Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Вот почему люди хотят «назад в СССР» (факты).



Недавно я опубликовал пост про советские мифы, который собрал почти пять с половиной тысяч комментариев. Я прочитал большинство из них — признаюсь, было интересно) Особенно любопытно было читать комментарии поклонников СССР, которые писали о том, что даже несмотря все на мифы — Союз был "великим государством", вернуться в которые они готовы в любое время.

Что же этих людей устраивает в СССР, почему они туда хотят вернуться? Я выделил пять основных причин, под которые попадают абсолютно все рассказы о том, почему люди хотят вернуться в советское время.

Итак, в этом посте — рассказ о главных причинах, почему люди (и, возможно, вы сами) хотят вернуться "назад в СССР".



1. Ощущение «бесплатности» товаров, услуг и недвижимости.

Я уже писал об этом в посте про советские мифы, что удивительно — в комментариях было немало тех, кто вообще не понимает, откуда у государства берутся деньги. Особенно умиляет перл сторонников СССР о том, что раз в этой стране все предприятия были "государственными", то и всё созданное ими "принадлежит государству". Да хоть марсианскими их назовите, схема остаётся всегда одной — продукт предприятия является результатом затраченных ресурсов и рабочего времени сотрудников, которые работают на предприятии и получают зарплату. Рабочие аналогичных специальностей (к примеру, шахтеры) в СССР получали намного меньшую зарплату, чем на Западе — очень существенная часть зарплаты удерживалась в виде своеобразного "налога в бюджет", из которого и получалось всё "бесплатное".

Ещё раз, по пальцам, для совсем тупых. Допустим, я владелец угольной шахты в западной стране, у меня на шахте работает 20 человек. За 1 месяц мы добыли 1000 тонн угля и продали его в Швецию за $50000. Я заплатил своим рабочим зарплату по $1500, из которых они заплатили налоги и остались с "чистой зарплатой", ну скажем в $1200. Оставшиеся $20000 являются прибылью предприятия, с которой тоже может выплачиваться налог и т.д., это уже несущественно.

А теперь представим, что я директор аналогичной шахты в СССР. За 1 месяц мои 20 шахтеров добыли те же 1000 тонн угля, которые государство продало в ту же Швецию за те же $50000. Мои рабочие получили по $500 "чистой" зарплаты, с которой якобы не платятся никакие налоги, получили "бесплатные" обеды в столовой (стоимостью $100/месяц на человека) и получили "бесплатную" путевку в санаторий (стоимостью $200-$300, поехать можно 1 раз в год). Итого в общей сложности каждый рабочий заработал где-то $620 в месяц. Остальные $37600 (в том числе и $17600 зарплаты, "недоплаченной" советским рабочим по сравнению с западными) ушли в бюджет государства, из которого выделялись средства на "бесплатные" квартиры, школы, медицину и образование, а также на поддержку просоветских режимов во всяких заморских островных Брухтаниях.

В общем, все эти ваши "бесплатные" квартиры и остальное были созданы за чей-то счёт — никаких других денег, падающих с неба в виде манны небесной, у государства нет. Пока в городах номенклатура получала пятикомнатные сталинки и правительственные дачи, где-то в колхозах крестьяне работали за "трудодни".





2. Ощущение «социальной справедливости».

С самого начала своего существования советское государство культивировало ненависть к богатым людям — в совковой системе ценностей быть богатым считалось "стыдным", так как богатый якобы кого-то обокрал; хотя как я показал в первом пункте — советское государство само весьма существенно обворовывало своих граждан. В Советском Союзе считалось почётным быть бедным — в первые годы советской власти из всяких сельских нерях, лентяев и пьяниц создавались "комбеды", которые решали судьбы более успешных и хозяйственных соседей, "раскулачивая" их, а в городских коммуналках нищие и завистливые соседи писали доносы на тех, кто вместо дешевого вонючего маргарина ел сливочное масло (мол, буржуй, "по-богатому" живет).

Кроме этого, в СССР также культивировалась ненависть к предпринимателям — которых обзывали "спекулянтами", "буржуями", "акулами мирового капитала" и всякими другими обидными словами, в которых просвечивалась ненависть ко всему свободному и творческому. По сути, уже одно это заложило мину замедленного действия под СССР, который чем дальше — тем больше отставал от развитых стран, и сейчас это отставание заметно и в постсоветской России — один Илон Маск в этом году проводит более высокобюджетные и успешные космические испытания, чем вся Россия.

