Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Блогер в тюрьме (интервью).

112.jpg

Постоянные читатели моего блога знают, что иногда я публикую интервью с разными интересными людьми, в прошлых выпусках этой рубрики я общался с рабочим Чернобыля и украинским десантником, а сегодня я поговорил с белорусским блогером Романом Протасевичем, который буквально на днях вышел после отсидки "на сутках".

Роман Протасевич работал в качестве фоторепортера на "Дне воли" 25 марта, в ходе которой был задержан, но отпущен. На следующий день, 26 числа, Романа задержали на акции поддержки заключенных, где он также работал в качестве фоторепортера. Романа с фотоаппаратом просто схватили сотрудники ОМОНа и затащили в автозак. Дальше был суд, после которого Романа бросили "на сутки".

Под катом — большое интервью с Романом Протасевичем про белорусские суды, тюрягу, ванну с пеной и планах на будущее.



Про арест.

Рома, привет, расскажи когда и как тебя арестовали.

Вообще, меня арестовывали дважды. В первый раз это было 25 марта, примерно за полтора часа до начала акции, когда я сопровождал иностранных журналистов.

Второй раз я оказался задержан уже 26 марта, когда я непосредственно фотографировал и делал трансляцию с акции солидарности с задержанными днем ранее. Причем получилось вообще достаточно странно. Где-то около 12:40 я стоял возле универсама Центральный и "щелкал" фотоаппаратом, когда меня кто-то сильно проторанил плечом. Разворачиваясь, чтобы понять, что это вообще было, я увидел сотрудника ОМОНа. Он мне достаточно грубо сказал: "Уходи отсюда сейчас же!" Я, впрочем, не успел даже ничего ответить, так как сразу после этих слов он схватил меня за руку и начал тащить к автозаку. Почти сразу подскочил еще один сотрудник и меня тащили уже вдвоем.


Ты не сопротивлялся при задержании? Как вели себя ОМОНовцы?

По этому поводу есть видео, где очень хорошо виден и момент моего задержания, и моя реакция на это. Вот, примерно с 04:02:




Ага, понятно. Кого задержали вместе с тобой? Общались ли вы в автозаке? Что вам говорили ОМОНовцы?

Когда меня закинули в этот зеленый автозак, внутри помимо меня оказалось около 15 ОМОНовцев и еще одна девушка, задержанная чуть ранее. Примерно через минуту завели еще одного парня. Меня сразу начали обыскивать и заставили показать всё содержимое. Я пытался объяснить, что я не активист, но никто меня не захотел слушать. Все только презрительно покивали головами и всё. Потом автозак сделал пару кругов и нас перевели уже в настоящий "зековской" автозак и посадили в стакан. Тесный и темный.

Помимо этого позже в автозаке оказался и Паша Белоус, с которым мы потом и на сутках вместе сидели. Охраняло нас два "космонавта":


(фото "космонавтов" из твиттера Романа)


Общались с "космонавтами" по дороге?

Нет, "космонавты" торжественно хранили молчание и даже не смотрели на нас. Ну а так как мне повезло оказаться в "стакане" на четверых человек, я сразу сел в угол и начал стримить происходящее. Когда в РУВД оформляли протокол, мне непрозрачно намекнули, что я был слишком смелый на этом стриме, поэтому я буду "отдыхать".




Вас в автозаке привезли в РУВД, так? Что происходило дальше?

Весь наш автозак (а это человек 20), в конце концов выгрузили в гараже возле какого-то здания. Нас завели в гараж и поставили вдоль стены, сразу же забрав все вещи, а также шнурки, ремни и так далее. Руки очень жестко стянули строительными хомутами. И всё, нам оставалось ждать пока нас под конвоем заведут в здание, которым оказалось Ленинское РУВД.


Сколько вы так стояли?

Стояли в гараже около полутора часов где-то. Может чуть меньше.


Милиция в это время с вами общалась?

Неа. Зато можно было относительно спокойно разговаривать. Охраняли, так сказать, несколько курсантов Академии МВД, пара солдатов-срочников ВВ и несколько местных милиционеров.


А что было дальше, в Ленинском РУВД?

