Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Январские события в Вильнюсе (фото).



Ровно 26 лет назад в эти январские дни в литовской столице Вильнюсе проходили события, позже вошедшие в историю как "Январские события 1991 года" (лит. Sausio įvykiai), связанные с провозглашением независимости Литвы, и развивались они следующим образом — в  начале января 1991 года правительство Литвы значитальено повысило розничные цены на продукты питания, что вызвало протесты просоветских коммунистических организаций, вроде литовской партии "Интерфронт", собравших несколько митингов против правительства Литовской республики.

8 января на сессии Верховного Совета СССР была выражена обеспокоенность "сложившейся в Литве ситуацией" и было заявлено, что в ардес Верховного Совета СССР приходят "многочисленные телеграммы жителей Литвы с призывом к руководству навести порядок в республике".

Одновременно с этим в ночь с 8 на 9 января в Литву были переброшены сотрудники спецназа "Альфа", солдаты Псковской дивизии ВДВ и другие части. Под катом — рассказ о тех событиях.




02. В течение дня 11 января советскими частями были заняты Дом печати в Вильнюсе, ретрансляционный телевизионный узел в Неменчине, другие общественные здания. 13 января 1991 года советские войска захватили Вильнюсский телецентр и телебашню — для того, чтобы обеспечить трансляцию Центрального канала советского телевидения в Литве,




03. При штурме телецентра погибло 13 и было ранено 140 человек — это была кульминация операции советской армии, которая началась 11 января и была направлена на занятие войсками ключевых позиций в Литве.  На фото — советская армия (войска ВДВ) на окраинах Вильнюса, в районе телебашни.




04. Советские десантники, вооруженные АКС-У на БМД на улицах Вильнюса. Одна группа войск стояла в районе телебашни, другая — в центре города в районе здания Парламента.





05. Демонстранты выносят пострадавших в ходе штурма телецентра:




06. Некоторые исследователи тех событий пишут, что операция советской армии в Литве была приурочена к окончанию 15 января срока ультиматума Саддаму Хусейну (от него добивались выхода из Кувейта) — была надежда, что американцы будут заниматься темой Ирака, и события в Литве пройдут незамеченными.




07. Дальнейшей частью операции советских войск должен был стать штурм здания литовского Парламента — его окружали толпы демонстрантов. Штурмовать парламент силы совесткой армии уже не решились.





08. Плакаты на баррикадах в Вильнюсе, направленные против Горбачёва — его тогда считали иницииатором ввода советских войск в Литву. В последствии никто из должностных лиц СССР не захотел взять на себя ответственность за события в Вильнюсе.




09. Протестующие на баррикадах в районе Парламента:




10. В знак протеста многие литовцы рвали советские паспорта  и оставляли их на барикадах:




11. 13 января в Москве прошли массовые демонстрации в защиту Литвы и за отставку Горбачёва. Митингующие несли флаги Литвы, Украины, а также российский триколор, который в то время ещё оставался под запретом и был тогда символом свободной и демократической России.

На фото демонстранты митингуют прямо возле дания КГБ на Лубянке:




12. Некоторые улицы в центре Москвы были перекрыты милицейскими кордонами, часть участников акций в поддержку независимой Литвы была аресована:




13. Ежегодно в Литве проводится акция памяти жертв январских событий. Российские делегации по какой-то причине не возлагают цветов в память жертв тех событий...




Добавиться в друзья можно вот тут.

я в фейсбуке
я "вконтакте"
я в твиттере


_____________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Posts from This Journal by “Литва” Tag

  • 25 лет без КГБ СССР, экскурсия по тюрьме.

    Ровно 25 лет назад прекратил своё существование КГБ СССР — тот самый "комитет", который одни считали столпом и основой советского…

  • Как устроена IKEA.

    В комментариях к записи о том, как IKEA спасет Беларусь я столкнулся с тем, что некоторые читатели вообще не знают, что такое IKEA, как это…

  • Жилые гетто на окраинах Вильнюса.

