вроде Горького (кстати, классный писатель), так и малоизвестных авторов, вроде Свирского и его большой повести "Рыжик" — вот это прямо классика, выдающая жизнь дна общества за то, "как ужасно было жить до 1917 года!". Что интересно, многие из этих книг имели весьма счастливый финал, когда бездельники, получив от жизни поджопник, начинали работать и довольно быстро поднимались, но в советских изданиях это как-то смазывалось и вворачивалось послесловие в стиле "всё изменила революция!"

Я соглашусь, что в России до 1917 года не хватало некоторых социальных лифтов (которые были в тех же США той эпохи), оставались архаинчые "сословия" и было неважно с поддержкой малоимущих — вот эти сферы и надо было реформировать, а не "разрушать всё до основания" и строить унылый совок.





2. Миф номер два — «Ленин сверг царя и освободил народ».

Это удивительно, но многие до сих пор как-то не осознают того факта, что никакого "царя" ни Ленин, ни большевики не свергали. Царь отрекся от престола в феврале 1917 года, после чего в России был установлен республиканский строй и назначена дата выборов. Большевики, увидев слабость Временного правительства, большое недовольство текущей сиутацией в народе (затянувшаяся война и т.д.) воспользовались ситуацией и небольшой террористической группой захватили власть в стране. Фактически, Ленин сверг республиканскую власть, выбранную всем народом и установил единоличную диктатуру большевиков, которые затем физически уничтожили все партии, тоже хотевшие перемен в России.

Что интересно, в классической советской мифологии этот момент всегда как-то проглатывался, внимание на нём не акцентировалось, потому что здесь как нельзя лучше видна вся изначальная слабость позиций большевиков. Керенского и Временное правительство в советской литературе выставляли какими-то карикатурными дурачками, из книги в книгу повторяя глупую сказку Бонч-Бруевича о том, что Керенский удрал из Зимнего "в женском платье", а причины вооруженного переворота объясняли так — мол Временное правительство не хотело идти ни на какие решительные шаги и т.д. За вопрос, почему в этом случае нельзя было дождаться выборов, можно было получить "неуд" по предмету "научный коммунизм", а году эдак в 1937-м и вовсе заехать в лагерь лет на 15.

Да и касательно "освобождения народа" — это всё тоже один большой миф. Никакой "свободы" ни рабочие, ни крестьяне (чьи орудия труда попали на герб СССР) в советское время и не понюхали, попав в реальную кабалу и зависимость от власти.






3. Миф номер три — «Без СССР Россия не выстояла бы во Второй мировой».

Это вообще построение из серии "если бы у бабушки были яйца, то она была бы деушкой". Эту чушь я впервые прочитал еще в детстве в книге "Рассказы авиаконструктора" Яковлева, что была издана в брежневские времена, и регулярно встречаю её в современных статьях. Те, кто тиражируют эту глупость — во-первых не задумываются, что без Октябрьского переворота и последовавших за ним событий (создание Коминтерна, Рот фронта и провозглашение цели "революция во всём мире") никакого Гитлера, никакого Муссолини и никакой Второй мировой вероятнее всего не было бы вовсе.

Во-вторых — авторы данной конецпции в лоб сравнивают вооруженные силы России в 1914-м году и нацистской Германии в 1941-м, что само по себе уже смешно. Лично я уверен, что не будь переворота, Россия к 1930-40-м годам и так имела бы одну из лучших армий на континенте, к тому же вероятнее всего оставалась бы в военном союзе ("Антанта" или его дальнейшее развитие) с Англией и Францией, что представляло бы очень грозную силу.

В общем, это такая глупость, которую даже не хочется комментировать.






4. Миф номер четыре — «Без СССР не было бы никаких научных достижений».

