Максим Мирович

Кораблю безопаснее в порту, но он создан для океана.


Previous Entry Share Next Entry

Берлин Гитлера.

15

Как известно, любая политическая диктатура кажется самой себе вечной и нерушимой. Во всех гимнах тоталитарных и полутоталитарных государств полно словосочетаний "вечность", "навеки", "во веки веков" - словно самим актом говорения этих слов адепты тоталитарного культа должны "заморозить реальность" и распространить предрассудки и стереотипы дней сегодняшних на тысячелетия вперед.

"Тысячелетний Рейх", просуществовавший двенадвать лет, был одной из подобных систем, что желали "быть всегда". Для демонстрации собственного могущества, а также могущества новой политической системы, Адольф Гитлер, тогдашний рейхсканцлер Германии, решил полностью перестроить "погрязший в декадансе и разврате провинциальный Берлин", придав ему затем новое скромное название - "Столица мира Германия". Проект должен был быть завершен к 1950 году, а курировал всей этой реконструкцией архитектор Альберт Шпеер (который, кстати, пересмотрел к концу войны свои взгляды на нацизм).

Все строительные работы в Берлине были приостановлены в 1939 году, с началом военных действий. Тем не менее, за период 1933-1939 годов нацисты успели реализовать несколько достаточно крупных архитектурных проектов, которые имеют узнаваемый стиль. Часть из этих построек сохранились в Берлине до сих пор.

Моя сегодняшняя прогулка - по Берлину тридцатых годов.





02. Иду по Фридрихштрассе. Это достаточно узкая улочка, типичная для остатков довоенного Берлина. Где-то здесь должно быть здание Гауарбайтсамт - министерства труда имперского округа Бранденбург. Здание сразу узнается по характерным унылым формам и материалам внешней отделки. Лично я не хотел бы жить сером городе, состоящем из одних таких зданий.

01


03. Центральную часть здания венчает имперский орел - в ходе послевоенной денацификации Германии его оставили, убрав лишь свастику из его когтей.

03


04. Материал отделки здания типичен для гитлеровской архитектуры - это серые каменные плиты большой толщины. Именно этот материал был предложен Шпеером и утвержден Гитлером в качестве основного отделочного материала построек "новой Германии". По замыслу фюрера, подобный материал должен был вызывать у будущих поколений "священный трепет" перед могуществом и силой чего-то там... не помню чего.

04


05. Сейчас этот материал вызывает лишь уныние. Среди сверкающих современных построек, среди изящных берлинских зданий XIX века гитлеровские колоссы выглядят угрюмыми недостроями из нештукатуренного бетона.

Старое деревянное окно, покрытое пылью и патиной времени.

05


06. В кустах, посаженных возле здания в виде живой изгороди, а также в нишах оконных откосов живут воробьи:) Им здесь комфортно и хорошо. Может быть, это и есть лучшее применение этому творению человеческих рук, а, Гитлер?

06


07. Идем дальше. Следующее здание - министерство авиации Люфтваффе, называемое также "министерство Геринга". Обратите внимание на рисунок окна - он напоминает обычный жилой дом из австрийской провинции, а кладка огромных каменных блоков выглядит как кирпичный рисунок того же деревенского дома. Как говориться, "фюрера можно вывезти из провинции, но провинцию из фюрера - никогда".

08


08. Здание очень большое, занимает целый квартал. Внутри - длинные коридоры, залы для общих собраний и более 2000 рабочих помещений. Решетчатая ограда у главного входа - оригинальная, а на опорных колоннах ограды раньше сидели бетонные "имперские орлы".

14


09. Каменная кладка стен.

12


10. Ступеньки.

10


11. Боковой выход.

09


12. Внутренний двор.

11


13. Окна и балконы. Все выглядит достаточно топорно, словно маленький настольный макет здания вдруг увеличили в десятки раз. Сам Альберт Шпеер, проезжая по послевоенному Берлину и глядя на творения рук своих, заметил - "мы строили всё без учета масштаба".

13


14. Быстрее, быстрее спешим расстаться с деревней и прежним миром! Там все витиеватое - у нас будет все квадратное. Там есть лепнина - у нас её не будет. Там есть человечность - а нам она не нужна. Как бабахнем!

26


15. На боковой стороне министерства Геринга со стороны Лейпцигштрассе сохранились вот такие фрески, заменившие в начале пятидесятых работы Арнольда Вальдершмидта с изображением солдат Вермахта.

23


16. Боковые двери здания. Размеры каждой - метра по четыре в высоту.