    Как правило, те туристы, кто бывает в Вильнюсе, фотографируют центральные районы города в районе проспекта Гедемина, Ужуписа и старого центра…

  • Что посмотреть в Вильнюсе?

    Завтра вечером вылетаю в Бухарест, буду там фоткать дворец Чаушеску и цыганские кварталы на окраинах. Вылетаю из вильнюсского аэропорта. Завтра…

  • Танки на улицах Вильнюса .

    Сегодня 13 января — ровно четверть века назад в этот день произошло кровавое столкновение между демонстрантами провозгласившей независимость…

  • Литва, Висагинас.

    Висагинас — город на востоке Литвы, построенный как город-спутник Игналинской АЭС. Строительство города было начато в 1975 году, то есть…


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я белорусский топ-блогер:) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном туризме, городских…

lora_lei January 15th, 13:01
Горби вроде заявил, что он не при делах вообще был?

maxim_nm January 15th, 13:02
Да, заявил что "ничего не знал о тех событиях")

harmurak January 15th, 13:05
А что на последней фотке? На современную похожа.

maxim_nm January 15th, 13:08
Это и есть современная. Акция памяти жертв 1991 года.

minskblog January 15th, 13:05
То же самое в то же самое время было в Риге под кодовым названием "Баррикады". Совпадение?))

maxim_nm January 15th, 13:08
Знаем все эти брежневские "Крах операции "Полония" и прочую муть.

почитайте

kommehtatop01 January 15th, 13:07
а причина хорошо описана в книге исповедь экономического убийцы!

Re: почитайте

maxim_nm January 15th, 13:08
Кто автор?

mark_amerika January 15th, 13:16
ну и фотки. На танках аж прут на живых людей.
Честно не знал про эти события

maxim_nm January 15th, 14:06
Да, сложные времена были...

mercator100 January 15th, 13:31
Пять баллов!

maxim_nm January 15th, 14:06
Спасибо.

andrey_19_73 January 15th, 13:40
Если интересно, то небольшое видео о тех событиях. http://andrey-19-73.livejournal.com/44772.html

Вот мне например интересен момент с задержкой пассажирских поездов со ст. Вильнюс. Возможно это была чья-то провокация?

maxim_nm January 15th, 14:06
Спасибо! Посмотрю.

oldpapuas January 15th, 13:43
Литовцы сравняли с землёй этот "Северный городок" в Вильнюсе. А в Эстонии местные советские генералы послали Горби на куй. И всё было тихо, и мирно.

maxim_nm January 15th, 14:05
"Северный городок" это что?

magnetoplus January 15th, 14:07
Что итересно — в инете не нашел ни одного толкового исследования тех событий.

maxim_nm January 15th, 14:08
А хорошо искал?

bea3trice January 15th, 14:12
"для того, чтобы обеспечить трансляцию Центрального канала советского телевидения в Литве"

Нет, для того, чтобы обеспечить нетрансляцию канала Литовской Республики, а трансяцию канала коммуняг или ничего.

Edited at 2017-01-15 02:12 pm (UTC)

maxim_nm January 15th, 14:13
А в чем разница? Канал ЦТ это и был канал коммунистов.

ron_coleman January 15th, 14:14
По телеку показывали это всё в те времена?

maxim_nm January 15th, 14:15
На счет телека не помню, но как-то инфа доходила.

Nowik January 15th, 14:34
Историю забывать самоубийственно,этот факт неоспорим.Но! К чему привёл вот этот конкретный пример урока истории ? Особо одарённые в «уроках истории» не поведают ли ?

maxim_nm January 15th, 14:36
А к чему он должен был привести?

n_lenin January 15th, 14:52
Горбачёв просто не сумел подавить бунт. Это потом он записался в "реформаторы", а поначалу защищал СССР сколько было сил.

maxim_nm January 15th, 16:59
Может и так.

diver61 January 15th, 14:58
Молодцы Литовцы,во время от СССра и коммуняк ушли.

ext_3286940 January 15th, 16:59
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

dxcgv January 15th, 15:01
Бравые чухонцы храбро сбросили советское ярмо и дружно отправились мыть унитазы в просвещенную европу. Профит!!