Ну, так как за день до этого во Фрунзенском РУВД у меня в который раз "откатали пальчики", сфотографировали с разных ракурсов и даже сняли на видео, то меня почти сразу повели в подвал, где находится актовый зал. Там сидело уже около 10 задержанных чуть ранее ребят. И всё. Так, с руками, скрученными хомутами мы там сидели около полутора часов, пока по одному начали приносить протоколы для подписи. Тогда же удалось подслушать разговор, в котором говорили, что по указанию свыше на сутки нужно отправить только шесть человек. Ну вот мне, собственно и посчастливилось :)


Что было дальше?

Ну, потом нас провели в отдельное помещение возле обезьянников, полностью проверили, раздели, сняв даже трусы и заставили приседать. Чтобы мы не протащили что-то с собой на сутки. Вот в момент когда стали раздевать, стало уже понятно, что едем на сутки. Впрочем, сами обыскивающие тоже об этом сказали.


Подожди, получается что это было до суда?

Да.


Т.е. до суда уже повезли "на сутки"? А когда был сам суд?

Ну, повезли на Окрестина. До суда. Суд был на следующий день, в понедельник, то есть 27 марта.



Про суд.

Расскажи немного о том, как тебя судили.


Тут дело обстояло следующим образом. Нас большой группой, человек в 20-25 на двух машинах около 09:30 привезли в дом правосудия (который на улице Семашко) и усадили в зале суда. Никто из нас даже не понял, что к чему. У всех просокочила мысль, что это нас вот прямо так группой и будут судить. Но оказалось чуть иначе. Это было просто помещение, из которого нас по одному выводили уже на судебные заседания. Забегая вперед, увезли обратно из здания суда нас только около 18 часов.

Где-то около часа дня настала и моя очередь. Сам суд проходил по стандартному сценарию.
Было несколько интересных моментов.


Каких?

Например, когда первый ОМОН-овец свидетель на вопрос судьи о том, что он может пояснить по поводу момента моего задержания, встал и честно ответил, что видит меня в первый раз. Однако после того как судья активно поморгала ему несколько раз, он сразу "вспомнил".

Ну и показания самих свидетелей-ОМОНовцев также расходились. Например, один говорил о том, что мне делали предупреждение и подходили ко мне один раз. А второй утверждал, что ко мне подходили дважды и задержали только на третий раз. Уже не говоря о том, что они неправильно назвали место, время и обстоятельства задержания.

По результату, в протоколе судебного постановления вообще почему-то указано, что меня задержали по адресу ул.Октябрьская, 1 (это студенческие общаги в районе станции метро Первомайская). А мне, в то же время, отказали в вызове свидетелей, в приобщении видео и ффотографий момента задержания и так далее, отклонили вообще все мои ходатайства.

С учетом двух коротких перерывов суд надо мной длился минут эдак 10


А почему отклонили ходатайства, не пояснили?

Неа. Просто без пояснений.


А ты не знаешь, что присудили остальным ребятам, которые сидели и ждали суда вместе с тобой?

По-разному. Большая половина отделалась штрафами, а остальным дали от 7 до 15 суток. Был еще один момент забавный на суде у одного мужика.


Какой?

Судья зачитывал приговор так: "Итого за мелкое хулиганство семь суток ареста, а за сопротивление сотрудникам милиции 3 суток ареста. Путем полного сложения назначается наказание в виде 12 суток ареста". Причем у него даже переспросили, но он повторил, что 7+3=12 суток ареста.


Блин, ну это жесть конечно)

Да там куча всяких историй трешовых была, но уж очень долго писать.


Получается, не оправдали никого? Всем назначили какое-то наказание, отсидка либо штраф?

Да, всех наказали.



Про тюрьму.

Что было потом? Ты поехал на отсидку? Где она проходила?

После суда нас снова отправили в ЦИП ("центр изоляции правонарушений") на Окрестина. Условия там, прямо-скажем, отвратительные. Так, на 6 человек там камера размером в метров 20-25 квадратных, вентиляция не работает, дичайше душно, очень много плесени. Курить нельзя, в камерах даже нельзя держать сигареты. На кроватях днем нельзя лежать. Если замечают - отбирают на сутки у всей камеры матрасы. Хотя, прямо скажем, они не спасают - кровать представляет из себя сваренную крест-накрест расплющенную арматуру. Поэтому даже лежать там тяжело, а заснуть и подавно. А, ну и да, никаких прогулок и передачек не было.

Примерно на третьи сутки ЦИП забили до отказа до отказа "политиками" - говорили, что вообще мест свободных не было ни на одном из четырех этажей. Арестанты, видимо, всё-таки довели до ручки местных надсмотрщиков, потому что всех начали переводить в соседнее здание ИВС ("изолятор временного содержания"), где в камерах можно курить, где нормальные кровати и вентиляция. Ну и сами "хаты" куда просторнее. Там уже можно кое-как жить.