25


17. Оригинальная медная ручка "тысячелетнего Рейха", тронутая патиной и тленом времени. Ручка расположена примерно на уровне носа человка среднего роста, и нажимается достаточно топорно, тяжело. При взгляде на нее меня почему-то стал разбирать смех:)

24


18. Следующая постройка - офисное здание Фридрихштадт, построенное в 1935 году по проекту архитектора Юргена Бахмана.

16


19. Стилистически это наименее "нацистское" здание из всех построек той эпохи, что сохранились в современном Берлине. Скорее обычный функционалистский офисный проект, почти без примеси идеологии и компенсации деревенских комплексов. О временах и нравах эпохи говорят лишь монолитная бетонная кровля, рассчитанная на бомбардировку с воздуха, и объемный бункер, находящийся под зданием.

17


20. И еще, пожалуй, некоторые элементы декора опорных колонн.

18


21.

19


22. На одной из колонн у входа сохранилась вот такая плита, на которой указан год постройки и имя архитектора.

21


23. Облицовка здания здесь похуже, чем в других зданиях - некоторые стыки между плитами сейчас выглядят вот так. Внутри шва - труха восьмидесятилетней давности и какая-то паутина. Плиты пахнут пылью.

22


24. Следующее сооружение - знаменитое "Министерство Просвещения и Пропаганды", известное также как "Министерство Геббельса". Оно также занимает почти целый квартал, выходя одной из сторон на Вильгельмштрассе.

27


25. Зайдем внутрь. В холле остались оигинальные элементы декора - потолочная лепнина и обрамления дверных проемов.

29


26. В материалах и формах - все та же патологическая "тяга к вечности" и назойливое желание избавиться от прошлого - "там круглое, у нас квадратное! мы новые супер-люди!"

28


27. Обойдем вокруг. Как и остальные постройки Рейха, здание производит достаточно унылое впечатление. Все однотипное и огромное. Человек должен здесь чувствовать себя мелкой козявкой - "смотри, мальчик, сейчас из этой огромной двери выйдет дядя такого же размера, и тебе мало не покажется".

31


28. Вся эта грандиозность масштабов вызывает лишь грустную улыбку. Король Лир на пороге безумия говорил:

"...еще не знаю сам,
Чем отомщу, но это будет нечто,
Ужаснее всего, что видел свет."

32


29. В этой цитате - вся философия архитектуры нацистской Германии.

34


30. Даже элементы декора какие-то удручающие. "Я такой серьезный, что даже сам себе в зеркале не улыбаюсь". "От одного моего пронзительного арийского взгляда цветы вянут и становятся внизу квадратными!"

33


31. Решетки здания, между тем, потихоньку подтачивает время.

36


32. А где-то возле стен вырос одуванчик. Хорошо ли ему здесь? Думаю, не хуже чем воробьям у "министерства труда".

37


33. Идем дальше. Вот это - так называемый "Дом Швейцарии", еще одно здание тех лет.

38


34. Колонна аркады, тронутая временем и следами прошедшей войны.

39


35. На первых этажах здания сейчас, в основном, современные магазины, но кое-где сохранились и оригинальные интерьеры. Выглядят мрачно.

40


36. Ступени здания тронуты временем, которое в итоге не оставляет ничего от "тысячелетних рейхов".

41


37. Следующая постройка - бункер ПВО на Рейнхардштрассе. Здание, в отличие от "гражданских" построек, ничем не облицованное и созданное из монолитного бетона. Вот так, прямо посреди улицы стоит огромный бетонный "саркофаг".

47


38. Кое-где сохранились остатки элеткросети.

49


39. Проемы входных дверей.

51


40. Вокруг помеченных войной стен угрюмого бункера давно выросли зеленые деревья, а новые поколения людей положили плитку и построили современные стеклянные здания.

48


41. Бункер смотрит на мир пустыми глазницами вентиляционных каналов. А граффити на его стенах говорят о том, что эпоха нацизма осталась в далеком прошлом.

50

Добавиться в друзья можно вот тут.

______________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:


promo maxim_nm august 1, 2012 15:32
Buy for 500 tokens
Привет! Давайте знакомиться — меня зовут Максим Мирович, я топ-блогер "Живого Журнала":) Уже несколько лет я веду блог maxim_nm на платформе Livejournal, который стал одним из самых популярных и посещаемых блогов рунета. Я пишу о путешествиях, индустриальном…

btclub July 10th, 2014
"эпоха нацизма осталась в далеком прошлом."
Ну-ну!

maxim_nm July 10th, 2014
В Германии - осталась точно в прошлом.