Iogann Weiss January 15th, 15:19
удивительно что мыть сортиры ( что само по себе не позорно) оказалось выгоднее и лучше чем быть в составе империи зла.

btclub January 15th, 15:20
Если на сегодня,то основной завоёванной возможностью и результатом стал выезд за границу страны более 600 000 человек(16% от численности на 1991год)и общее сокращение населения на 850 000 человек(23%). Результаты можно оценить как катастрофу,вполне сравнимую с последствиями страшной войны.
Как это понимать?Как неверие в собственную страну и себя?Как предательство Родины?Как моральная деградация этноса?
На глазах происходит добровольное балтское самоубийство.

leokand January 15th, 15:40
Понимать очень просто: человек не дерево, чтобы жить исключительно там, где когда-то появился на свет.

kremlin_curant January 15th, 16:34
Было дело. Люди отстояли свою свободу.
Хотя конечно отпускники и добровольцы тогда ещё не в моде были.

maxim_nm January 15th, 17:00
Это да.

У же пора и правду расказать

ext_3286940 January 15th, 16:48
Председатель Социалистического Народного Фронта и председатель ассоциации "Литва без нацизма" Альгирдаса Палецкиса, заявил, что 13 января 1991 года в Вильнюсе "как сейчас выясняется, свои стреляли в своих". Об этом 18 января проинформировал сайт slfrontas.lt. При этом, судя по опубликованным воспоминаниям первого руководителя охраны Верховного Совета Литвы Артураса Скучаса, стрелявшие "свои" являлись уголовниками. БОРЦЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ - БЫЛИ БАНДИТЫ
Правда о провокаторах-националистах, стрелявших с крыш домов, расположенных напротив телебашни, в собравшихся внизу людей из автоматического и охотничьего оружия, находит дорогу к людям. Она уже делает это на страницах книг В.Пяткявичюса «Корабль дураков» (2003), политзаключенного Ю.Куолялиса «Сквозь тюремную решетку» (2010), Р.Озоласа «Проблески зари» (2010). Авторы, приводя многочисленные свидетельства и документы, включая официальные, прямо утверждают, что организаторами убийств 13 января являются председатель Верховного совета (ВС), фактически первый руководитель независимой Литвы В.Ландсбергис (сын министра временного правительства, подписавшего 25 июня 1941 года приветственное письмо "освободителю Литвы от большевистского гнета" Адольфу Гитлеру) и приближенный к нему министр обороны А.Буткявичюс, «прекрасно отдававшие себе отчет в том, что на американцев безотказно действует единственный аргумент – гибель безоружных людей».
А.Буткявичус уже давно это не скрывает. В 1997 году, находясь на военной стажировке в Англии, он заявил английским журналистам, что во время штурма вильнюсской телебашни в толпу с крыш домов стреляли его боевики, включая подготовленных американскими спецслужбами снайперов. Затем, в апреле 2000 года, поссорившись с Ландсбергисом, он откровенно поведал литовскому еженедельнику "Обзор" еще и о том, что они, как организаторы провокации, «сознательно шли на жертвы». Однако после короткого скандала вокруг признаний Буткявичуса о них быстро «забыли».
О том, что январские события были спровоцированы Ландсбергисом, первой публично заявила 17 июня 1991 года известная литовская писательница и активная сторонница независимости депутат ВС Литвы Видманте Ясукайтите: «Печально, что 13 января наши юноши неизвестно почему пали жертвами у телебашни. Я, вместе с другими депутатами, прибыв к башне, уговаривала ребят уйти, так как нам было известно, что эта провокация была подготовлена В.Ландсбергисом. Но ребята были пьяны и не хотели нас слушать. Здания телевидения и Дом печати были заняты, так как оттуда распространяли клеветническую политику ландсбергистов. Если бы Ландсбергис был настоящим литовцем, то всего этого не было бы. Советские солдаты выполняли воинский долг, а люди погибли из-за расчетов Ландсбергиса. Такое правительство ведёт нас к обнищанию и погибели. А Ландсбергис, идя по пятам своего отца, создает в Литве фашизм...»