"Социальная справедливость" по-советски очень хорошо выражена героем Булгакова по фамилии Шариков — "нужно всё отнять и поделить". На практике это выливается в кратковременный подъем, после которого "экспроприированные" деньги проедаются, и страна погружается всё ниже и ниже, ругая последними словами весь остальной мир. По-моему, "социальной справедливости по-советски" хотят какие-то неудачники, которые не в силах что-то самостоятельно придумать и заработать, а лишь хотят жить за чей-то счёт.




3. Чувство принадлежности к «великой державе».

СССР был страной гигантомании, "великих строек" и мегаломанских проектов, вроде поворачивания рек вспять и изменения климата в отдельно взятом социалистическом государстве. Многие поклонники СССР признаются, что в современном мире всё стало каким-то серыми и приземлённым и им очень не хватает этого "величия".

Что кроется в этом чувстве? Если проанализировать чуть подробнее, то окажется, что в основе лежит нечто вроде "ощущения будущего блага" и незавершенной логической цепочки. Смотрите, например — "сегодня мы вырубили тайгу и построили БАМ!" (завершаем — "а значит, завтра мы улучшим логистику, удешевим поездки и будем жить лучше и богаче"). Или — "сегодня наш спутник наконец вышел на орбиту!" (а значит, завтра мы получим доступ к новым технологиям, будем развиваться быстрее и будем жить лучше и богаче), при этом практически всегда "лучше и богаче" не наступало.

По сути, для рядового советского гражданина мегаломанские советские проекты не приносили ровным счетом ничего и никак не улучшали его жизнь — спутники не сделали дешевой и доступной связь, освоение целины не наполнило магазины качественными и дешевыми овощами и фруктами и т.д., эти проекты лишь создавали ложное ощущение развития и прорыва.

Для тех, кто тоскует по ощущению "советского величия", у меня есть один простой рецепт — убедите себя в том, что ваша страна строит огромную и уникальную космическую базу где-то в кольцах Сатурна, и будет строить эту базу ещё 200 лет. Окончания строительства вы всё равно не увидите, как и не будете иметь с этой "базы" ровным счетом никаких личных экономических выгод (точно как в СССР), но ощущение "величия" при этом будет:)




4. «Раньше продукты были вкуснее!»

Не знаю почему, но многим всерьёз кажется, что в СССР продукты были вкуснее и качественнее. Как я уже неоднократно писал — сейчас в любом захудалом магазине есть тот самый классический набор "советских" продуктов — вареные и сырокопченые колбасы, сосиски, крупы, молоко, сметана, яйца, бочковая селедка, черный и белый хлеб, чай и кофе, овощи и конфеты, а я прямо во время написания этого поста ем белорусский "пломбир 28 копеек" (на палочке в шоколаде), который ничуть не хуже того самого легендарного советского мороженого.

Вот только сейчас полно ещё и других продуктов, которых попросту не было при Союзе. Да и сами вышеперечисленные продукты будут намного качественнее, чем в СССР — в колбасе не будет бумаги, сметана не будет разбавлена кефиром, кефир не будет разбавлен молоком, овощи не будут гнилыми и так далее — попросту потому, что производитель таких некачественных продуктов быстро обанкротится, сейчас у людей есть выбор.

В этом пункте мне хотелось бы затронуть ещё один аспект — изменение вкусовых ощущений с течением времени. У пожилых людей (особенно у тех, кто курит) вкусовые рецепторы притупляются, и вкус даже тех же самых продуктов может казаться "уже не тем, что раньше".





5. «Раньше трава была зеленее и вообще всё было лучше».

Пожалуй, это самая распространенная причина тоски по СССР, которая связана с общечеловеческим свойством памяти — люди запоминают в основном хорошее, плюс во времена СССР многие из его поклонников были молоды, и часто даже негативные и жуткие события из-за этого вспоминаются с теплотой, как часть ушедших молодых лет. Я сам помню рассказы пожилой тёти моей мамы, которая рассказывала о том, как приехала в Ленинград после блокады — "жили какое-то время в страшной и закопченной коммуналке, по нескольку двухъярусных кроватей в комнате, но какое было время! А какие были люди! Как мы хорошо жили!"

Очень часто такими фразами люди компенсируют довольно серую и безрадостную жизнь, которая вот уже проходит — а и вспомнить-то ничего, кроме "советской молодости" нечего. Из-за этого советский строй начинает казаться каким-то очень хорошим и уникальным, людям кажется, что вот стоит снова объявить "пятилетки", запретить частную собственность и развесить везде красные транспаранты — как они вернутся в дни своей юности, когда были счастливы просто потому, что были молодыми.