(Deleted comment)
inoi567 July 10th, 2014
а всеж сталинский ампир то повеселее....

yozas_gubka July 10th, 2014
конструктивизм тоже повеселее:)

shulvik July 10th, 2014
Угрюмо, мрачно и угнетающе. Явно не в моем вкусе.

maxim_nm July 10th, 2014
Так и есть:)

siduss July 10th, 2014
отличный репортаж! :-)
интересно посмотреть на былую монументальность

zloivinni July 10th, 2014
С удовольствием посмотрел)

maxim_nm July 10th, 2014
:)

real_marsel July 10th, 2014
Спасибо, очень интересно.

maxim_nm July 10th, 2014
Рад, что понравилось:)

inchichunson July 10th, 2014
Сумрачный тевтонский стиль.Гнетуще,безрадостно..

bronfenb July 10th, 2014
Интересный репортаж.
Только с преамбулой не соглашусь. Современная западная "демократия" - такая же диктатура, только диктатура коллектива.

omonkrivomazov July 10th, 2014
Чушь спорол

denkirish July 10th, 2014
Cурово. Внушительно.

primkulov July 10th, 2014
Спасибо, интересно и познавательно!
А на 20 и 21 стилизованная свастика, нет?

maxim_nm July 10th, 2014
На 21 - судя по всему да, а 20 больше похоже на тевтонский крест.

n_lenin July 10th, 2014
Классно!

(Deleted comment)
maxim_nm July 10th, 2014
Точно. До сих пор бы коровьи туши на волокушах из села в село таскали.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

А вы знаете что

ni4toneslishkom July 10th, 2014
В Германии Гитлера каждый день было 2 ноября, облачно без прояснений, во второй половине дня дождь с переходом в снег?

Re: А вы знаете что

maxim_nm July 10th, 2014
)))

maxim_nm July 10th, 2014
У спадара Даррыюса фоткi з тырнэтаў:)

(Deleted comment)
omonkrivomazov July 10th, 2014
Пруфов конечно нет? Типа :"мы очень рады что славяне убивают славян",или вам все-таки в голове показалось?

Edited at 2014-07-10 05:20 pm (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
gas_maske July 10th, 2014

В 30-е, 40-е там наверное какие-нить флажки, хоть и фашистские, и вывески.

А сейчас настроение задает безликость, безымянность.

maxim_nm July 10th, 2014
Нет, все точно так же и было, даже решетки те же. Флажки вывешивали только по случаю парадов и государственных праздников Рейха.

alioshap July 10th, 2014
Роскошные здания.


my-blog.songshelf.ru July 13th, 2014
Солидарен!

railway_online July 10th, 2014
Да, интересный пост. В Берлине все здания старше 1945 года испещрены следами пуль и снарядов. Потрясает частота обстрелов. Просто шквал. Город со шрамами былой войны. Заставляет задуматься.

maxim_nm July 10th, 2014
Это точно.

(Deleted comment)
maxim_nm July 10th, 2014
"На одном из этажей башни в условиях искусственного климата создан участок тропического леса с разноцветными птичками и свободно прыгающими с ветки на ветку обезьянами." - классно:)

(Deleted comment)
Бункер пустой чтоли стоит?
Видел нечто подобное из кирпича в р-не Международной улицы в Москве.

maxim_nm July 10th, 2014
В бункере сейчас что-то есть, но я внутрь не заходил.

queril July 10th, 2014
Хохлы у которых здание сельпо является вершиной инженерной мысли разбирают недостатки архитектуры Германии 30-х годов. Забавно!

sachse July 11th, 2014
Вашу обиду за Гитлера можно понять. То войну по-дурацки просрёт, то хохлы архитектуру разбирают. Просто какая-то полоса неудач. А что за хохлы?

kingeugen July 10th, 2014
А где же аэропорт Темпельхоф? Это же самое монументальное из зданий того времени. Недавно был там, снаружи так же уныло, внутри немного веселей.

maxim_nm July 10th, 2014
В Темпельхофе, к сожалению, не побывал.

g_kar July 10th, 2014
Жутковатые здания.
И сразу ассоциация с тюрьмой почему-то возникает, как её в кино показывают.

maxim_nm July 10th, 2014
Образы этой архитектуры вообще очень часто используются в кино для изображения тоталитарного общества. Яркий пример - фильм "Эквилибриум":

equilibrium-2002

ognevit July 10th, 2014
Отличный репортаж!
Очень уж угнетающе выглядят творения сумрачного тевтонского гения.

?

Log in