Литовская судебно-медицинская экспертиза еще в 1991 году установила факт обнаружения в телах погибших пуль от охотничьих винтовок и траекторию поражения жертв с крыш. Сверху вниз, под углом 40-50 градусов (поэтому убитых тогда же спешно захоронили, ничего не расследуя). В то время как советские военнослужащие находились внизу у телебашни и, по свидетельству очевидцев-литовцев, не стреляли (да и не могли этого делать, поскольку им просто не выдали патроны). Факты стрельбы с крыш по молодежи, оглашённые А.Палецкисом, подтвердили на суде и многочисленные свидетели тех событий. Включая экс-сотрудника 6-го отдела МВД Литвы В.Шульцаса, который с группой из пяти коллег вел в тот день киносъемку событий.


Re: У же пора и правду расказать

zack_broflovski January 15th, 17:18
мраазей чекистов и коммуняк ждет Международный Трибунал и судить их как эсесовцев на Нюренбегском процесс.
Карлик Путин первый кандидат.

zack_broflovski January 15th, 17:16
Еще один эпизод фашистов-чекистов для Международного Трибунала на коммуняками и чекистами.

glavsnab January 15th, 17:28
Автор старательно умолчал даже о том, что среди погибших был офицер "Альфы". Убитый, кстати говоря, выстрелом в спину.
И, естественно, о том, что:
"Виргиниюс Друскис, Дарюс Гербутавиюс и Витаутас Концявичюс убиты пулями, летевшими сверху, а Видас Мацюлявичюс убит пулей калибра 7,62 образца 1908 г, предназначенной для винтовки, карабина или пулемёта Мосина, образца 1981-1930 г. Были ранения от охотничьих винтовок, малокалиберных винтовок, которые военные не применяли."
А свидетелей, которые в литовском суде говорили о стрельбе с крыш, судили за "ложь". Как и тех, кто рискует, даже за пределами Литвы, усомниться в официальной версии.
"Асанавичюте Лорета, 22-лет, по рассказам очевидцев, была вытолкнута кем-то из толпы около телебашни, где она стояла, под движущийся военный бронетранспортёр, который своим боком прижал её к окружающей телебашню стенке”.
(когда ее Скорая помощь везла в больницу) Асанавичюте была в сознании и рассказывала о том, что её толкнули под бронемашину"
"Чем объяснить, что уже в 1 час 10 минут ночи 13 января 1991 г. из окна Верховного Совета Литовской Республики ксёндз Кейна начал служить мессу по погибшим жертвам от Советской Армии, начав её со слов: ”уже есть первые жертвы”, хотя до появления военнослужащих СССР около т.н. “стратегических объектов” г. Вильнюса оставалось ещё половина часа?"
И т. д.

popandopulis January 15th, 18:04
Автор старательно умолчал даже о том, что среди погибших был офицер "Альфы". Убитый, кстати говоря, выстрелом в спину.
---
Это нормально. Что он там забыл?

bodulka January 15th, 17:48
<<<Одна группа войск стояла в районе телебашни, другая — в центре города в районе здания Парламента.>>>

Очень жаль, что нет ни одной фотки "войск в центре города", очень.