Намного мудрее выглядят пожилые люди, которые отделяют свои личные ощущения от государственной системы, не смешивая радости молодой жизни (вроде нормальной потенции и отсутствия болей в коленях) с государственным строем.




Вот таких пять основным причин, почему люди хотят вернуться "назад в СССР", мне удалось выделить. Буду рад, если поделитесь этим постом с друзьями)

Да, и не забудьте написать в комментариях, по каким ещё причинам люди хотят "назад в СССР", может быть я что-то упустил.



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “СССР” Tag


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

colobus1 August 25th, 12:44
Это не люди.
Точнее, это не современные цивилизованные люди. Это отсталые, находящиеся еще в феодализме по уровню развития, по общественной психологии, люди.

maxim_nm August 25th, 12:50
Да это тоже люди, живущие рядом.

(Deleted comment)
Основная причина - нежелание нести ответственность за свою жизнь. В СССР всё было просто: школа, дальше ПТУ, техникум или институт в зависимости от успехов, потом на завод или в НИИ, часто на всю жизнь на одном и том же месте. Что есть, что носить, куда поехать отдыхать - вариантов было очень мало, и решать было очень просто.

maxim_nm August 25th, 12:50
Да, точно. Для меня это похоже на тюрьму, для кого-то наверное рай.

(Deleted comment)
magnetoplus August 25th, 12:46
Видел без комментов)))

maxim_nm August 25th, 12:49
Не успел))

probegavshij August 25th, 12:49
Раньше были времена.
А теперь мгновения.
Раньше поднимался хуй,
А теперь давление.

Как-то так.

maxim_nm August 25th, 12:49
Да, пятый пункт в точности)

13taras August 25th, 12:53
Старые и хотят назад, в свою молодость когда ху... стоял и сиськи были налитые

maxim_nm August 25th, 12:54
Знаю много стариков, которые четко отделяют гос. строй от ощущений молодости. Скорее, хотят просто "вернуться в молодость", а не в тот гос. строй.

wimpall August 25th, 12:53
Немного устаешь уже от беспрестанных набросов на вентилятор. Не, я конечно понимаю что фантомные боли остались но для тех кто не заметил - СССР нет уже 26 лет.

maxim_nm August 25th, 12:54
Ну в комментариях пишут, вот и надо ответить)

mikewaz0wski August 25th, 12:54
Оставшиеся $20000 являются прибылью предприятия, с которой тоже может выплачиваться налог и т.д., это уже несущественно. как раз вот это и существенно. В СССР эти 20 тыс. шли на улучшение жизни всех людей, а не на яхту Абрамовичам.

maxim_nm August 25th, 12:55
"В СССР эти 20 тыс. шли на улучшение жизни всех людей". На разные цели шли, в том числе и на вооружение африканских стран. При этом народу об этом не говорили, рассказывая про "бесплатные квартиры". По сути, граждане никак не контролировали свои налоговые отчисления.

sharikowa August 25th, 12:56
Вообще, это здорово, когда есть то, что людей объединяет, общая идеология.
Да и люди были единым народом, а сейчас люто ненавидим друг друга.

maxim_nm August 25th, 12:57
Вам без идеологии скучно живется)?

mityabudanov August 25th, 12:58

Многим просто хочется вернуться в детство, а детство у них связано с определенным периодом в их стране.


maxim_nm August 25th, 13:00
Ну да, в п.5 и написал)