Тоже очень смешной миф о якобы "ведущей роли Компартии в науке", который кстати очень любят всякие красные диктатуры — как известно, на гербе Северной Кореи изображены линии электропередач — мол, раз они были построены во времена КНДР, то и появились только благодаря коммунистам. Эту несусветную глупость даже не хочется комментировать — та же Южная Корея живёт без коммуняк у власти и имеет отличные электросети и остальную инфраструктуру. Более того, если посмотреть на ночные спутниковые фотоснимки двух Корей, то ЛЭП на гербе КНДР вообще выглядят грустной иронией — вся Южная Корея на ночных снимках сверкает огнями городов, а на месте Северной — лишь черная пустота, продиктованная нищетой и неразвитостью.

Лично я уверен, что без советской власти и без СССР российская наука развивалась бы только лучше — не было бы массового бегства ученых из страны в 1920-е годы, не было бы сталинских "шарашек" в 1930-40-е, а освоение космоса и глубин океанов происходило бы без того натужного надрыва и пропагандистской шумихи, которые сопровождал эти вещи в СССР, да и в бюджете страны эти исследования не пробивали бы такие огромные бреши.




В качестве эпилога хотелось бы сказать, что я отнюдь не идеализирую царскую Россию — во многом это было устаревшее, архаичное и неповоротливое государство, влезшее в глупую войну и имевшее правовые неравенства. Тем не менее — Октябрьский переворот всё только усугубил и ухудшил, нужно было дождаться выборов и постепенно реформировать страну. Как кто-то правильно заметил — нужно было бороться за то, чтобы в стране не было бедных, а большевики боролись за то, чтобы не было богатых — что у них, в общем-то, в итоге и получилось.

В комментах напишите, какие еще мифы про царскую Россию вы знаете, интересно.




Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Recent Posts from This Journal


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

magnetoplus September 12th, 13:33
Блин а про Ленина ведь реально так и говорят)))

maxim_nm September 12th, 13:34
Что мол царя сверг?

(Deleted comment)
prosto_vova September 12th, 13:37
В общем да, верно.

1. К моменту 1917 года плохо и несчастно в соотношении принятого тогда для цивилизованных стран в соответствии с сословиями уровня жизни жили в основном бездельники, алкоголики и маргиналы.

Именно они и оказались на ведущих ролях в СССР - тэг "беднота".

2. Ленин уничтожил законное демократическое правительство, это одно из главнейших его преступлений. История могла бы пойти иначе и Россия не была бы уже 100 лет изгоем, а была бы нормальной европейской страной. Возможно...

3. Это совсем смешно. Весь остальной цивилизованный мира как-то без СССР строил дома и заводы, элеткростанции и обсерватории, летал в космос и так далее. Кроме того, без коммунистов у Европы и США как-то гораздо лучше получались и дома, и дороги, и заводы и наука и все остальное.

maxim_nm September 12th, 13:40
Да, всё так.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
macarona_san September 12th, 13:37
Ой да все равно это все, вы лучше напишите царь Матильду того или нет?)

magnetoplus September 12th, 13:39
Да трахал конечно что царю что ли трахаться нельзя))))

konstantinus_a September 12th, 13:39
О, только вчера постил на ту же примерно тему - https://konstantinus-a.livejournal.com/1175017.html

До революции Россия была динамично развивавшейся мирового уровня державой и европейской страной, мирно двигавшейся к правовому демократическому укладу и достигшая на этом пути к 17-му г немалых успехов. Но бессмысленный и предательский февраль и последующий бесовский октябрь, которому февраль открыл дорогу, отбросили нас в развитии чуть ли не на столетие.

maxim_nm September 12th, 13:52
Интересно, спасибо)

yunero September 12th, 13:41
1. Миф номер один — «до 1917 года все жили плохо и ужасно».
Если проанализировать литературу XIX века, описывающую "свинцовые мерзости русской жизни", то окажется, что примерно в 80% случаев всё говно и бедность происходят в среде опустившихся алкоголиков, бездельников и бродяг

85% жителей были крестьянами, хоть и освободившимися от крепостного рабства, но пребывавшими (в большинстве) в бедности, неграмотности, недоедании и невозможности это изменить.