Т.е. днем на нарах вообще нельзя было лежать? А что можно было, сидеть?

Да, но это только в ЦИПе. В ИВСе всем пофиг.


Ясно. А как в целом проходит "отсидка" на сутках? Опиши распорядок дня.


Тут нужно сразу сделать небольшую оговорку о том, что этот распорядок соблюдается весьма и весьма не точно. Подъем по графику - в 6 утра. Примерно в это время в камере включают дневной свет. Но это может быть и в половину седьмого, а может и в семь. Где-то спустя минут 30-40 после подъема дают завтрак. Потом, спустя примерно полчаса, утренний обыск. Всех выводят из камеры, а 3-5 сотрудников полностью обыскивают камеру на предмет всяких запрещенных предметов. Длится это, как правило, всего пару минут.

Ну а после этого уже сугубо свободное время. Примерно в 15 часов должны быть прогулки, но они крайне нерегулярны, а возможность подышать свежим воздухом и увидеть небо, пусть и за решеткой (в камерах стекла в окнах непрозрачные), зависит от настроения и желания самих надсмотрщиков. А дальше, около 17-18 часов приносят обед, а уже через полчаса после этого - ужин, так что говорить о графике в плане питания тяжело.

Ну и всё. Дальше снова свободное время, а отбой по графику - в 22 часа. Хотя, опять же, по ощущениям свет могут выключить и в 23 часа. Примерно так.


Все остальное время вы просто сидели в камерах?

Да. Есть еще работы, на которые можно добровольно попроситься, но это не для политических. Всех "политиков" из принципа не пускают на всяческие работы.


А как вас там кормили, опиши примерное меню.

Ох, а еда - это вообще отдельная тема. На завтрак у нас традиционно была какая-то каша (по консистенции она напоминала строительный клей, так что в шутку мы называли ее "клейстером") с изюмом. Хотя изюминок на одну тарелку всего пара штук. Поэтому мы любили шутить, особенно в первые дни, что не весь изюм еще из булок повыковыривали. Ну и чай - единственная пищевая радость за день.

Обед состоит из двух блюд. На первое всегда дают какой-нибудь суп. Чаще всего - рыбный. Хотя никакой рыбы в нем нет, догадаться об этом можно только по легкому привкусу. Суп, кстати, зачастую был вообще пресный и представлял из себя воду с кусочками гнилой картошки, капусты и лаврового листа. На второе в основном давали картофельное пюре, котлету из рыбных обрезок (то есть из остатков рыбы. Скорее всего, просто перемалывали голову, хвост, кости и кишки), которую есть было практически невозможно и старый засоленный огурец, от кислоты которого иногда чуть ли не слезились глаза.

С ужином иногда везло чуть больше. Иногда давали гречку с очень холодной (непонятно почему) сосиской, а временами - квашенную капусту с какой-то непонятной котлетой.

Вот такое вот меню.


Передачи какие-то были? Наверное, многим арестованным помогали продуктами?

Да, передачи были. В основном за счет них мы питались. В основном нас закидывали различными сухофруктами, сладостями и колбасой. Наедались до отвала :)


Ну, хоть какая-то радость) А кто сидел вместе с тобой "в хате", опиши контингент.

За время "отсидки" я поменял 5 камер. Почти все были политическими, хотя один раз был обычный работящий мужик, которого милиция забрала прямо из дома за выпивку. Хотя он просто спал. Ну и должен был уезжать в ЛТП.

И второй "неполитический" - весьма порядочный и работящий бомж, который подвыпивший шел по центру города и не подумав кинул цепь, лежавшую у него в сумке, на памятник городового.


А чем занимались во время отсидки в основном? Истории рассказывали)?

Ну, травили какие-то истории и читали книги
Всё :)


Администрация тюрьмы как-то общалась с вами? Или все контакты были сведены к минимуму?

Как правило на все наши вопросы следовали совершенно односложные ответы. Лишь изредка в ответ можно было было услышать какую-то шутку или просто поговорить. И то, такое было только в последние дни. Но в общем и целом всё сильно зависит от смены, которая дежурит. Ибо люди совершенно разные.


Про будущее.