agrodoctor August 25th, 13:00
Знаете, Максим, тут все сложно :) Я лично (для начала оговорюсь) вовсе не хочу назад в СССР, хотя в принципе я при нем бы жил сытно и безбедно (язык у меня подвешен хорошо, я человек предприимчивый а в стране тотального дефицита при моей профессии агронома по садам и виноградникам о материальном благополучии беспокоиться не приходилось), но тошно было жить в совке по причинам ничего общего с материальным благополучием не имеющим (для меня имеют значение и свобода слова и возможность свободного поехать за гарницу, при том что эмигрировать я не планирую). но речь не обо мне. Я лично понимаю нежелание многих людей принять тот факт что "бесплатаня медицина и бесплатные квратиры оплачивались из ваших же налогов" Ведь в моей стране по карйней мере сейчас налоги с даработной платы удерживаются не меньше чем при СССР (если брать реально все налоги и начисления на ЗП которые удерживаются и с зарплаты самого человека и с предприятяи на фонд зараьботной платы того человека) а бесплатной медицины и карвтиры нету. Логчно было бы если бы со смертью совка бесплатное пропало, но на зараотанное чел мог бы себе позволить купить то что ранее получал бесплатно. Но минималка у нас в Украине ныне около 150 долларво, а средняя зарплата работяг в провинции не намного выше (ну может вдвое). На эти деньги они себе ни платную медицину ни платное образование ни тем более ипотеку позволить не могут. Так что получается что я, предприниматель, в совко назад не хочу. А они (работяги) имеют таки сонвоания тосковать. Иной вопрос что совко сожрал сам себя и далее уже жить было просто не на что, но мечтам "хочу обратнов совок" эта логика не помеха. Так что простой народ с вами согласится не ранее, чем процент воровства из бюджета сократится до разумных пределов, либо когда к власти придут либертарианцы, которы сократят нынешние чудовищные уровни налогов, что позволит предпринимателям платить больше и человек труда сможет себе позволить купить что то платное, ощутив прелести капитазима.

pusets August 25th, 13:02
Да вас бы накрячили за нетрудовые доходы как подосиновика.

medved_olympus August 25th, 13:01
Фигасе! Все пять тыщ с хвостиком комментов прочли?! А сколько было среди участников тех, кто хотел обратно в СССР?

Вот я, например, из тех кто свою жизнь в СССР помнит как хорошую и готов спорить с тем, кто преувеличивает её недостатки (в тч с Вами). Но я, как и большинство людей с такими же взглядами, не зову никого обратно в СССР, понимая что это, прежде всего, неосуществимо. А тех бедолаг, кто оторвался от реальности, наверняка немного (ибо люди анмасс пребывают в здравом уме). Сколько вы таковых насчитали зовущих? И сколько было участников, которые считают, что жизнь была неплохой?

Edited at 2017-08-25 01:03 pm (UTC)

Ой, их знаете сколько! Вы в "рассадник"

tony60gr August 25th, 13:06
под названием "бурцкина-нев" зайдите) А еще есть пыхалов, пучков, стариков... эти все любители всего бесплатного есть здесь, в ЖЖ.
ЗЫ Одно время практиковал такой опрос среди старших: "Хорошо было в СССР?" Часто, конечно, я получал ответ "Да!", но последующий вопрос "Хотите назад" порождал неожиданный ответ "Не-е-ет!"))) Вот как этих людей понимать?)

igor_piterskiy August 25th, 13:02
"жили какое-то время в страшной и закопченной коммуналке, по нескольку двухъярусных кроватей в комнате, но какое было время! А какие были люди! Как мы хорошо жили!"

А мой приятель жил в послевоенном Ленинграде в подвале ЛЭТИ, где его родители и работали. Интересный такой подвальчик, я в нем бывал. Ходить надо согнувшись, а даже при небольшом наводнении на Неве на полу стоит вода.
Правда, про "счастливое детство" приятель что-то ничего не говорил...

pusets August 25th, 13:09
А какие у меня были кубики! Это ж Стивен Кинг и Дин Кунц в одном флаконе.

Опять ты разжигаешь)

tony60gr August 25th, 13:02
что я могу сказать...
Продолжай в том же духе!)

Re: Опять ты разжигаешь)

maxim_nm August 25th, 13:25
Да ладно, где розжиг-то? Просто внес ясность по некоторым вопросам)

n_yegoryev August 25th, 13:02
люди - животные коллективные и отчасти разумные, им трудно без идеологии - верить в Бога разучились, а коммунизм - хоть какая-то идея :) к тому же ходить строем и приворовывать с родного предприятия гораздо интереснее, чем в поте лица добывать хлеб свой насущный

maxim_nm August 25th, 13:25
И это печально(

бесплатные" квартиры и остальное были созданы за чей-т

guran_ussury August 25th, 13:05
Я примерно так же так же объяснил на другом ресурсе, на что мне один упоротый написал: "Лично я не оплачивал ничью квартиру".
Ну что еще сказать?

Re: бесплатные" квартиры и остальное были созданы за чей

maxim_nm August 25th, 13:26
Ну это очень печально, что люди вообще не понимают, как и откуда их доходы формируются. Я не удивляюсь, что на постсовке столь популярны "потребительские кредиты", когда человек берет скажем $500 и потом в ахуе от того, что вернуть по факту надо $2000

?

Log in

No account? Create an account