2. Миф номер два — «Ленин сверг царя и освободил народ».
Большевики, увидев слабость Временного правительства, большое недовольство текущей сиутацией в народе (затянувшаяся война и т.д.) воспользовались ситуацией и небольшой террористической группой захватили власть в стране

Ага, более энергичные и деловитые перехватили власть у вялого и слабого Временного правительства. Нерешительная власть к добру не приведет.

maxim_nm September 12th, 13:52
"Ага, более энергичные и деловитые перехватили власть у вялого и слабого Временного правительства. " - в этом-то и главная беда.

sergio_83 September 12th, 13:42
ну если фантазировать, то я бы предположил что к 40-м годам ХХ-го столетия Англия и Франция сами бы вторглись в Россию, уже более подготовленными чем в 50-е годы Х|Х столетия...

prosto_vova September 12th, 13:43
Зачем бы им вторгаться в Россию? Почему была Крымская война то понятно, зарвавшейся и полезшей куда не звали РИ давали по сопатке.
Но никогда европейские страны не нападали на Россию первыми. Даже у Наполеона были веские причины и он не напал первым.

konstantinus_a September 12th, 13:42
"какие еще мифы про царскую Россию вы знаете, интересно."

Тут вот небольшая подборка - http://nick2.ru/category/mif/

magnetoplus September 12th, 13:48
Прикольно)

mad_mortigen September 12th, 13:44
Сразу можно начать с мифов про "голодавший народ", который накормили большевики. Организовав три крупнейших в истории ХХ века голода с миллионами умерших, трупоедством и людоедством. Что характерно конкуренцию им составляет коммунистический Китай и чучхейская КНДР.

maxim_nm September 12th, 13:53
Вот кстати да.

Alexey Koreshkov September 12th, 13:45
нужно все же для обьективности развенчать и мифу про охуенный достаток в царской России.колбасы в амбарах ,белые рубашки с запонками и хруст французской булки

mad_mortigen September 12th, 13:47
reductio ad absurdum - приём пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда.

Edited at 2017-09-12 01:47 pm (UTC)

Pavel Savitski September 12th, 13:46
Как вы можете что-то писать об этом, если вы там не жили!!1 Всё настолько ерунда и неправда, что даже комментировать не хочется!!1

prosto_vova September 12th, 13:48
Как вы можете утверждать, что это ерунда? Вы там жили?

Я повторюсь.

andrey_kaminsky September 12th, 13:46
Что-то я не вижу убедительных доказательств процветания простого люда при царе-батюшке, кроме "бла-бла-бла". Литература об этом молчит и даже обратное описыват, что Мамин-Сибиряк, что Платонов. Статистика тоже не являет процветания. Две революции тоже как бы намекают - не всё было в поряде.
И только один смелый блогер смело заявляет - было вполне ОКей, как бы не без недостатков, но вполне себе не Тюрьма Народов, а некий курорт.

Re: Я повторюсь.

mad_mortigen September 12th, 13:49
расскажите про процветание простого люда где нибудь в году 1932-1933 в Казахстане или на Украине

Oleg Krasota September 12th, 13:49
Один из редких постов с которым я во всём согласен. А насчёт небылиц - так вся псевдонаука история одна большая сказка, которую каждый царь горы переписывает на новый лад.

lora_lei September 12th, 14:10
Не совсем так, факты есть факты!

chuk_and_gek September 12th, 13:49
такой жёпы, как "снарядный голод" в красной армии не знали.
и если ссср мог делать вооружение на мировом уровне, ставшие образцами для подражания и копирования, то про царскую оборонку такого не скажешь от слова вообще.

magnetoplus September 12th, 13:50
Ну так и надо было реформировать, а не совок создавать.

serega133 September 12th, 13:50
Маразм уже абсолютный.

magnetoplus September 12th, 13:58
То ли дело СССР, ахах))

abmtm001 September 12th, 13:54
Ленин брал деньги у врагов России.
У германцев.

chuk_and_gek September 12th, 13:58
давно опровергнутый миф.

?

Log in

No account? Create an account