Насколько я знаю, 10-го тебе предстоит еще один суд, за Куропаты. В чем тебя обвиняют? Готовишься к еще одной "отсидке" или надеешься на лучшее?

Вообще, этот суд стал для меня полной неожиданностью, ибо узнал я о нем только после того как вышел за двери тюрьмы. Вчера удалось наконец узнать, за что вообще меня будут судить.

Оказывается, 25 февраля в 10:00 я принимал участие в пикетировании на территории строительной площадки по адресу Мирошниченко, 49. На фоне БЧБ-флагов и растяжки я "громко выражал протест против строительства административного здания и требовал включение этого участка в историко-культурное наследие". А ещё узнал, что я "особо выделялся на фоне остальных протестующих и был самым активным участником", при этом "не реагировал на замечания сотрудников милиции".


Да уж(

Но самое интересное в другом. В то время меня вообще не было в Куропатах! Мне вменяют нарушение закона за 25 февраля в 10:00, хотя в тот день в Куропаты я приехал только около 13:30. Интересно получается, однако. Ну или я тут разоблачил себя как первый в мире человек, способный раздваиваться и находиться в двух местах одновременно :)

Ну и много интересных моментов нашел. Так, например, у обоих свидетелей-милиционеров абсолютно одинаковый домашний адрес, а "показания" полностью, вплоть до запятых скопированы. Ну и некоторые даты в различных бумагах почему-то были написаны карандашом
В некоторых местах эти даты просто поверх карандаша обвели ручкой, а кое-где, судя по бумаге, стирали и уже потом вписывали ручкой.


Будем следить за ходом суда, хотя с нашим "правосудием" я не удивлюсь, если и тут тебя сделают виноватым(

Ну, судя по тенденциям, сейчас за Куропаты всем дают штрафы. Хотя предугадать тяжело, так что посмотрим.


Рома, а что ты сделал самым первым, когда вышел из тюрьмы? Ну и по традиции - несколько слов о планах на будущее.

Первым делом залез дома в горячую ванну с пеной и "отмок", а уже позже вечером встретился с друзьями.



Планы на будущее сейчас весьма туманны. Если не кинут на сутки снова, то всё-таки займусь поисками работы, а параллельно хочу запустить очень интересное реалити-шоу в своем твиттере, которое точно порвет всех и всё. Это будет просто бомбическая и крайне интересная штука, в которой смешается социальный эксперимент, жизнь простых людей, взгляд на мир другими глазами, совсем другой Минск и совсем другая жизнь. Так что не переключайтесь, как говорится.

"Сутки" меня отнюдь не напугали и не оттолкнули, а только наоборот дали убедиться, что я всё делаю правильно, если власти меня так усердно запихивают за решетку ;)



Странички Романа в фейсбуке и твиттере, обязательно подписывайтесь:

http://www.facebook.com/pr0tez

https://twitter.com/pr0tez


Добавляйтесь в друзья в ЖЖ).

я в фейсбуке
я вконтакте
я в твиттере



_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “диктатура” Tag


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

ron_coleman April 8th, 11:55
Ромка молодец! А за Куропаты чего его долбают-то?

maxim_nm April 8th, 11:57
Ну ты ж читал - "кричал, размахивал руками, ГРОМКО ТРЕБОВАЛ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАСТКА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"))

amakh April 8th, 11:56
Ну всё! Жизнь прожита не зря! Лет через 40 засядет за мемуары под названием "ЯЕБатька!"


maxim_nm April 8th, 12:00
)))

grzegorz_b April 8th, 11:59
интересно, спасибо!

maxim_nm April 8th, 12:00
Рад, что понравилось)

minskblog April 8th, 12:01
Да, с тем как менты пишут показания и как отклоняют ходатайства в суде сталкивался лично. Если дело до суда дошло - ты виноват без вариантов, на закон всем чхать, менты его вообще не знают, им и не нужно, они по умолчанию правы

maxim_nm April 8th, 12:04
Печально, что так(

harmurak April 8th, 12:13
Подписался на Рому в тви)

maxim_nm April 8th, 12:13
В фейсбуке тоже подписывайся)

lora_lei April 8th, 12:22
Мда... А сколько таких историй... Сотни!

maxim_nm April 8th, 12:23
Да... Рома один из сотен.

magnetoplus April 8th, 12:28
А сколько Рома отсидел?