ext_3286940 January 15th, 17:49
Действительно, за два десятилетия в Литве уничтожена практически вся промышленность, все построенные в СССР заводы-гиганты. Зато появилось очень много безработных и нищих. Население уменьшилось более чем на 23%. Более полумиллиона литовцев эмигрировали на Запад, который способствует расколу литовского общества, вспоминая, когда ему надо (например, для продвижения польских интересов с помощью литовских поляков), что в советское время никакого ущемления прав нацменьшинств в Прибалтике не было и, наоборот, игнорируя и замалчивая русофобские и фашистские акции. Вроде тех, о которых говорится в обращении Ассоциации «Литва без нацизма» к Совету министров иностранных дел ОБСЕ: «Уже достигнут реванш в учебниках истории и СМИ. Суд среди бела дня реабилитирует свастику и лозунг «Литва – литовцам». Администрация самоуправления ежегодно выдает разрешения для нацистских маршей в честь главных государственных праздников. В рядах Вооруженных сил Литвы присутствуют люди неонацистских взглядов, которые гордо вышагивают в этих маршах. Регулярно оскверняются могилы советских воинов и жертв холокоста. Ежегодно в день рождения Гитлера в больших городах его поклонники вывешивают нацистские флаги и знаки. Никто за это так ни разу и не был наказан...»
Именно для того, чтобы подобное стало возможным, вожди «Саюдиса» и прочие ориентированные на США литовские деятели осуществили 22 года назад кровавую провокацию, а сегодня требуют у России многомиллиардную «компенсацию за советскую оккупацию Литвы». Провокаторам и убийцам страшна правда. И они судят ее, боясь, что рано или поздно народ все же узнает, что хотят скрыть за ложью о «советской агрессии и оккупации». О том, что в 1940 году имела место не оккупация, а инкорпорация Литвы в СССР - с полного согласия литовских властей (за границу тогда сбежал лишь один из руководителей). Что не бывает оккупации, когда вся власть в республике и на хозяйственном, и на идеологическом уровнях осуществляется представителями титульной нации, т.е. самими «оккупированными». Что русские «оккупанты» построили «банановой» до войны республике морские порты, Игналинскую АЭС, нефтеперерабатывающие комплексы, вместе с трубой и сырьем, заводы и фабрики в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шауляе… А также подарили столицу Вильнюс, большую территорию Виленской волости и Клайпеду с прилегающими районами, которые нацисты аннексировали в марте 1939 года без единого выстрела! Сданная литовцами без боя Клайпеда вошла административно в состав Кёнигсбергского земельного округа. Весной 1945 года русские солдаты-сибиряки заплатили тысячами жизней за ее освобождение. Однако Москва не стала включать эту обильно политую русской кровью землю в состав Калининградской области, а подарила Литве. Заодно добавив удобный выход к Балтийскому морю – дельту Немана с портом Русна и почти половину Куршской косы. Благодаря этому Литва вышла из Союза с территорией примерно на треть больше той, с которой она вошла в состав СССР…

notabler January 15th, 18:48
Садись, Адольф, пять баллов. Экзамен на доцента кафедры политэкономии сдал ))).

dimaby1 January 15th, 18:15
Правильно ли я понял из статьи:
- не слишком лояльное к Москве литовское правительство поднимает цены
- литовские коммунисты собирают митинги в Вильнюсе и требуют у Москвы разобраться.
- Москва отправляет войска чтобы прижать к ногтю литовское правительство
- войска захватывают телебашню и идут захватывать парламент
- парламент захватить не удается, потому что побоялись стрелять по антисоветским демонстрантам. Вот этот момент непонятен, потому что вначале сказано , что были и просоветские демонстранты из "Интерфронта". Наверное, антисоветских было просто на порядок больше.

Получается цены поднял Вильнюс, а виновата по итогу оказалась Москва - так?

maxim_nm January 15th, 18:26
Ну вводить войска за поднятие цен было незачем)

krucha13 January 15th, 19:23

Историю помнить надо но переворачивать  все сног на голову совсем не за чем. Переворот и бунты устроили националисты, благодаря им и были жертвы, а телебашню ремонтировали после захвата националистов офицеры нашего училища.


maxim_nm January 15th, 19:26
Какого "вашего училища")?

krucha13 January 15th, 19:26

Там войск и так было достаточно, если бы было так как вы тут написали то жерв было бы гораздо больше.


?

Log in