maxim_nm April 8th, 12:29
10 суток.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
avtocrator2 April 8th, 13:17
Несогласованность самого процесса судилища обусловлена еще и тем, что сами задержания изначально происходят с большими нарушениями процедуры. Старший ОМОНовец смотрит в толпу и дает команду подчиненным, кого винтить. Выбирает абсолютно хаотично, поэтому попадаются случайные люди - не активисты и даже пресса иногда не смотря на приказ сверху "журналистов не трогать". Космонавты пакуют человека в автозак, идут за следующими "в поле" и так по кругу. Нарушение в том, что по закону именно те милиционеры, которые производили задержание и должны составлять протокол, где указывается за что человека забрали. По факту же, протоколы конвейером на скорую руку составляются уже в УВД, куда привозят людей, сотрудниками, которые "нарушителя" в глаза не видели. Формулировки берутся с потолка: "выкрикивал лозунги", "хулиганил", "ругался матом" и т.д. Такая петрушка создает, конечно, геморрой судам.

maxim_nm April 8th, 20:20
Это да.

veter_r_r April 8th, 17:04

Ну хоть ОМОН в стране пока работает без сбоев.


Kirill Pichugin April 9th, 13:25
Да это херня, а не работа. Не накостыляли, только в жопу залезли. Чисто по беларусски.

А где блохер Пуэрто ?

crown_athlete April 8th, 17:06

Что-то коллеги забыли про него, может его уже и в живых нет

Re: А где блохер Пуэрто ?

maxim_nm April 8th, 20:20
Писал же несколько дней назад.

nikita_samara63 April 8th, 17:36
в блогеры школьники пошли, ну может младшие курсы
видимо других не развести писать всю эту лажу, а так обидно, что такое поколение растет. (((

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
maxim_nm April 8th, 20:21
Вроде нет.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
maxim_nm April 9th, 11:36
Что это?

Kirill Pichugin April 9th, 13:23
В камерах душно и КУРИТЬ нельзя, что особо возмущает. Если бы курить было можно, тогда другое дело))))

maxim_nm April 9th, 13:48
Должны быть отдельные камеры для курящих и для некурящих.

dms777 April 9th, 13:31
Ну в конце-концов, Белорусия, малюсенькая страна... Это же не Россия, где ко Кремлю хрен подступишься... Возьмите, да скинте нахер этого старпёра... Всё в ваших руках, чуваки!)

goplala April 9th, 14:27
Хех, мальчики... не всегда размер имеет значение. У батьки меньше тормозов, чем ВВХ

afonya007 April 9th, 13:38
"...Что происходило дальше?" "Ага, понятно" "расскажи когда и как..."Что было дальше?" "А что было дальше," ...А почему " "Что было потом?" "Расскажи немного о том" "Какой?" блогер тебе клифт прокурорский и шкары с лампасами носить не доводилось?

gentle_m_a_n April 9th, 13:40
Ой не могу, с этих клоунов)))
достаточно одного дня и:
"вышел после отсидел""..
"большое интервью"...
".. о тюряге и планах на будущее"
))))))))

afonya007 April 9th, 13:51
сам угарал. теперь наверное от девок отбоя нет и среди сидельцев в авторетете

portugez April 9th, 13:43
может батьке трусов не хватает а в суд тоже без трусов. Как вы там живете с этим дебилом.

maxim_nm April 9th, 13:48
)))

v t April 9th, 14:06
Дебил малолетний. Блогэрь.

goplala April 9th, 14:11
Даже в РФии мужикам в жопу перед посадкой не заглядывают, хотя по протоколу должны

maxim_nm April 9th, 16:25
У нас все жетстко.

goplala April 9th, 14:19
Кстати... Дагестан сейчас
https://youtu.be/sUKaR8jQoGM

Edited at 2017-04-09 02:21 pm (UTC)

maxim_nm April 9th, 16:25
Ого... Ничего себе!

mivr April 9th, 15:33
"Стакан", "отсидка", "на сутках" - чувствуется опытный бывалый товарищ ))

maxim_nm April 9th, 16:24
Рома в первый раз попал. Просто по-другому это не опишешь.

notabler April 9th, 16:16
А в Беларуси нет обычая обращаться в Европейский суд? Как Навальный, он туда уже колею протоптал, не дорожку. Куропаты эти явно тянут на добрую компенсацию денежную. Да и это вот задержание тоже. С этими судебными фокусами особенно

maxim_nm April 9th, 16:23
Нету(

?

Log in

No account? Create an account